Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
умб / УМБС / МУ ПЗ УМБ печать.doc
Скачиваний:
44
Добавлен:
08.02.2016
Размер:
1.92 Mб
Скачать

Практическое занятие № 3 Столкновение танкеров Под мостом «Золотые ворота» в бухте Сан – Франциско

Изучить материалы аварийного морского происшествия и выполнить следующую работу:

  1. Классификация АС:

- по видам,

- по ПРАМП – 2006.

2. На основании материала АС выявить положительные и отрицательные стороны действий судов и заполнить таблицу (верх)

3.Дать предложения по недопущению АС и заполнить таблицу (низ).

Вид АС__________________________________

Классификация национальная_______________

Тн «Аризона»

Тн «Орегон»

Положительные стороны

Отрицательные стороны

Положительные стороны

Отрицательные стороны

Предложения по предупреждению аварийного случая

Тн «Аризона»

Тн «Орегон»

Описание события.

Столкновение между двумя танкерами «Аризона стандарт» и «Орегон стандарт», происшедшее во время густого тумана в ранние часы 18 января 1971 года под мостом «Золотые ворота» в бухте Сан-Франциско, был одним из наиболее освещенных в прессе за последние годы. Особенно заслушивает внимание, что к нему оказалась причастной портовая консультативная радиолокационная станция (ПКРС) Береговой охраны США и что использование УКВ-связи (точнее – не неправильное ее использование) сыграло роковую роль в этом деле.

«Аризона», вскоре после 22.00, находясь приблизительно в 25 милях к югу от пункта назначения, встретила густой туман, который простирался над всей акваторией бухты. Машины перевели в маневренный режим и начали подавать туманные сигналы. Непосредственно перед входом в главный судовой канал капитан «Аризоны» сообщил на ПКРС свою позицию и что он направляется к причалу Лонг в Ричмонде в северной части залива. Когда судно легло на курс 69,0, скорость была уменьшена до 13,5 узлов. Капитан действовал как лоцман и использовал один локатор, в то время как старший помощник пользовался другим. Второй помощник стоял у телеграфа и оказывал необходимую помощь. Впередсмотрящий находился на крыле мостика.

«Орегон» также под проводкой капитана отошел тем временем от причала, несмотря на густой туман. ПКРС сообщила на «Аризону», что однотипное судно следует на выход к северу от острова Алкатрац. На часах было 01.20 «Аризона» только что легла на курс 65,0, чтобы выйти на канал, проходящий под мостом «Золотые ворота». В 01.25 впередсмотрящий, который за это время был отослан на бак, сообщил о неясно видимом огне Майкл-Рокс около 3 румбов справа по носу, дистанция по локатору до которого составляла около мили. Двумя минутами позже старший помощник обнаружил эхо-сигнал в дистанции почти 6 миль, в миле южнее мыса Блант и начал вести прокладку. Он установил, что эхо-сигнал перемещается вдоль линии относительного движения в направлении приблизительно 264и чтоDкрбудет около мили. Уместность последней информации была под вопросом, поскольку одно из судов или оба должны были сделать небольшие корректировки курсов, чтобы разойтись левыми бортами.

В 01.30 ПКРС сообщила на «Аризону», сто «Орегон» находится в миле к востоку от моста «Золотые ворота» и капитан первого теперь пытался установить связь по УКВ с последним. Он вызывал на каналах 18А, 10 и 16, но безуспешно. Тем не менее он держал максимальную для порта скорость -13,5 узла. Менее чем через минуту огонь Майкл-Рокс был на траверзе в полумиле. Легли на курс 56,0, уменьшив ход до среднего, или приблизительно до 11 узлов. Через короткое время рулевой сообщил, что судно управляется с трудов, вероятно, из-за влияния сильного приливного течения. Старший помощник продолжал следить за «Орегоном» по локатору приблизительно до 1.33, когда эхо-сигнал был потерян. Капитан опять пытался установить связь по УКВ с другим судном и опять безуспешно.

В 01.36, услышав немного слева звук сигнального устройства середины канала, расположенного на центральном пролете моста, капитан «Аризоны» приказал лечь на курс 58,0, несомненно пытаясь сместиться к правой стороне канала. Двумя минутами позже он информировал ПКРС, что не смог связаться с «Орегоном».

