Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Г Л А В А 2.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
20.02.2016
Размер:
270.34 Кб
Скачать

2.5. Развитие современной российской социологии

Российская социология зародилась в XIX в. Как и в остальных странах Западной Европы и США, российская социальная мысль прошла свое развитие от социальной философии к собственно социологической теории. К началу 20-х годов XX столетия немарксистская социология в Советской России располагала значительной институциональной базой. Уже в первые годы советской власти социологи немарксистской ори­ентации, представителями которой были П.А. Сорокин, Н.И. Кареев, В.М. Хвостов и др., издали ряд моно­графий и учебных пособий. Важным событием стал выход работы П. Сорокина «Система социологии». Однако интенсивный процесс разви­тия немарксистской социологии был остановлен прямыми репрессиями. К концу 1922 года многие ведущие обществоведы были вы­сланы из страны, а кафедры общей социо­логии центральных университетов и все оппозиционные журналы оказались закрытыми.

В то же время марксистская социология получила государственную поддержку. С середины 20-х годов стали создаваться кафедры марксизма-ленинизма во всех вузах страны. Именно в этот период в марксистской литературе прочно утвердился термин «социология», стали появляться первые монографии и учебные курсы, организовывались острые дискуссии по поводу социологического наследия Маркса-Энгель­са-Ленина, содержания основных теоретических концепций марксизма и категорий исторического материализма. Многие социологи марксистской ориентации отличались европейской образованностью, хорошим знанием трудов своих западных коллег, научной терпимостью и недогматическим отношением к социологическим идеям Маркса.

В марксистской и немарксистской литературе 20-х годов широкое распространение получили позитивистские и натуралистические трактовки общественных явлений. Их теоретической базой стали различные направления «поведенческой психологии»: «коллективная рефлексология» В.М. Бехтерева, «пси­хологический бихевиоризм» А.М. Боровского, К.Н. Корнилова и др. По­стулат единства законов природы и общества получил большую популярность. Открытое влияние позитивизма было подавлено к на­чалу 30-х годов, хотя в неявной форме его воздействие всегда присутствовало.

Институализация марксистской социологии в 20-е годы актуализиро­вала проблему ее предмета. Исторический материализм стали рассматривать как распространение принципов материалистической диалектики на общество. После широкой дискуссии о содержании и методологической роли понятия «общественно-экономическая формация» марксистская социология стала определяться как наука о закономерностях развития и смены обществен­ных формаций. Социологическое знание было структурировано по трем уровням: общая теория, спе­циальные дисциплины, конкретные исследования. Активно обсуждался вопрос о соотношении социологии и практики, предпринимались попытки анализа гно­сеологической и логической природы прикладного социального знания. Однако в первой половине 30-х годов исследования в области методологических проблем социологии фактически прекратились. К этому времени полностью возобладала упрощенная точка зрения на исторический материализм как на конкретизацию положений материалистической диалектики, составную часть марксисткой философии.

Несмотря на абстрактное теоретизирование, преобладающее в марксистской социологии, в Советском Союзе предпринимались попытки сочета­ния теоретического и эмпирического анализа, хотя сами факты в силу идеологического давления часто получали неверную интерпретацию. Так, рост числа разводов в стране рассматривался как показатель распада института семьи вообще. В то же время между теоретическими и эмпирическими исследованиями образовался существенный разрыв. Это связано с тем, теория носила четко выраженный идеологический характер, а эмпирические исследования не были подвержены цензуре.

Новые социальные потребности создавали более благоприятную ситуацию для сбора информации о проис­ходящих в стране социальных процессах. Так, в 1920 году в Петрограде под руководством П.А. Сорокина проводились исследования профессиональных групп. Это был первый опыт эмпириче­ского приложения его теории социальной стратификации. Наиболее характерной формой организации сбора социальной инфор­мации в 20-е годы стали «социальные обследования». Так как техника проведения анкетирования лишь начала формироваться, применялись в основном открытые вопросы. Также использовались тесты, нестандартизованные процедуры сбора эмпирической информации: монографическое описание, неформализован­ный опрос и др. Большинство исследований имели существенные по современным нормам недостатки: слабую разработанность программ, понятийного ап­парата, частые нарушения в методике сбора первичной информации. Несмотря на недостатки, данные методы позволили получить информацию, которая отличалась богатством содержания и прикладной эффективностью.

В условиях усиления культа личности, командно-административной системы, массовых репрессий право социологии на самостоятельность было подвергнуто сомнению, а затем социологическая наука была фактически запрещена. В результате на долгие годы развитие отечественной социологии было прервано, а многие ее достижения незаслуженно забыты.

Возрождение социологии происходило в 60-е годы XX столетия, когда информация о реальном положении советского общества была практически засекречена, методологические принципы исследования социальной действительности оставались деформированными, теоретические исследования руководство­вались идеологическим заказом, отражавшим мнение высшей партийно-государственной номенклатуры. Это и определяло стра­тегию научных поисков, выбор объекта эмпирического исследования, а по существу, – судьбу социологии.

