Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

английский / Referat

.docx
Скачиваний:
9
Добавлен:
28.01.2016
Размер:
32.32 Кб
Скачать

В наше время все мы привыкли к тому, что мыться это вполне естественно, и не просто естественно, как употребление пищи или дыхание, а так же жизненно необходимо. Личная гигиена стала неотъемлемой частью нашего быта и существования. Нас c раннего детства приучают к чистоплотности и вниманию к своей личной гигиене. По телевизору постоянно идет реклама, каких либо гигиенических и чистящих средств, большинство из которых, как может показаться пришло к нам с запада. Складывается впечатление, что так чисто там было всегда во все времена и нам «варварам» делают одолжение, все это показывая и предоставляя на блюдечке с голубой каёмочкой. Но так ли было всегда?

Стоит отметить, что еще в древности, у культурных народов Европы, таких как римляне и греки, существовал культ здорового тела, неотъемлемой частью которого было соблюдение правил личной гигиены. Для этого у древних эллинов и существовали термы. Термами назывались античные бани в классической Греции, они существовали при больших домах и  гимнасиях и обычно были общественными и доступными для всех жителей города. В Древнем Римме термы возникли по греческому образцу и стали центрами общественной жизни.

Было время, когда в Древнем Риме строили только частные, домашние бани. Такую баню могли позволить себе лишь люди с высоким достатком. Со временем нужда в гигиенической и полезной для здоровья процедуре все возрастала, но, по-прежнему, баню мог позволить себе далеко не каждый. Тогда, начиная с III века до н.э., стали строить общественные бани. Поначалу такие бани не отличались особым комфортом. К концу I века до н.э. в Риме уже насчитывалось более 150 общественных бань, а к IV веку н.э. их уже было около тысячи.

Впервые в лечебных целях баню стали использовать во II в до н.э. Выдающийся римский врач того времени Асклепиад говорил: «Больной обязан выздороветь, если его врачи — чистота, умеренная гимнастика, потение в бане, массаж, диета и прогулки на свежем воздухе». Тогда впервые врачи стали замечать, что «банная процедура» улучшает кровообращение и этим самым повышает жизненный тонус.

Один из историков пишет, что термы по своим размерам напоминали города. Термы занимали 12 гектаров, вмещали одновременно до 2500 человек. Римские владыки, стремясь завоевать популярность, строили бани, без которых жители города не мыслили свою жизнь.

Однако с падением Римской Империи пришел и упадок терм. Варвары, занявшие территорию некогда столь чистоплотной империи, часто пренебрегали личной гигиеной. И, как не прискорбно, во многом, этому гигиеническому упадку способствовала христианская, в первую очередь католическая церковь, которая придя к власти, разом запретила бани как рассадник греха и разврата. Недаром говорил князь Мышкин: "католичество — еще хуже, чем атеизм".

Завладевшее умами и душами, (а так же и телами) людей раннего средневековья католическое христианство, проповедавшее аскетизм, рассматривало человеческое тело лишь как временную, недостойную забот бренную оболочку бессмертной души. Физическая культура и гигиена древних, была подменена заботами о духе, высшим проявлением которых было умерщвление плоти самый надежной способ обрести высшую благодать. Болезни же рассматривались не как непосредственный результат, каких либо неправильных действий человека или распространение инфекций, а как наказание божье за грехи. От этого по всей Европе распространилось пренебрежение к гигиене, а также распространение антисанитарных обычаев. Таких как опорожнение ночных горшков из окон верхних этажей, справление нужды, как маленькой, так и побольше у порогов домов, возле столбов, церквей, статуй и даже у витрин магазинов.

Многие в наше время с тоской представляют себе старую Европу с благородными рыцарями, готовыми на подвиги во имя прекрасных дам, с прекрасными дворцами и пышными королевскими приемами и благоухающими садами. Как же они ошибаются. Чего только стоят следующие примеры:

Королева Испании Изабелла Кастильская признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза — при рождении и в день свадьбы. Дочь одного из французских королей погибла от вшивости. Папа Климент V погибает от дизентерии, а Папа Климент VII мучительно умирает от чесотки (как и король Филипп II). Герцог Норфолк отказывался мыться из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли, за что и получили от своего хозяина хороших плетей.

