
- •Н.Ю. Трещетенкова
- •Виды институтов чрезвычайного режима и основания для принятия решения о введении каждого из них
- •Государственные органы, обладающие правом принимать решения о введении чрезвычайного режима
- •Процедура принятия решения о введении чрезвычайного режима
- •Последствия введения чрезвычайного режима
- •Прекращение действия чрезвычайного режима
- •А.Н.Пилипенко
- •Основания для введения чрезвычайного положения
- •Процедура введения чрезвычайного или осадного положения
- •Последствия введения чрезвычайного положения
- •Последствия введения осадного положения
- •Последствия состояния войны
- •Прекращение состояния войны, чрезвычайного и осадного положений
- •Е.А.Прянишников чрезвычайный режим в фрг
Н.Ю. Трещетенкова
ПРАВОВЫЕ ИНСТИТУТЫ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО РЕЖИМА В ПОЛЬШЕ
Нормативные акты, регламентирующие институты чрезвычайного режима
Польское законодательство предусматривает четыре вида чрезвычайных режимов: состояние войны, военное положение, исключительное положение и положение стихийного бедствия. Основополагающие акты о действии институтов чрезвычайного режима были приняты в Польше в период действия предыдущей Конституции 1952 г. и подверглись соответствующим изменениям после принятия новой Конституции и ряда таких актов, как например, Уголовный кодекс 1997 г.
При этом принятая в 1997 г. Конституция Польской Республики впервые посвятила соответствующим предписаниям специальный раздел (XI "Чрезвычайные режимы"). Несомненно, придание основным элементам институтов чрезвычайного режима уровня конституционных норм явилось следствием установленных в современной конституционной доктрине закономерностей. Именно конституционное определение оснований введения каждого из институтов чрезвычайного режима в совокупности с наиболее исчерпывающей регламентацией всех допустимых ограничений в работе государственных органов и правовом статусе личности при их наступлении должно препятствовать прежде всего злоупотреблениям со стороны органов исполнительной власти своими дискреционными полномочиями. Только такое решение позволяет говорить и о реальных демократических гарантиях обеспечения деятельности государственных институтов, а также основных прав и свобод граждан.
Основные правовые элементы институтов чрезвычайного режима регламентированы нормами Закона от 5 декабря 1983 г. “Об исключительном положении” 1) и Декретом Государственного Совета от 12 декабря 1981 г. “О военном положении” 2, который в соответствии с положениями Конституции 1952 г. был утвержден Законом от 25 января 1982 г. “Об особой правовой регламентации в период военного положения”.
Именно на этом правовом фундаменте Совет Министров и компетентные органы государственной администрации принимают соответствующие распоряжения и постановления, обеспечивающие реализацию отдельных элементов конкретного вида вводимого чрезвычайного режима при его объявлении.
Наряду с определением видов и оснований введения чрезвычайных режимов, в Конституции устанавливается компетенция государственных органов по введению каждого из видов особого положения, а также закреплено правило, в соответствии с которым условия и правовые последствия чрезвычайного режима должны быть урегулированы законом. При этом в тексте польской Конституции четко фиксируются те ограничения, которые должны быть соблюдены при принятии таких законов (ст. 233).
Важная роль в системе актов, связанных с действием институтов чрезвычайного режима принадлежит принятому 25 января 1982 г. Закону “Об основах правовой регламентации в период военного положения” 1).
Закон “О всеобщей воинской обязанности” от 21 ноября 1967 г.2) содержит не только положения, относящиеся к порядку прохождения службы и выполнению обязанностей в сфере гражданской обороны в период чрезвычайных режимов, но и содержит главу “Воинская служба в период объявления мобилизации и во время войны”.
Указанные акты определяют основные элементы режимов военного и исключительного положения. Однако при введении какого-либо из них возникает необходимость более детальной правовой проработки механизма реализации каждого из этих элементов. Это приводит к принятию подзаконных актов, имеющих временный характер действия. Подобная ситуация возникла в Польше в 1981г., когда Декретом Государственного Совета 12 декабря было введено военное положение. Одновременно Государственный Совет принял декреты “Об особом производстве при рассмотрении дел о преступлениях и проступках в период действия режима военного положения”, “О передаче в компетенцию военных судов дел о некоторых преступлениях, а также об изменении организации военных судов и военных организационных единиц Прокуратуры Польши в период действия военного положения” 1).
Напомним, действие актов этой группы имело четко определенный временной характер и ограничивалось сроками действия режима военного положения, (т.е. с 13 декабря 1981 г. по 22 июля 1983 г.). Некоторые ограничения были сняты уже в декабре 1982 г. при приостановлении действия военного положения. Для обеспечения общественного порядка и безопасности в период военного положения, а также для решения проблем экономического характера Совет Министров, министр внутренних дел и министр юстиции приняли 12-13 декабря целый пакет распоряжений. В их числе Распоряжение Совета Министров “О принципах производства по делам об интернировании польских граждан”, Распоряжение министра внутренних дел “Об обязанности сдачи на хранение огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, а также о запрете ношения предметов и орудий, использование которых может угрожать общественному порядку” 2).
После принятия 6 июня 1997 г. нового Уголовного кодекса Польской Республики все предписания Закона “Об исключительном положении”, связанные с вопросами, урегулированными этим Кодексом, утратили силу. Таким образом в перечне актов, регламентирующих институты чрезвычайного режима, в завершении следует назвать и Уголовный кодекс 3).