Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УСР №4 (физическое я).doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
20.02.2016
Размер:
55.3 Кб
Скачать

Источник: в.В.Иванова «Общие вопросы самопознания личности»

  1. Особенности самовосприятия «физического я» в юношеском восрасте.

Было замечено, что явления отчуждения собственного тела, потеря наглядности восприятии и представлений сопровождаются тонким снижением "чувства Я". Вследствие различных фрустраций образа телесного Я, чаще всего в подростковом возрасте, возникает синдром дисморфофобии или бред физического недостатка. Наличие этого синдрома означает дезадаптированность личности, поскольку он вызывает серьезные трудности в общении и другие характерологические изменения, препятствующие процессам нормальной адаптации в широких сферах социальной жизни. В частности, Р.Мейли приводит данные, согласно которым удовлетворенность физическим обликом имеет высокую корреляцию с удовлетворенностью своими психическими качествами. В таких случаях, когда собственный физический недостаток ясно осознается и фрустрирует личность, могут развертываться процессы компенсации и сверхкомпенсации. Однако они не являются единственными адаптивными стратегиями личности, у которой образовался фрустрирующий образ собственного тела и, следовательно, комплекс неполноценности. У других людей, недовольных своей внешностью, преобладающей адаптивной стратегией становится агрессивность, одновременно у них развиваются такие черты характера, как мнительность и пессимистичность. Человеку кажется, что из-за его физического недостатка окружающие плохо относятся к нему или не принимают его всерьез: он становится раздражительным и агрессивным, и окружающие действительно начинают не любить его, "подкрепляя" тем самым его первоначальную установку. Такой результат приводит к вторичным фрустрациям, отсюда – к дальнейшему усилению агрессивных реакций.

Описывается еще один вариант приспособления у людей с физическим недостатком. Этот вариант состоит в том, что такие люди приспосабливаются к установкам окружающих. Например, к низкорослым многие люди склонны относится покровительственно, как к "маленьким" не только по росту, но и по возрасту. Можно оскорбляться этим и затевать конфликты, а можно и в самом деле вести себя инфантильно, пользуясь покровительством "больших". Любая из этих адаптивных стратегий может привести к временному "устойчивому состоянию".

С другой стороны, "физическое Я", в некоторой степени меняется. Далее, оно несет в себе несколько функций, особенно если рассматривать его более широко, не только как образ тела, но и одежду, атрибутику и т.д. С одной стороны, это функция идентификации с некоторой социальной группой. Так, существуют такие понятия как "молодежная прическа", "деловой костюм". Но образ или имидж служит также для определенных знаков относительно своей индивидуальности. Как считают Дж.Кокс и С.Дайнов, люди часто прячутся за одеждой, одеваясь либо классически, либо "ярко наступательно", частью "выставки" являются украшения, духи и одеколоны. Люди подчеркивают тем самым свои взгляды, юмор, сексуальность. При этом исследователи также полагают, что эти изменения вполне могут дать человеку возможность чувствовать себя соответственно, а не только казаться таковым для других.

Как считает Е.Т.Соколова, в самосознании физического Я присутствуют два компонента – когнитивный и эмоциональный. Когнитивный компонент – совокупность представлений индивида о своей внешности, или, в других терминах, набор признаков, в которых он ее описывает. Хотя многие из признаков выглядят чисто описательными, большинство из них допускает возможность количественной оценки. Два уровня сравнительной оценки признака достаточно очевидны: а) интерсубъектный, на котором сравнение происходит в рамках сопоставления "Я – Другой" по принципу "больше или меньше, чем у другого (других)"; б) интрасубъектный, где сравнение происходит в рамках сопоставления "Я-Я", например во временной перспективе: "Я наличное – Я прошлое", либо в пространственно-временной перспективе: "Я в одной ситуации – Я в другой ситуации", либо в аспекте желаемого: "Я наличное – Я идеальное" и т.п. Таким образом, функционирование физического Я в целом не сильно отличается от иных компонентов самосознания.

Образ собственного тела – гораздо более важный компонент юношеского самосознания, чем это обычно считают взрослые. Так же как и подросткам, юношескому возрасту свойственно болезненное внимание к представлениям о норме в отношении роста тела, его размера, веса, пропорции и т.п. Возрастная граница 17-18 лет является пограничным рубежом между ранней и поздней юностью, своеобразным психосоциальным мораторием.  В данном возрасте уже  присутствует наличие устойчивых особенностей, ценностей, мировоззрения и  т.п. но  процесс формирования самоотношения еще находится под влиянием социального окружения (эталонов и стереотипов). Психосоциальный мораторий институциирован в форме системы высшего образования – период студенчества, где общая деятельность  в сочетании с однородностью возраста способствует формированию специфического группового самосознания, студенческой субкультуры поведения. Все это представляется фундаментом, на котором будут строиться дальнейшие социальные отношения, опробование социальных и профессиональных ролей и успешная личностная самореализация .

Изменения во внешнем облике  потенциально являются для девушек более болезненными, чем для юношей, так как внешность является для них более значимой. Поэтому у девушек Я-концепция сильнее коррелирует с оценкой привлекательности своего тела, чем с оценкой его эффективности. Уверенность в собственной физической привлекательности также взаимосвязана с успешностью в межличностном общении и проявляется в самопрезентациях внешности. Правильно сформированное представление о себе,  соответствие физического развития стандартам, принятым в группе ровесников и друзей эмоционально переживается девушками сильнее и чаще влияет на обобщенное самоотношение, а также является определяющим фактором в социальном признании и положении в группе,  успешной половой идентификации.

Вслед за распознаванием, узнаванием своей внешности возникает проблема ее оценки. По сравнению с описательной  составляющей Я-концепции, в обозначении аспекта, связанного с отношением к себе имеет место гораздо меньшая терминологическая определенность. Но, тем не менее,  в последнее время все чаще употребляется понятие «самоотношение». Строение самоотношения можно представить следующим образом: во-первых, существует некоторое обобщенное самоотношение (самоуважение, самооценка), которое является целостным, одномерным и универсальным образованием, выражающим степень положительного отношения индивида к собственному представлению о себе; во-вторых, что это обобщенное самоотношение каким-то образом интегрируется из частных самооценок, взвешенных по субъективной значимости. Самооценки рассматриваются как оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей .

 Самоотношение развивается в результате социального влияния и взаимодействия, где каждая конкретная социальная ситуация развития задает иерархию ведущих деятельностей и соответствующих им основных мотивов и ценностей, социальных представлений, стереотипов, эталонов, норм поведения, по отношению к которым индивид осмысливает собственное Я, наделяет его личностным смыслом.  Основным механизмом формирования самооценки ученые  считают процесс социального сравнения. Критерием социального сравнения выступает социальный эталон, а при его отсутствии – ближайшее социальное окружение.

Самоотношение имеет макроструктуру с четырьмя эмоциональными компонентами: самоуважение, самопринятие, аутосимпатию и ожидаемое отношение от других людей и две подсистемы, каждая из которой специфически связана со смыслом «Я»: систему самооценок и систему эмоционально-ценностных отношений. Система самооценок выполняет функцию сравнения с другими («Я в сравнении с другими»), а эмоционально-ценностная система сигнализирует о субъективной значимости этих самооценок («Я-Я»)