Отойдя от причала Лонг, «Орегон» следовал на выход в море с переменной скоростью. В 01.24, когда прошли траверз буя Хардинг-Рог слева в дистанции 0,2 мили, скорость была около 11 узлов. В это время легли на курс 231. Капитан, который управлял судном, стоял у одного локатора, второй помощник - у другого. Впередсмотрящий находился на баке, машины – в маневренном режиме, подавались сигналы гудком. Сообщив на ПКРС о своем отходе от причала, капитан переключил УКВ на 10-й канал, который использовался для связи с конторой судовладельца. Хотя он знал, что «Аризона» должна занять его причал и что судна, вероятно, встретятся на выходе, он не сделал не сделал попытки запросить ПКРС о местонахождении встречного судна. ПКРС по своей инициативе также не дала информации. Попыток использовать УКВ для связи с судном, идущим на вход, не предпринималось до тех пор, пока не возникла реальная опасность столкновения.

Через какие-то шесть-семь минут, когда прошли мыс Кавальо в 0,3 мили, капитан понял, что судно снесло вправо, и лег на курс 220. В 01.33 скорость уменьшена до 9 узлов, о приближении однотипного судна не было известно. Приблизительно через минуту, услышав, очевидно, на траверзе туманный горн мыса Лайм (северный конец моста «Золотые ворота»), капитан приказал положить руль право на борт, чтобы лечь на курс 265, который уже во время поворота он подправил на 270.

Одновременно капитан взглянул на экран локатора и обнаружил, к своему ужасу, что судно, идущее на вход, находится на расстоянии 0,8 мили приблизительно в 2 румбах слева. Он быстро решил расходиться левыми бортами; хотя и не знал направления движения входящего судна. В 01.37 судно задержали на курсе 270и начали проходить под мостом, огни которого теперь были видны.

Перейдя на левое крыло мостика, капитан начал подавать гудки вручную. С входящего судна никаких сигналов не слышали, и в 01.37,5 скорость уменьшили до 4 узлов. Приблизительно в 01.39 второй помощник сообщил капитану, что слева по носу быстро приближается судно, пеленг на которое не меняется. Капитан зашел в рулевую рубку и переключил УКВ с 10 на 16 канал, пытаясь установить связь. Почти немедленно после этого в 01.40 в дистанции 200 ярдов из тумана появилась «Аризона» и на скорости 11 узлов ударила «Орегон» под острым углом в левый борт в районе миделя.

Казалось бы, налицо случай, когда оба судна следовали чрезмерной скоростью. Однако суд определил, что капитан «Орегона» виновен в этом отношении, но к другому судну отнеслись более снисходительно. Упоминалось о трудностях управления судном на малой скорости вблизи «Золотых ворот», где непредсказуемые течения и водовороты могут достигать скорости 6 узлов. Поэтому скорость «Аризоны» признали умеренной в данных обстоятельствах.

С самого начала введение ПКРС в Сан-Франциско, как и установка подобных устройств в других портах, встретила значительную оппозицию со стороны лоцманов и капитанов. Им это представлялось попыткой навязать руководство и рекомендации по судоходству со стороны неквалифицированных офицеров береговой охраны, и до определенной степени это было правдой, это было вполне понятное недовольство. Поэтому можно объяснить, почему капитан «Орегона» игнорировал услуги ПКРС после отхода от причала. Это ни в коем случае не извиняет неполучение информации о приближении «Аризоны к мосту «Золотые ворота».

Любую встречу с другим судном (особенно в сложной ситуации) необходимо рассчитывать таким образом, чтобы она произошла в заранее предусмотренном месте и при наиболее благоприятных обстоятельствах. Это, конечно, гарантировать, и, может быть, поэтому не следовало отходить от причала. Но коль скоро такое решение приняли, следовало принять все меры предосторожности. Именно этого не было сделано.

Крайне важной информацией о движении «Аризоны» капитан намеренно пренебрег. Он усугубил свою ошибку тем, что не сделал попыток связаться с судном, которое (он имел все основания этого ожидать) двигалось по акватории порта к освобожденному причалу, до тех пор, пока столкновение стало почти неизбежным. Конечно, не исключено и обратное предположение: тщетные попытки связаться по УКВ, отвлекая его внимание от управления судном в критический момент, так же могли привести к столкновению. Отказавшись от использования УКВ, капитан в то же время не осуществлял систематического наблюдения за обстановкой с помощью локатора.

Наихудшее из возможных мест встречи при данных обстоятельствах – мост «Золотые ворота», и именно там суда встретились. Чтобы решить эту проблему, достаточно было установить прямую связь по УКВ и согласовать место встречи на акватории бухты к востоку от «Золотых ворот». Если судна не могли установить прямую связь, следовало договориться с помощью ПКРС, для чего эта станция, собственно, и предназначалась. Еще проще для капитана «Орегона» было подождать у скалы Хардинг или где-то к востоку от нее, пока «Аризона» не пройдет под мостом.