Первое упоминание о социологии как возрожденной научной дисциплине относится к 1955 году, когда академик В.С. Немчинов охарактеризо­вал ее как одну из отраслей философского знания, предметом которой яв­ляется развитие общества. Предметом социологии полагают исследование исторически сменяющих друг друга общественных формаций, общественных закономерностей – закономерно­стей становления и развития социальных отношений людей, различных форм их социального взаимодействия. Этот подход, очевидно, полностью отождествлял ее с историческим материализмом, а ее методы – с диалектико-материалистической методологией.

Отождествление общей социологии с историческим материализмом оказалось мало конструктивным, так как не мог­ло оправдать существование активно складывающихся самостоятельных направлений социологических исследований. В этих условиях возникают попыт­ки найти компромиссный вариант между разными трактовками диа­лектики «эмпирического и теоретического» в социологии. Это касалось как самого определения социологии, ее статуса, структуры социологического знания, так и собственного категориального аппарата. Разработка этих проблем велась в исследованиях В.А. Ядова, А.Г. Здравомыслова, Б.А. Грушина, Ю.А. Левады, В.Э. Шляпентоха, В.Н. Шубкина и др.

В 1960-х годах была выработана трехуровневая концепция социо­логии: исторический материализм есть общесоциологическая теория, она задает типовой способ построения частносоциологических теорий, кото­рые в свою очередь опираются на обобщение социальных фактов. Эта концепция, сыгравшая свою роль в становлении советской социологии, позволила утвердить статус конкретных социологических исследований, но вместе с тем затруднила включение отечественной науки в мировой процесс разви­тия социологии.

Благодаря определению статуса социологии появилась возможность практического решения множества важ­ных вопросов в области труда, семьи, культуры, массовых коммуникаций и др. В середине 60-х годов появляются обобщающие итоги многих иссле­дований. Так, в 1964 году издается труд А.Г. Харчева «Брак и семья в СССР», в котором обобщается широкий круг исследований социальных проблем брака и семьи, в 1965 году – пятитомник «Избранных произведений» основоположника социальной инженерии С.Г. Струмилина, в 1967 году – книга ленинградских социологов «Человек и его работа», которая стала заметным явлением в сфере социологии труда.

Важным шагом на пути институциализации социологии в стране явилось издание в 1966 году двухтомника «Социология в СССР», в котором обоб­щался опыт ряда эмпирических исследований, проведенных в разных сфе­рах советского общества. В него вошли исследования по общей социологиче­ской теории, методологии и методике социальных исследований, со­циальным проблемам труда, досуга, города, деревни и т.д.

В эти годы в стране были созданы первые социологические учрежде­ния: отдел социологических исследований в Институте философии АН СССР и лаборатория социологических исследований при Ленинградском государственном университете. В 1969 году на базе отдела социологических исследований Института философии АН СССР был создан Институт конкретных социальных исследований (с 1972 – Институт социологических исследований, а с 1990 – Институт социологии АН СССР). В ведущих университетах страны, а также в некоторых экономиче­ских вузах были введены спецкурсы по прикладной социологии, изданы первые учебные пособия по социологии и ее истории.

Отдавая должное огромному вкладу и основополагающим открытиям отечественных социологов, необходимо отметить противоречия и компромиссы, кото­рые сопровождали развитие социологии в 1960-е годы и в значительной мере снижали ее реальные достижения. Дело в том, что главной характеристикой социальной системы в то время являлись общественная ориентация на тотальное единство всех без исключения сфер жизни. Другой стороной этого вопроса была ориен­тация на размывание, даже элиминацию традиционной социально-классовой стратификации, достижение культурной, религиозной и этнонациональной однородности. Интегрированность общества в новую историческую общность «советский народ» рассматривалась как залог кон­центрации энергии для достижения общей цели – коммунизма. Кроме того, тотальная идеологизация общественных наук отрицала все, что не согласовывалось с единомыслием в отношении к данной цели, полагая это чуждым, классово неприемлемым.

История развития социологии в 1960-е годы убеждает в том, что вопреки конкретной ситуации, сложившейся в обществе, несмотря на искусствен­ное отождествление социологии с догматами исторического материализ­ма, лишившее ее собственного лица, в этот период был сделан определен­ный рывок в развитии этой науки. Именно в этот период был сделан серьезный задел в виде отечест­венных достижений и успешно осмыслен зарубежный опыт, что позво­лило социологии оформиться в самостоятельную науку со всеми необходимыми атрибутами и с разделением по отраслям социологического знания. Опыт 60-х годов позволил покон­чить с иллюзией самодостаточности советской социологии. Сегодня залогом дальнейшего развития социологии на постсоветстком пространстве являются не только успеш­ные собственные исследования, но и преодоление отрыва от мировой со­циологической науки путем освоения всего ценного, что достигнуто за время ее существования.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]