- •3. Понятие о логической форме и логическом законе.
- •8. Отношения между понятиями.
- •9. Определение (дефиниция) понятия. Приемы, сходные с определением понятий.
- •10.Правила явного определения. Ошибки в определении.
- •12. Обобщение понятий.
- •11.Ограничение понятий
- •13. Операции с классами (объемами понятий): объединение, пересечение, вычитание, дополнение.
- •14. Общая характеристика суждения. Суждение и предложение.
- •15.Объединенная классификация простых категорических суждений по качеству и количеству.
- •16.Распределенность терминов в простых категорических суждениях.
- •16.Логические отношения между простыми категорическими суждениями.
- •18.Сложное суждение и его виды.
- •23.Закон тождества.
- •21.Закон непротиворечия.
- •22.Закон исключенного третьего.
- •24.Закон достаточного основания.
- •25.Общая характеристика умозаключения. Виды умозаключений.
- •26.Непосредственные дедуктивные умозаключения
- •27. Простой категорический силлогизм. Состав силлогизма. Аксиома силлогизма.
- •28.Сокращенный силлогизм (энтимема).
- •29.Сложные и сложносокращенные силлогизмы (полисиллогизм, сорит, эпихейрема).
- •30.,31 Чисто условные и условно-категорические умозаключения.
- •32.Разделительные умозаключения.
- •33.Условно-разделительные (лемматические) умозаключения.
- •3. Простой модус tollens, или деструктивный:
- •4. Сложный модус tollens, или деструктивный.
- •34.Общая характеристика индуктивного умозаключения. Полная индукция.
- •35.Структура доказательства.
- •36.Виды доказательств.
- •38.Правила доказательства. Ошибки в доказательствах.
Предмет и значение логики. Логика и право.
Логику можно назвать наукой о точных, простых пропорциях, характерных для стройного правильного ясного мышления. Логику иногда рассматривают как науку о симметрии, соразмерности и порядке наших мыслей, благодаря которому они становятся убедительными, весомыми и глубокими. Термин «логика» происходит от греческого слова «logos». Оно в зависимости от контекста переводится как «мысль», «слово», «разум», «речь»,«смысл», «закономерность» и т. д. В современных условиях понятие «логика» чаще всего используется, во-первых, для обозначения последовательных связей предметов и явлений окружающего мира («логика вещей»); во-вторых, для характеристики самого процесса мышления («женская логика»); в-третьих, для обозначения науки о логических формах и законах правильного мышления. Объектом логики как науки является мышление. Мышление - это высшая по отношению к чувственной форма отражения бытия, состоящая в целенаправленном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий. Обобщая имеющиеся знания, люди посредством мышления открывают законы природы, общества и познания, проникают в сущность явлений, закономерную связь между ними. Мышление познается человеком так же, как и любой предмет физической реальности, отражаемый мышлением. Мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное познание. Но чтобы этого добиться, надо правильно мыслить. Поэтому логику часто называют наукой о правильном мышлении. Мышление — сложный, многосторонний процесс. Основное различие между теоретическим и практическим видами мышления состоит в том, что они по-разному связаны с практикой. Так, практическое мышление в основном направлено на разрешение частных конкретных задач жизнедеятельности людей, тогда как теоретическое мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей познаваемой действительности. Основным типом мышления является понятийное (или абстрактно-логическое). Именно его исследует логика. Абстрактное мышление - это процесс рационального отражения объективного мира в понятиях, суждениях, умозаключениях, гипотезах, теориях, позволяющий проникать в сущность, в закономерные связи действительности, творчески преобразовывать ее сначала в теории, а затем и на практике. В этой связи деятельность юриста, например, сопряжена с мышлением, имеющим правовой характер. Правовое мышление, в каких бы областях оно ни проявлялось: в нормотворчестве, в следственной деятельности, в судебной практике, в теории, в юрисконсультской работе - обладает рядом устойчивых общих характеристик. Основанием для выделения правового мышления в отдельный вид является самостоятельность права как социальной реальности. Правовое мышление не просто отражает правовые явления, а через них - все основные виды отношений людей, но и конструирует своеобразную картину социального бытия. Связность этой картины также обеспечивается логическими средствами.
