
Характер действия вещества.
В клинической картине острого отравления человека нитратами отмечается симптоматика, характерная для отравления аммиаком.
Описан случай токсико-аллергического отека легких при отравлении аммиачной селитрой. Кроме того, наблюдались признаки токсико-аллергического миокардита, токсического нефрита, токсического гепатита, острой сердечно-сосудистой недостаточности. При этом отмечались отеки всего тела, цианотичность кожи и видимых слизистых оболочек, ортопноэ; жесткое, ослабленное дыхание с многочисленными сухими и влажными хрипами. Пульс 120 в минуту, слабого наполнения. Артериальное давление 170—120 мм. Сердце расширено, тоны глухие,
тахикардия, экстрасистолия, акцент II тона на легочной артерии. Печень увеличена, болезненна. Симптом Пастернацкого положительный с обеих сторон.
В клинической картине отравления важную роль играло поражение сердечно-сосудистой системы, определявшееся электрокардиографически. Отмечали деформацию интервала S—Т и
зубца Т (отрицательный) в I—II, АVR-АVL отведениях и во всех левых позициях грудных отведении СК, дискордантность направления отрезков и зубцов в стандартных отведениях.
Дети более чувствительны к нитратам, чем взрослые. Четко прослеживается связь между содержанием нитратов в питьевой воде и содержанием метгемоглобина в крови. У детей, потреблявших воду с содержанием нитратов до 10 мг/л, уровень метгемоглобина был в пределах 1,43—1,8%. При содержании нитратов 182,5 мг/л уровень метгемоглобина в крови был в пределах 2,13—3,3% и при содержании нитратов в воде 209 мг/л уровень метгемоглобина в крови составил 3,1—7,05%. Отмечено, что уровень метгемоглобина в крови детей понижался с увеличением их возраста. Так, при обследовании детей от 2 месяцев до 3 лет у 59,3% обнаружено содержание в крови метгемоглобина на уровне более 5%; среди детей от 3 до 7 лет с таким же уровнем метгемоглобина оказалось 38,3%.
При обследовании детей, находящихся на воспитании в детских домах, в одинаковых условиях жизни и питания, но потреблявших питьевую воду с различным содержанием нитратов, установлено, что концентрация нитратов в воде 2—3 мг/л не вызывает повышения содержания метгемоглобина в крови детей. При содержании нитратов—10—11 мг/л количество метгемоглобина свыше нормы оказалось лишь у 4 из 94 детей. При содержании нитратов 50—60 мг/л и 100 мг/л уровень метгемоглобина в крови детей иногда доходил до 26%, а число детей с повышенным содержанием метгемоглобина увеличивалось до 85—87%. При этом максимальное увеличение метгемоглобина до 26,6% отмечалось у детей от 3 до 7 лет. У детей от 8 до 12 лет оно было в 2 раза меньше, а у взрослых (старше 18 лет) максимально доходило до 6,7%.
Одним из главных симптомов больных нитратной метгемоглобинемией является цианоз. Сгущенная синевато-серая окраска губ или цианотичность вокруг рта установлена как у детей, так и у взрослых, пользующихся нитратной водой. У детей картина цианоза была выражена более ярко, у большинства взрослых—менее заметно.
Действие азота нитратов на сердечно-сосудистую систему проявляется в учащении сердцебиения на 9—19 ударов в минуту. При воздействии нитратов питьевой воды (23,7—44,6 мг/л) у людей в возрасте от 3 до 75 лет снижается максимальное артериальное давление на 4,0—13,8 мм рт. ст. Однако достоверным было снижение максимального артериального давления лишь в возрастных группах 3—9, 10—14, 50—54 и 55—75 лет. Минимальное артериальное давление снижается на 2,9—7,6 мм рт. ст. и также достоверно в тех же возрастных группах.
Изменения внешнего дыхания при метгемоглобинемии проявляется в виде повышения частоты дыхательных движений. По-видимому, недостаток кислорода вызывает рефлекторное учащение дыхательных движений, действуя на хеморецепторы сосудистых рефлексогенных зон.
При воздействии нитратов в крови у больных разного возраста, кроме увеличенного содержания метгемоглобина, наблюдалось снижение эритроцитов до 3900000 в 1 мм3 (у больных 5—9 лет). У больных старше 15 лет изменения количества эритроцитов не наблюдалось. Уменьшение числа эритроцитов, по всей вероятности, связано с макроцитозом эритроцитов, развивающимся вследствие кислородного голодания тканей, что может быть выражением приспособления к условиям недостатка кислорода. Уровень гемоглобина у больных до 10 лет увеличивался на 11,4% по сравнению со здоровыми того же возраста. Установлено, что у детей с повышенной концентрацией метгемоглобина (5,3%) время реакции на световой и звуковой раздражители удлиняется.