Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
5ballov-100143.rtf
Скачиваний:
101
Добавлен:
21.02.2016
Размер:
374.85 Кб
Скачать

Глава 3 Причины конфликтов на Юге России и способы их урегулирования

Каждый межэтнический конфликт своеобразен. Вместе с тем их природа едина, и потому существуют отработанные формы и способы их урегулирования. Конечно, в каждом случае необходимо учитывать специфику, причины того или иного конфликта. Важно учитывать масштабы конфликта, форму, в которой он протекает, наличие религиозного фактора, геополитическое положение территории, вовлеченной в конфликт, внешние силы, стоящие за конфликтующими сторонами и т.д. От этих обстоятельств зависят возможности и способы урегулирования конфликтов.

Во многих странах мира существует специальные службы, цель которых – разрешение этнических конфликтов. Например, в США начиная с 50-х гг. анализ этнических конфликтов организован в рамках Службы об­щинных отношений. В нашей стране возникновение таких аналитических центров приходится примерно на 1990-е годы, предметом которых стали этнические конфликты России.

3.1. Причины конфликтов на Юге России

Юг России является одним из самых конфликтогенных регионов страны. В настоящее время на юге России очень близко друг к другу проживает около пятидесяти только автохтонных народов. Наряду с ними проживает также “некоренные” народы. Причем, плотность компактного расселения их, считается одной из самых высоких в мире. Скученность, плотного проживания между ними, является благоприятными условиями для распространения энергии конфликта.

Юг России населен народами различных социокультурных и расовых типов, а также представителями различных мировых религий – ислам, христианство, буддизм. После распада СССР в этом регионе, как ни в каком другом оказался наиболее высокий уровень внутренней и внешней миграции, безработицы, общего падения промышленного и сельскохозяйственного производства. Картина дополняется малоземельем, вследствие исторической особенности дефицита территории, пригодной для хозяйственного пользования, а также неоднократная перестройка национально-территориальных границ.

Региональные конфликты на Северном Кавказе, в плане причинной обусловленности, имеют собственную историю и разворачиваются в разных сюжетных направлениях. Но так ли важен этот исторический фактор для анализа современных конфликтов? Однако их участники этнических конфликтов на Северном Кавказе при ведение переговоров часто апеллируют к историческим сведениям, и невнимание посредников к этой стороне дела может быть воспринято или одной из сторон конфликта как некомпетентность, неуважение к ценностям участников конфликта и даже пособничество.

Многообразие мнений экспертов о проблеме исторических оснований современных региональных конфликтов можно представить в виде трех основных точек зрения:

1) роль исторического фона в обострении нынешних конфликтов весьма существенна

2) исторический фактор все же практически не воздействует на состояние и динамику современных конфликтогенных ситуаций

3) исторический фактор может как оказывать влияние на характер конфликтов, действующих в настоящее время, так и не оказывать.

Эксперты, которые придерживаются первой точки зрения исходят из социально-философского истолкования конфликта, как формы движения и разрешения противоречий вообще. В этом смысле региональные этнические конфликты имею длинную историю, тем более в таком многоэтничном традиционалистском регионе как Северный Кавказ. По мнению экспертов, этот регион с доисторических времен был удобным геополитическим и богатым естественно-природным пространством, куда устремлялись различные завоеватели. Они уничтожали население, хозяйство, культуру и т.д., возбуждая тем самым ответную реакцию, приучая к насилию, войнам. Местные горцы, осваивая низменности, также часто конфликтовали между собой за поля, пастбища, совершали набеги для захвата добычи – скота, имущества, а также пленных, которых продавали в рабство. Этноконфессиональную конфликтогенность усилила Кавказская война, жестокая имперская политика, память о геноциде – махаджирстве.

Второй точки зрения придерживается В. Х. Акаев, который считает, что причины большинства региональных конфликтов и этнополитических конфликтов на Юге России – не столько в отдаленном прошлом, сколько в современных сложных, противоречивых экономических, политических, правовых, межнациональных процессах, происходящих в России.

Третей точки зрения придерживается явное большинство экспертов. Так С. И. Аккиева разделяет современные конфликты на Юге России на две группы:

1) конфликты, имеющие длительную предысторию и связанные главным образом с историей междоусобных конфликтов и кровно-родственной мести, например осетино-ингушский конфликт

2) конфликты в новейшей истории, связанные в частности, с приватизацией, последующими переделами собственности, нефтедолларами Чечни. Чеченский конфликт инициирован недальновидной политикой федерального центра, но после возникновения конфликта определенную роль сыграла в его динамики и предыдущая история северокавказкого региона и самой Чечни.

Поэтому большинство экспертов считают, что при рассмотрении современной конфликтной ситуации необходимо помнить, что она есть результат наложения и сложного переплетения исторических и современных факторов и, следовательно, важно учитывать исторический опыт при формировании современной политики в южно-российском регионе, причем не только положительной, но и негативной.