Моющих средств, как и самого понятия личной гигиены, в Европе до середины ХIХ века вообще практически не существовало. Атмосферу средневековых городов Европы дополняли удушающие миазмы и запахи испражнений, которые целыми реками текли вдоль улиц во время дождей. Мясники забивали скот прямо на улицах и там же потрошили туши, разбрасывая кишки и сливая кровь на тротуары. Вонь распространялась на всю округу. Из каминов воняло серой, из кожевенных мастерских воняло едкой щелочью, из боен воняла свернувшаяся кровь.

Люди воняли потом и нестиранной одеждой, которую порой носили всю жизнь, не меняя из-за ее высокой стоимости, изо рта воняло гнилыми зубами, из их животов - луковым супом, а от тел, если они уже не были достаточно молоды, старым сыром, и кислым молоком, и онкологическими болезнями. Бедняки не только не мылись, но и не стирали одежду — у них не было смены белья. Самая дешевая рубашка из грубого полотна стоила столько же, сколько дойная корова.

Воняли реки, воняли площади, воняли церкви, воняло под мостами и во дворцах. Крестьянин вонял как и священник, ученик ремесленника - как жена мастера, воняло все дворянство, и даже король вонял, как дикое животное, а королева, как старая коза, и летом, и зимой.

В то время, пишет П. Зюскинд, «не существовало не единого вида человеческой деятельности, ни созидательной не разрушительной, ни единого выражения зарождающейся или загнивающей жизни, которую бы постоянно не сопровождала вонь».

Монахи, служившие средневековым людям примером для подражания, беспрестанно смиряли свою плоть, культивируя аскетические привычки. В монастырских уставах указывалось максимальное количество дозволенных ванн и туалетных процедур, поскольку все это считалось роскошью и проявлением изнеженности. Для отшельников грязь была добродетелью. Крещение должно было отмыть христианина раз и навсегда в прямом и переносном смысле.

Европейские рыцари, пришедшие на Ближний Восток, во времена Крестовых Походов поразили арабов своей дикостью и грязью: «Прославляя своего бога Иисуса, пьют сверх меры, падают, где пьют и едят, дозволяя псам лизать их уста, изрыгающие брань и съеденную пищу».

В позднем Средневековье люди научились перерабатывать мусор и экскременты. Мочу, например, собирали для обработки кожи и отбеливания ткани, а из костей животных делали муку. В старину художники ставили возле ферм бочки для мочи, на которой они замешивали краски. То, что не подлежало переработке, оставалось валяться на улице.

Антисанитария, болезни и голод - вот лицо средневековой Европы. Даже знать в Европе не всегда могла есть досыта, из десяти детей выживало двое-трое, а при первых родах умирала треть женщин. Освещение было в лучшем случае восковые свечи, а обычно - масляные светильнички или лучина. Голодные, обезображенные оспой, проказой и, позже, сифилисом лица выглядывали из окон, затянутых бычьими пузырями.

Однако вернувшись из крестовых походов, и оценив бани Востока, крестоносцы попытались вернуть в XIII в. этот институт в Европу. Бани стали постепенно вновь распространяться в ней, особенно в Германии. Однако уже ко времени Реформации усилиями церковных и светских властей в Европе были вновь искоренены как очаги разврата и заразы.

Нечистоплотность стала превращаться в культ. Влюбленные трубадуры собирали с себя блох и пересаживали на даму, чтоб кровь смешалась в блохе. Кровати, представляющие собой рамы на точеных ножках, окруженные низкой решеткой и обязательно с балдахином в средние века приобретают большое значение. Столь широко распространенные балдахины служили вполне утилитарной цели — чтобы клопы и прочие симпатичные насекомые с потолка не сыпались.

Даже в эпоху Возрождения ситуация оставляла желать лучшего. Давно гуляет по анекдотам сохранившаяся записка, посланная имевшим репутацию прожженного донжуана королем Генрихом Наваррским своей возлюбленной, Габриэль де Эстре: «Не мойся, милая, я буду у тебя через три недели». В руководстве учтивости, изданном в конце 18-го века (Manuel de civilite. 1782.) формально запрещается пользоваться водой для умывания, «ибо это делает лицо зимою более чувствительным к холоду, а летом к жаре». А медицинский трактат ХV века утверждал: «Водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры. Поэтому они могут вызвать болезни и даже смерть». В Средние века считалось, что в очищенные поры может проникнуть зараженный инфекцией воздух. Вот почему высочайшим декретом были упразднены общественные бани. И если в ХV — ХVI веках богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в ХVII — ХVIII веках они вообще перестали принимать ванну. Правда, иногда приходилось ею пользоваться — но только в лечебных целях. К процедуре тщательно готовились и накануне ставили клизму. Французский король Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни — и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры.