Сознательно использовать правила логики - значит мыслить более точно, лучше овладевать методами мышления и применять их. Особенно это необходимо при получении выводного знания, истинность которого не обеспечивается стихийной правильностью рассуждения. Такую процедуру юристам приходится выполнять постоянно. Разнообразные способы логического рассуждения обнаруживаются и в практике доказывания, и в построении следственных версий, и в судопроизводстве, и в нормотворчестве, и в теоретическом анализе права. Логическая форма оказывает большое влияние на содержание правового мышления.С другой стороны, сами содержательно-нормативные характеристики правового мышления во многом определяют особенности его логической формы.Познание, связанное с установлением истины по уголовным и гражданским делам, в известном смысле является частным случаем научного познания. Оно протекает в тех же логических формах и подчинено тем же законам, что и познание в любой области знания. Тем не менее, процедуры исследования в правовой сфере специфичны, потому что они строго и детально регламентированы социальными нормами (юридической формой), чего нет ни в какой иной области познания. Здесь закон устанавливает формы, в которых протекает вся познавательная деятельность. Формально-логический метод является одним из основных методов теории права. Он предназначается для анализа формализованных правовых явлений, например, правовых актов: их непротиворечивости, иерархии, адекватности социальным заказам, запросам. С помощью формально-логического метода проверяется соответствие правовой формы политическим, экономическим, духовным и иным требованиям, притязаниям социальных групп, слоев, движений. Этот метод применяется не только в научных исследованиях. Как хорошо разработанный прием он применяется и на практике: в толкованиях, разъяснениях нормативных актов в судебной, арбитражной практике. Развивающееся в рамках теории права новое направление - «логика права» - специально изучает логические приемы, с помощью которых осуществляется толкование права. Эта логика развивается на понимании права как нормативно-предписывающей информации и имеет большие перспективы.
3. Понятие о логической форме и логическом законе.
Логика не интересуется содержанием мышления, она изучает только формы мышления; ее интересует не то что мы мыслим, а то, как мы мыслим, поэтому она называется формальной.
Структурные образования мышления, т. е. различные соединения мыслей, называются логическими формами. Эти формы состоят из мыслей и разного рода средств их связи. Таких форм три — понятие, суждение, умозаключение. Бывает, что в процессе мышления мысли не связаны друг с другом, но такое мышление уже тем самым не логично. Логичным (т. е. правильным, ведущим к истине) может быть лишь связное мышление, сочетающее мысли в понятия, суждения и умозаключения разных степеней сложности. связность — условие необходимое, но не достаточное. Чтобы связное мышление было правильным, оно должно сочетать мысли в логические формы по определенным формально-логическим законам. Формально-логический закон — это условия, которым должно удовлетворять положение элемента мысли в системе мыслей, в контексте мышления, чтобы вся система, весь контекст, логическая форма были правильными. Логический закон указывает, как нужно соединять эти своего рода детали и как их употреблять в процессе мышления. Логический закон касается только способа соединения мыслей, но не их самих по себе. Правильность или неправильность мыслей, сочетаемых в целое, логическим законом не удостоверяется. В этом отношении данный закон подобен законам и формулам алгебры. Логический закон — «выражение, содержащее только логические константы и переменные и являющееся истинным в любой (непустой) предметной области». Утверждение о том, что логика — это наука о правильном мышлении, не нужно понимать так, будто соблюдение ее правил и законов является абсолютной гарантией правильности тех выводов, к которым мы можем прийти в результате какого-либо размышления. Логика ответственна за правильность сочетания и комбинирования мыслей, но не за правильность самих этих мыслей, фактов, которыми оперирует мышление.
Основными законами мышления считают "закон тождества", "закон противоречия (непротиворечия)", "закон исключённого третьего" и "закон достаточного основания". В символической записи первый закон выглядит так: "А есть А", "А=А", "АА (А эквивалентно А)". Закон противоречия (непротиворечия): (АА), т.е. не могут быть одновременно истинными суждение А и его отрицание. Закон исключения третьего: АА, из двух противоречащих суждений одно истинно, другое ложно, третьего не дано. Закон достаточного основания не имеет символической записи и может быть сформулирован следующим образом: "любое положение, для того чтобы считаться достоверным, должно быть доказанным, т.е. должны быть известны достаточные основания, в силу которых оно считается верным.
Содержание и объем понятий.
Содержание – это система общих существенных признаков, на основе которой осуществлено обобщение и выделение понятия.
Например, содержание понятий «право» составляют такие его признаки как, «совокупность норм поведения людей», их «установление и санкционирование государством», их «обеспечение принудительной силой государственных органов» и др. Эти признаки – общие и существенные для всякого права вообще и в своей совокупности выделяют право среди других общественных явлений – философии, религии, искусства, морали, политики.