Сегодня нестабильность ситуации на Северном Кавказе связанна также с теми политическими преобразованиями, которые назывались “перестройка”. Важнейшей составляющей роста социальной напряженности стала неэффективная политика федерального центра. Произошло резкое ухудшение благосостояния преобладающей части населения, социальное расслоение общества без соответствующего развития производственных сил, разбуженные и неподкрепленные экономическими потребностями в демократии, политической свободе и национальной самостоятельностью.

В. Х. Акаев считает, что явным свидетельством провала государственной национальной политики в СССР, основанной, как утверждалось, на прочной и нерушимой дружбе между советскими народами, могут служить события в Алма-Ате, армяно-азербайджанский конфликт из-за Нагорного Карабаха, конфликт между узбеками и турками-месхетинцами в Ферганской долине, объявление суверенитета РСФСР. Недальновидность государственной национальной политики привела к окончательному распаду СССР, некогда могучего многонационального государства, в котором все-таки были решены многие экономические, социальные, политические, культурные проблемы.

Е. А. Щербин полагает, что после распада СССР в российском государстве вообще отсутствовала какая-либо национальная политика, и это нашло своё отражение в лозунге “берите суверенитета, сколько хотите”.

Причинами второго порядка, или следствием предыдущего этапа, стали резко снизившаяся способность к региональному управлению экономическими, политическими процессами, тотальная коррупция чиновничества и криминализация хозяйственной деятельности, необузданные политические амбиции национальных элит, низкий уровень гражданского самосознания, политической активности и культуры населения.

Региональные конфликты 90-х годов ХХ века на Юге России вызваны частично политикой верховной власти, постепенно приобрели устойчивый этносоциальный характер. Для региона, в котором проживает более ста национальностей это вполне закономерно. Разрушение хозяйственных, политических, экономических, идеологических, социальных основ прежнего единства вынуждало людей искать новые основы жизнедеятельности, устойчивые связи и отношения, опираясь на которые можно было бы обеспечить себе выживание или надежду на благополучие в новых условиях. Последними из них всегда были национальные, кровнородственные и религиозные связи. Поэтому именно здесь сосредоточена базовая субъективность конфликтности на Северном Кавказе.

Еще одна сюжетная линия развития конфликтов на Северном Кавказе связанна с конфессиональными различиями населения. Здесь пока не наблюдается особой остроты, но потенциально, при ухудшении ситуации именно в этом векторе конфликтной напряженности можно ожидать деструктивных последствий. Эти опасения подтверждаются общим ростом религиозности населения, непропорциональным изменением численности представителей отдельных конфессий, общим изменением вектора мировой религиозной активности.

Эксперты также выделили ещё одни серьёзный конфликтогенный фактор, на который внимания обратить нельзя, как существенный в начале XXI в. – это политика США и других государств на Северном Кавказе. Внешний фактор – значимое дополнение к внутреннему фактору эскалации этноконфликтов в кавказском макрорегионе. Это проявляется в распространении тех исламских течений, которые исторически не свойственны народом Кавказа, организаций и фондов, действующих на Юге, в активизации деятельности международных союзов разделенных народов и т.д. Многие эксперты уверенны в том, что за всеми кризисными ситуациями на Юге России прямо или опосредованно стоят геополитический интерес США и других стран, деятельность спецслужб некоторых зарубежных государств в этом макрорегионе, стремящихся показать неспособность РФ как суверенного государства справится с взрывоопасными процессами Северного Кавказа.

Очевидно, что значимые конфликтогенные факторы были именно в первое десятилетие постсоветского периода, ниже в таблицы 1, эксперты выделили, наиболее, значимые из них.

Таблица 1. Основные конфликтогенные факторы, действовавшие на Юге России в 1990-е года

Ранг

Конфликтогенный фактор

Средний балл

1

Нациестроительство в регионе в 1920-1930-х гг.

1,75

2

Депортации периода Великой Отечественной война

2,00

3

Политика центральных органов власти в 1990-е гг.

2,00

4

Экономический кризис конца 1980-х – начала 1990-х гг.

2,13

5

Социально-экономические диспропорции территориальных образований в регионе

2.14

6

Национальная политика советского государства эпохи перестройки

2.50

7

Распад СССР

2.89

8

“Парад суверенитетов” начала 1990-х гг.

3,10

9

Национальная политика российского государства второй половины 1990-х гг.

3,11

10

Этническая неоднородность политико-географических территориальных образований (этносоциальная стратификация)

3.16

11

Политика региональных органов власти в 1990-х гг.

3,17

12

Неконтролируемые процессы в северокавказском регионе

3,40

13

Националистическая деятельность этнополитических элит региона

3,64

14

Актуализация этнического самосознания и рост негативных этнических стереотипов людей

4,00

Конфликты на территории юга России отражают сегодня высокую степень социальной, политической, межнациональной напряженности регионе. В зависимости от конкретных условий, эта напряженность материализуется в разные по содержанию, форме, направленности, остроте, масштабности столкновений, в разных по типу конфликтах. Ближайшая история региональных конфликтов показывает, что нарастание межэтнической конфликтности – это не локальное явление, а общее свойство, объективная закономерность поликультурной системы реагировать на политику резкого изменения привычных основ национального бытия и нарушение баланса межэтнического взаимодействия1415.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]