Вся эта антисанитария и глубокие заблуждения приводили к бесчисленным заболеваниям и смертям. Так, сифилис ХVII -XVIII веков стал законодателем мод. Гезер писал, что из-за сифилиса исчезала всяческая растительность на голове и лице. И вот кавалеры, дабы показать дамам, что они вполне безопасны и ничем таким не страдают, стали отращивать длиннющие волосы и усы. Ну, а те, у кого это по каким-либо причинам не получалось, придумали парики, которые при достаточно большом количестве сифилитиков в высших слоях общества быстро вошли в моду и в Европе и в Северной Америке.

Позднее бани вернулись в Европу только в XIX веке. Общепризнанно, что толчок к возрождению здесь дали те походные бани, с которыми русское войско дошло до Парижа в 1814 году, но нельзя сказать, чтобы это возрождение было быстрым. Скажем, в Берлине первая русская баня открылась еще в 1818 году, но лишь много лет спустя, в 1889 году дело дошло до учреждения «Немецкого общества народных бань», выразившего свою цель в таком девизе: «Каждому немцу баня каждую неделю».

К началу Первой мировой войны эта цель еще не была достигнута, т.к. на всю Германию приходилось 224 бани. Повсеместные ванные комнаты в жилищах Запад ной Европы - это в значительной мере достижение уже послевоенного времени.

Теперь же взглянем, как на самом деле обстояли дела на Руси. Баня появилась на Руси еще до ее крещения, в древние языческие времена. Славяне всегда уважали чистоту. Кроме того, они еще и лечились в бане. Хоть русские бани и несколько «моложе» римских, но тоже отличаются солидным возрастом. Так, Геродот (V в. до Р.Х.) упоминает о жителях степей (Восточной Европы), которые парились в хижинах, поливая раскаленные камни водой. Предания, вошедшие в русские летописи, говорят о наличии бань у новгородцев во время легендарного путешествия апостола Андрея к славянам в I веке по Р.Х.. Так же существует множество упоминаний о банях в период правления княгини Ольги и в более позднее время.

Благодаря тому, что католическая церковь, слава богу, не затронула Святую Русь, она сумела сохранить свои бани и свою гигиеническую культуру.

Русский народ всегда был на удивление чистоплотным. Это касалось не только телесной чистоты, но и чистоты жилища. Древнерусские деревни и города имели широкие улицы, и обширные дворы, где почти каждый двор имел свой колодец и слив. Даже самая бедная семья имела в своем дворе баню. В зависимости от того, как она топилась, парились в ней "по-белому" или "по-черному". Если дым из печи попадал через трубу наружу, то парились "по-белому". Если дым шел непосредственно в парную, то после проветривания стены окатывали водой, и это называлось париться "по-черному".

Для русского человека, баня издревле являлась вещью сакральной и незаменимой, ни один Русич не смыслил своей жизни без бани, которая испокон века по субботам и перед большими праздниками. На Руси баню любили и боготворили. Глава семейства готовил березовый веник, замачивая его в горячей воде, прыскал на него квасом, крутил над горячими камнями, пока от веника не начинал исходить душистый пар, а листья становились мягкими, но к телу не липли. И только после этого начинали мыться и париться.

Древнерусская мовь или мыльня располагалась в деревянном срубе, щели которого были проконопачены мхом. Возле одной из стен бани обустраивали очаг с грудой камней, а в потолке вырубали дыру – дымоход. Когда камни раскалялись, их спрыскивали водой из большого чана, и валил целебный пар. Помахивая веником из березы или дуба, древний русич потел, от него отступала хворь, открывались поры, стекала грязь. При Владимире Красном Солнышке бани воспринимались как места лечения занемогших. Их старались парить в бане трижды в месяц. Воду в баню натаскивали из ближайших рек. В частности, московские князья, любившие купание, мылись водицей из Москвы-реки. А Иван Калита вообще повелел построить от реки деревянную трубу в Кремль, чтоб вода для мытья всегда была под рукой.

Высокоученая Добродея, внучка Мономаха, живя в Византии в 12 веке, излечивала людей травами и баней, устроенной по-русски. Великие знания, почерпнутые ею из книг Галена и Асклепия, подтверждали ее убеждения о целительном воздействии мови.

