Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции.docx
Скачиваний:
87
Добавлен:
04.06.2015
Размер:
337.24 Кб
Скачать

Тема 9. Охрана памятников и использование культурного наследия План

  1. Массовая и элитарная культуры.

  2. Проблема сохранения и использования культурного наследия.

  3. Организационные основы охраны культурного наследия.

Под элитарной культурой обычно понимают культуру привилегированных слоев общества, которая охватывает лишь его небольшую часть и отличается особыми форма­ми как усвоения культуры, так и ее передачи, В этом смыс­ле иногда говорят, что на самых ранних этапах развития общества элитарная культура отличает властвующую эли­ту. В данном случае это культура царствующего и жреческого сословий, их культура являлась «эзотерической», закрытой, священной, в то время как массовая культура была обращена к непосвященным в религиозные таинства.

Элитарная и массовая культуры рас­сматриваются как основные особенности исторического и культурного развития человечества. Они выступают как категории общекультурные, при помощи которых харак­теризуются «элита» и «массы», власть и подчинение. Не переходя в область социологического и политологического анализа, отметим, что элитарная культура в этом случае выступает основанием власти и руководства обществом, поскольку содержит в себе мировоззренческие тайны, не­доступные рядовому члену общества. Базовой особенностью этих культур является то, что прежде всего они противоречат друг другу по содержанию: элитарная культура содержит ба­зовые ценности, сведения об устройстве мироздания и чело­веческого сообщества, о божественных нормах, а массовая культура — рекомендации по богоподчинению, богослу­жению и социальному ритуалу. Можно сказать, что уже в этом случае элитарная культура — это претензия и моно­полия на социальное обновление, социальное творчество и на хранение и трансляцию знания. Массовая же культу­ра — это область репродукции, повтора, усвоенных техно­логий, привычных стереотипов и т. д. Другое дело, что массовая и элитарная культуры в этом случае в каких-то пограничных областях должны соприкасаться, и элитар­ный импульс должен входить в массовую культуру, ее мо­дифицировать, развивать и обогащать. И, в свою очередь, творческие импульсы, идущие от массовой культуры, дол­жны обобщаться, усваиваться в качестве элитарных ценно­стей и выступать фундаментальными программами куль­турного обновления.

Речь в этом случае должна идти о носителях элитарной и массовой культуры. Можно считать, что в закрытых обществах, какими являются, например, культуры Восто­ка, массовая и элитарная культуры противопоставляются и являются абсолютно изолированными друг от друга, по­скольку абсолютно изолированными являются их носите­ли — социальные сословия и касты. В открытом обществе, каким, например, является древнегреческая демократия, элитарная культура не является монопольным достоянием какой-либо социальной группы. Элитарная культура пред­стает в этом случае как результат сознательного овладения особыми приемами в области искусства, литературы, фи­лософии, т. е. овладения элитарным способом жизни, к которому призывали в Древней Греции, например, Сократ и Платон.

Однако древнегреческий полис — это небольшое по числу жителей человеческое сообщество. Совершенно по-иному обозначилась проблема массовой и элитарной куль­туры в условиях появления массового производства, круп­ных городов, т. е. в условиях индустриализации и урбани­зации. Индустриальное производство втягивало в свой оборот массового человека, который ориентировался на общепринятые жизненные ценности. Во второй половине XX века требования человека-массы чрезвычайно возрос­ли; многие ценности, которые были привилегией элиты (прежде всего материальные ценности), превращались в предмет вожделений массы. Вместе с омассовлением про­изводства и общественной жизни происходит и омассовление потребления во всех его формах: массовые продук­ты питания, массовая литература и искусство, массовые политические партии и движения и т. д. Наиболее харак­терно омассовление культуры в появлении так называемой индустрии развлечений, индустрии досуга и удовольствий.

В этих условиях человек оказывается нивелированным, схожим со всеми другими как по своим желаниям и уста­новкам, так и по образу жизни. Человек утрачивал свою личность, свое «я», более того, и элитарная культура размывалась и теряла свою прежнюю ценность перед лицом надвигающегося массового потребления. Стандартные модели потребления предлагают усредненные модели по­ведения человека, его заброшенность и опустошенность. Впервые опасность саморазрушения человека, его куль­турной деградации заметили Ф. Ницше, X. Ортега-и-Гас-сет и другие исследователи.

Чрезвычайно усложнились и отношения между элитар­ной и массовой культурой в целом, элитой и массами. По­литическая элита использует стандартные технологии для контроля политических и массовидных процессов. Стрем­ление человека найти свое индивидуальное «Я», выйти за пределы стереотипов массового поведения на деле обора­чивается не столько нахождением новых жизненных иде­алов, сколько обретением новых идолов (ориентирован­ные на массового зрителя кинофильмы, рок-музыка, ком­пьютерные игры).

Современное соотношение элитарной и массовой куль­туры характеризует противоречивый процесс передачи культурного опыта, который осуществляется в условиях массового производства и глобализации современных жиз­ненных процессов. В этих условиях, с одной стороны, воз­никает потребность в прямом регулировании огромных масс людей, стандартизации жизни, проявлении стандартных ин­теллектуальных и эмоциональных реакций, а с другой — в сохранении личности с ее смысложизненными ценностями и установками, с ее культурным ареалом, предполагающим освоение базовых культурных ценностей человечества. По­этому так драматично столкновение человека массы и эли­ты, коллизии которого по-прежнему сохраняют драматизм противопоставления творчества и репродукции, смысла и стандарта, уникальности и стереотипа.