Мыслимые в понятии признаки существуют не по отдельности, а в непосредственной связи друг с другом, образуя определенного рода систему. В этом отражается системный характер самой действительности.Среди признаков, образующих содержание понятия различают родовые и видовые признаки.Например, родовым по отношению к праву выступает признак «нормы поведения людей», этот признак является родовым и для морали. Но, если нормы морали вырабатываются самими людьми в процессе их общения и обеспечиваются силой общественного мнения, то видовыми отличительными признаками права служит то, что его нормы устанавливаются и санкционируются государством, а их исполнение обеспечивается соответствующими органами государственного принуждения.
Объем – это множество предметов, которые характеризуются системой признаков, составляющих содержание понятия. Например, объем понятия «право» составляют все конкретные совокупности правовых норм, существовавшие, существующие и возможные в будущем. Объем понятия можно представить графически в виде круга. А
Содержание и объем понятия находятся в тесной взаимосвязи – определенному содержанию понятия соответствует определенный объем и, - наоборот.С уменьшением объема понятия его содержание увеличивается, так как число признаков в нем увеличивается, и, наоборот, с увеличением объема число признаков уменьшается. Существует закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия, это один из логических законов. Его действие распространяется на такие понятия, из которых одно выступает подклассом или элементом другого и находит проявление в процессе таких логических операций как обобщение и ограничение понятий. Например, понятия «человек», «германец», «австриец». Содержание понятия «Человек» составляют общие и существенные признаки всех людей вообще, независимо от того германцы они или славяне, или камбоджийцы». Содержание понятия «германец» - богаче: оно включает наряду с общими признаками всех людей также особые признаки германцев. Но с этим увеличением содержания неразрывно связано уменьшение объема понятия: в нем, в понятии «германец» мыслятся уже не все люди вообще, а лишь их часть, а именно германцы (т.е. немцы, австрийцы, голландцы, шведы, датчане и другие народы германской языковой группы). Содержание же понятия «австриец» еще богаче. К признакам всех людей вообще и германцев в частности присоединяются и специфические признаки австрийцев (в отличие от тех же немцев, голландцев, шведов и других народов, входящих в германскую языковую группу). Соответственно объем этого понятия оказывается уже: в него входит теперь лишь часть германцев – именно австрийцы.
Языковым средством фиксации мысли, ее хранения, и передачи другим людям служит слово – материальный носитель понятия. В слове различают значение и смысл. Значение это стоящие за словом предметы, которые образуют объем понятия. А в основе смысла лежит знание о предметах, составляющее содержание понятия. Всякое понятие выражается словом или словосочетанием, но не всякое слово выражает понятие. Это, например, междометия, в которых непосредственно выражены не мысли, а чувства («ох!», «ух!» и некоторые другие), хотя чувства тоже могут быть предметом мысли и о них возможны свои понятия («ужас», «переживание», «негодование» и др.). Это и союзы, частицы («где», «когда», «поэтому», «нет» и др.). В одном и том же языке понятие может быть выражено разными словами, например: «око» - «глаз», «храбрый» - «смелый» - «отважный», «юрист» - «правовед». Это синонимы.
Но одно и тоже слово может заключать в себе несколько понятий. «Коса» - орудие труда земледельца, песчаная полоса на берегу моря или реки и вид женской прически. «Закон» - это и объективный закон природы, общества, мышления, и юридический закон. Это омонимы.
Точное языковое оформление понятий, выражение их в соответствующих им словах и словосочетаниях есть обязательное условие правильного мышления. И наоборот, обязательным условием правильной речи выступает употребление слов в соответствии с теми понятиями, которые они выражают. Синонимия иногда таит в себе опасность логических ошибок – смешение понятий, подмены понятий и др. В юридической литературе отмечалось, что в качестве синонимов часто используют слова, за которыми стоят разные понятия. Часто смешивают, путают «заявление» и «жалобу», «донос» и «оговор», «помилование» и «амнистию». А от этого усложняется дело, возникает недопонимание, страдают невиновные.
Омонимы тоже надо употреблять осторожно. Если мы скажем – «Закон сохранения и превращения энергии» но «Закон об индивидуальной трудовой деятельности», то такое употребление слова «Закон» будет правильным – в соответствии с различиями понятий «объективный закон» и «юридический закон». Если же мы скажем «Закон о сохранении и превращении энергии» и «Закон индивидуальной трудовой деятельности», то в обоих случаях сочетание слова «закон» с другими словами будет неправильным.
Если одно и тоже слово употребляется в разных значениях одновременно, то такая ошибка в логике называется амфиболией (двусмысленностью). Многозначность слов подчас создает трудности в науке и технике. Поэтому здесь стремятся к однозначности в употреблении тех или иных слов, за которыми стоят понятия. Для этого вырабатываются системы терминов – т.е. слов, имеющих один и тот же смысл.