Обращаясь же опять к Европе стоит отметить, что даже в период «малого банного ренессанса» XIII-XVI вв. простой народ оставался немытым, и это обошлось континенту очень дорого. Самая страшная чума, какую Европа знала в своей истории, - это «Черная Смерть» 1347-53 гг. унесшая жизни почти половины населения Европы. Историки констатируют, что великая чума, явившись из Китая и Индии и обойдя всю Западную и Центральную Европу до самых отдаленных мест, остановилась, на границе Великого княжества Литовского (чье население состояло на 90% из русских), то есть на границе распространения бани. А еще точнее: на стыке отсутствия и наличия гигиены. Даже самые тяжкие чумные моры русской истории, особенно в 1603, 1655 и 1770 годах, ни разу не стали причиной ощутимого демографического урона для страны.

С древности русская баня, без сомнения, претерпела заметные изменения, но сохранила свою особенную, уникальную сущность.

Бани существовали на протяжении всей истории России и дошли до нашего времени. С ростом и развитием государства развивались и бани. Первые общественные бани в городах появились благодаря указу царя Алексея Михайловича. Это были обычные одноэтажные постройки на берегу реки, состоящие из трех помещений: раздевальни, мыльни и парной.

Мылись в таких банях все вместе: и мужчины, и женщины, и дети, вызывая изумление иностранцев, специально приезжавших поглазеть на невиданное в Европе зрелище. "Не только мужчины, но и девицы, женщины по 30, 50 и более человек, бегают без всякого стыда и совести так, как сотворил их Бог, и не только не прячутся от сторонних людей, прогуливающихся там, но еще и подсмеиваются им своею нескромностью", - писал один такой турист. Не менее удивляло приезжих, как мужчины и женщины, донельзя распаренные, выбегали голышом из очень жаркой бани и бросались в холодную воду реки, а в зимнее время и в снег.

Власти сквозь пальцы смотрели на такой народный обычай, хотя и с большим недовольством. Совсем не случайно в 1743 году появился указ, по которому в торговых банях запрещалось мужскому и женскому полу париться вместе. Но, как вспоминали современники, такой запрет оставался в большинстве своем на бумаге. Окончательное разделение произошло, когда стали строить бани, в которых предусматривались мужское и женское отделения.

Вообще старая баня была для русского народа чем-то вроде современной поликлиники. Вывески вроде: "Здесь стригут, бреют, ставят пиявки и пущают кровь" были обычным явлением. В парной лечили все виды простуд, бабки-костоправки правили вывихи, "пресекали" радикулиты, заговаривали грыжу, "правили животы" как мужчинам, так и женщинам.

Судя по всем этим неоспоримым фактам не трудно заметить, что на Руси, с гигиеной дело обстояло куда лучше, чем на западе и гораздо лучше, чем нам сейчас это пытаются представить. Русь всегда была цивилизованнее и чище гниющей в тени своих миазмов Европы, недаром на Руси была поговорка «Баня вторая мать». Гордись русич тем, что ты русский, с опрятностью твоей русской матери, в чистоте выросший. Как я уже ранее отмечала, баня для русского человека была сакральным местом, где очищалось не только его тело, но и душа, где человек оздоровлялся и избавлялся от всяческих хворей и недугов. Баням на у нас всегда придавалось оздоровительное значение. Именно благодаря баням и соблюдением правил личной гигиены русская нация оставалась чистой и здоровой, в отличии от смердящей Европы. Чего только стоит сравнение наших чистоплотных князей, таких как Иван Калита или Владимир Красно Солнышко любивших бани и водные процедуры, и Людовика XIV Короля-солнце, который мылся лишь дважды в жизни, и про которого русские послы писали, что их величество «смердит аки дикий зверь». Так же на Руси издревле варили мыло, которое использовали для мытья в бане.

Из-за антисанитарии и сопутствующих ей болезней в Европе умирали миллионы людей, тогда как для Руси это было неприемлемо и невозможно. Ни один уважающий себя Русич не за что не стал бы ходить грязным. Европейцев на Руси высмеивали и считали дикарями за их пренебрежение к гигиене. Самих же русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню раз в месяц - безобразно часто. Однако время все-таки показало, кто был прав. Культура личной гигиены пришла и на запад, и теперь от туда на нас разит их чистоплотность и добропорядочность, однако нам не следует забывать своей истории и культуры, не стоит забывать, что в России все это существовало задолго до того как это пришло на запад и там прижилось.

Соседние файлы в папке английский