Расхождение следовало тщательно организовать так, чтобы оно произошло на достаточном водном пространстве, при существенно уменьшенных скоростях обоих судов (учитывая влияние течения на управляемость), с достаточным запасом времени для внесения корректив, если события будут развиваться не по плану. В любом случае, это свело бы к минимуму последствия столкновения.

Главной ошибкой капитана «Аризоны» явилось то, что он не принял всех возможных мер, чтобы избежать встречи с «Орегоном» под мостом. Первоначально он, возможно, надеялся, что успеет пройти мост до подхода встречного судна. Только это объяснило бы поддержание скорости при следовании по главному каналу. В 01.20, т.е. за 20 миль до столкновения, ПКРС сообщила ему, что судно, следующее на выход, находится к северу от Алкатраца, и капитану должно было бы ясно, что если он сам не уменьшит скорость, встреча вблизи моста станет весьма вероятной.

Разумное решение в этой ситуации – уйти, насколько практически возможно, с пути другого судна, одновременно пытаясь установить связь по УКВ для согласования места расхождения. Если бы связаться не удалось, следовало задержаться и встретить «Орегон» в главном канале, после того как тот прошел бы под мостом и следовал постоянным курсом.

По общему мнению, «Аризона» попала в щекотливое положение. Вслед за ней шло сильное приливное течение, затрудняя управление судном при пониженной скорости. Об этом свидетельствуют доклады рулевого после уменьшения хода до среднего при подходе к «Золотым воротам». Течение, однако, - меньшая проблема на дальних подступах к главному каналу. За 10 минут до того, как «Аризона» вошла в него, капитан слышал сообщение с «Орегона» на ПКРС, что судно отходит от причала. В этот момент следовало связаться с выходящим судном (непосредственно или через ПКРС), чтобы согласовать место встречи.

«Орегон» 01.24

01.30 К=231

К=220

«Аризона» 01.40 01.33

01.33 К=270

01.25

К=65

К=58

Он, конечно, никоим образом не мог предполагать, что последующие попытки связаться с «Орегоном» по УКВ окажутся тщетными, но при данных обстоятельствах непринятие все мер для достижения договоренности выглядит сомнительным.

Когда «Аризона» приблизилась к «Золотым воротам», уже поздно было думать об отсрочке встречи, поскольку попытка значительно уменьшить ход приводила к потере управляемости. Поэтому суд посчитал ее скорость в тот момент умеренной. Но уж если капитан не мог снизить ход до столь малого, какой он предпочел бы в ином случае, ему следовало держаться насколько практически возможно к правой стороне канала, а как раз этого он не сделал.

Что так никогда не получило удовлетворительного объяснения, так это то, каким образом «Орегон», который в 01.33 находился в почти 3 милях, исчез с экрана «Аризоны». В отсутствии дождя при маловетрии о помехах и речи не могло идти. И если цель исчезла на одном локаторе, почему не попытались найти ее на другом?

Это случай очень ярко иллюстрирует ценность УКВ-связи как средства для разрешения неопределенности. Прямой контакт между судами, безусловно, предпочтительней, но если его нет, обмен информацией через ПКРС мог все расставить по своим местам.

Суд при обсуждении использования локатора в этом случае подчеркнул, что условия требовали постоянного наблюдения и умелого использования его. При этом он оговорил, что умелое использование «требует, по-видимому, специально назначенного помощника, вахтенный помощник должен иметь контролировать приказания на руль и в машину, вести записи в журнале, слушать туманные сигналы и устанавливать связь по УКВ». Далее отмечалось, что «судно, оборудованное УКВ, следуя в густом тумане в заливах с интенсивным движением, обязано умело использовать такое оборудование, как средство навигации. Если же имеются портовые консультативные службы с радаром и радиотелефоном, то неиспользование таких служб следует расценивать как халатность».

Столкновение двух танкеров под мостом «Золотые ворота» высветило также одну из редко упоминаемых проблем – опасность использования УКВ-связи. Установление контакта с приближающимся судном, особенно, когда возникают некоторые трудности с идентификацией, требует определенного внимания, что может отвлекать вахтенного офицера. Из это следует, что установление первоначального контакта лучше производить заблаговременно, до предстоящего маневра, так чтобы радиотелефонные переговоры минимально отвлекали от управления судном.

Соседние файлы в папке УМБС