Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
текст лекций / 57. Сирена.doc
Скачиваний:
139
Добавлен:
14.12.2015
Размер:
139.26 Кб
Скачать

«Сирена» идет «в массы»

Разработку первой в стране системы массового обслуживания в реальном времени возглавил Владимир Жожикашвили, в дальнейшем Главный конструктор систем «Сирена-1» и «Сирена-2»

Первая «развилка» в развитии систем резервирования и продажи авиабилетов возникла в середине 70-х. Тогда модным стал термин АСУ (автоматизированные системы управления), и системы эти стали плодиться, как грибы после дождя. В Риге был создан Центральный научно-исследовательский институт автоматизированных систем управления гражданской авиации (ЦНИИАСУ ГА), который начал развивать разного рода проекты, связанные с автоматизацией аэропортов. Один из таких проектов ставил своей целью создание локальной автоматизированной системы, которая должна была обеспечить продажу билетов на рейсы, «привязанные» к соответствующим аэропортам, в сочетании с решением задач регистрации пассажиров, управления системами безопасности и т.п.

Одновременно в ГВЦ ГА был начат проект создания глобальной системы «Сирена-2». Марк Левин, ныне генеральный директор компании ТАИС, в начале 1976 года возглавивший отдел разработки программного обеспечения в ГВЦ ГА, рассказывает: «1976-й был первым годом новой пятилетки, и на нее был подготовлен план развития и перевооружения системы ?Сирена?, предусматривающий замену уникальной ЭВМ М-3000 на универсальную, разработку новых терминалов, а главное, — расширение возможностей самой системы. Новая ?Сирена? должна была автоматизировать продажу билетов не только на московские авиарейсы, но и на рейсы, относящиеся к авиаузлам других городов».

Вариантами для замены М-3000 были ЭВМ серии ЕС (они тогда уже начали появляться) или СМ-2. По прежнему месту работы Левину достаточно хорошо были знакомы характеристики СМ-2, которая разрабатывалась в Северодонецком НПО «Импульс», и он предложил этот вариант Жожикашвили. Резоны были следующие: машины были надежными, имели малый срок внедрения и стоили значительно меньше, чем ЕС. Все это позволяло достаточно быстро развернуть систему в разных городах за относительно небольшие деньги. Предложение было принято.

Терминал системы «Сирена-1» — один из первых в СССР дисплеев — прообраз современного персонального компьютера. 1972 год

Выбор СМ-2 нес с собой и новые проблемы, главная из которых заключалась в небольшом объеме памяти этой машины. Чтобы довести ее до 256 Кбайт, нужно было использовать четыре изолированных раздела по 64 Кбайт, и такая организация оперативной памяти несла с собой дополнительные проблемы, связанные с налаживанием обмена данными между этими разделами. Однако подготовленный командой Жожикашвили проект новой системы позволял это препятствие обойти; главной его изюминкой являлся как раз переход от работы с оперативной памятью к работе с дисками. В проекте было очень подробно расписано, как на диске следует располагать информацию, используемую чаще всего, сколько к нему будет обращений и как все это соотносится с пропускной способностью канала ввода/вывода.

И все бы было хорошо, но в те годы число желающих улететь существенно превышало число мест на самолетах, и на одну реальную продажу приходилось примерно десять необеспеченных запросов, так называемая «пена». Если бы по каждому из таких запросов пришлось обращаться к диску (кстати, его емкость в машине СМ-2 составляла 2,5 Мбайт), то система была бы обречена постоянно «затыкаться», так как не хватало бы пропускной способности канала.

«В ?Сирене? вопрос о слежении за свободными местами решался тоже непросто, поскольку требование экономии памяти приводило к тому, что, хотя необходимая информация и находилась в памяти машины, раскопать ее было трудно, — вспоминает Левин. — Мое предложение состояло в том, чтобы организовать в оперативной памяти хранение признаков наличия свободных мест в явном виде и обращаться к диску, только когда программа удостоверится, что таковые на данный рейс имеются. Такая вроде бы естественная вещь позволила работать с дисками и удовлетвориться тем объемом памяти, которым располагала СМ-2; ?фотографии? каждого из рабочих дней при этом хранились на магнитных лентах».