Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЭКФАК.2 курс.docx
Скачиваний:
24
Добавлен:
03.06.2015
Размер:
427.81 Кб
Скачать

6. Украшения ног

Спереди обувь украшали цепочки и очковидные подвески со спиралевидными щитками, а сзади умбоновидные бляхи, обычно с привесками в виде птичьих лапок.

Элементы самой одежды сохранились слабо.

  1. холщовая, шерстяная или меховая рубаха, доходя­щая до колен и подпоясанная тесемкой.

  2. верхняя одежда в виде кафтана изготовлялась из телячьей (или лосиной) шкуры с мехом внутри. Кафтан по подолу и швам расшивался серебряной прово­локой.

  3. кожаная, войлочная или ме­ховая шапка, оконтуренная но нижнему краю мехом куницы или лисицы.

4) На ногах были шерстяные чулки и кожаная обувь из целого куска кожи, сшитая сзади.

В XII - XIII вв. в женском костюме происходят значительные изменения:

1)исчезают головные цепочка и венчик, характерные ви­сочные кольца;

2)появляются височные подвески в виде перстней или с 2—3 бусинами; гривны проволочные или витые из 3 прутьев с завязанными или загнутыми концами,

3)стилизованные изображения головок коней на подвесках, скульптурные изображения коней с ногами, плоские литые изображения птичек, характерные для Ко­стромского Поволжья. Есть также плетеные изо­бражения коней мерянского облика и др.

Мужской костюм практически отличался только отсутствием украшений. Но и в мужских захоронениях кроме украшений поясов, зооморфных или ажурных кресал от огнива встречены шумящие подвески на обуви.

Хозяйство марийцев носило натуральный характер. Все необхо­димое производилось на месте. Импортные предметы представля­ли собой предметы роскоши, обменивающиеся, вероятно, па пуш­нину. В остеологическом материале до 50% костей принадлежат пушным видам животных (бобр, куница, соболь). Были также из­вестны домашние животные — крупный и мелкий рогатый скот, лошади, свиньи. Исследователи полагают, что марийцы с XI в. были знакомы с пашенным земледелием.

Многочисленные параллели в материальной культуре мери, мари, и муромы, а также общие топонимические названия на их территории автор объясняет их единой основой в лице ахмыловского населения.

В эпоху средневековья исчезла большая часть волжских финнов, многочисленные племена мери, муромы, мещеры. Территория ныне живущих финноязычных народов (мордва, мари) на это время значительно сократилась под натиском иноязычных народов. Их яркая культура в значительной мере пострадала о' варварского отношения к ней со стороны других народов. Марийские могильники XVI - XVII вв. показывают значительное оскуднение погребального инвентаря, регресс в производстве металлических украшений (в первую очередь, очевидно, связи с запретом русского самодержавия заниматься производством металлических предметов), упадок искусства и т. д.

Волжские финны в эпоху средневековья подошли к порогу нового этапа развития экономики и общественных отношений. Быстрое разложение первобытнообщинных отношений подготовило переход к классовому обществу. Этот процесс сопровождался консолидацией отдельных племенных групп и формированием народностей. Финноязычные народы стояли на пороге наивысшего могущества и расцвета культуры.

Однако дальнейшее развитие народов Поволжья было остановлено русской колонизацией. Она была страшной трагедией для всех финно-угров. Она оставила глубокий след во всей дальнейшей истории финноязычных народов Поволжья.

Глубокие исторические корни, богатые традиции и эстетическую ценность имеют деревянная резьба и вышивка.

У древних марийцев высокий уровень развития получили кузнеч­ное, ювелирное, гончарное ремесла. В археологических памятниках найдены богатые наборы украшений из меди, бронзы и различных сплавов местного производства, а также предметы, произведенные в отдаленных регионах, что свидетельствует о развитых торгово-обменных связях.

Хозяйство древних марийцев

Хозяйство марийцев было комплексным. В его основе во второй половине I и в начале П тысячелетий лежали земледелие, скотоводство и ремесло.

Отметим основные достижения в развитии земледелия.

1. Появляется двузубая соха с железной полицей, - более совершенное орудие обра­ботки почвы. Полица вместе с сошни­ком была найдена на Вятке у д. Шамоки в Малмыжском лесни­честве. С появлением сохи с перекладной полицей начался переход к пашущим орудиям плужного типа. Раньше были известны только рыхлящие орудия типа мотыги.

2. Более совершенными стали орудия вторичной обработки почвы - мо­тыги и борона-«суковатка», характерные для подсечного земледелия.

3. Для расчистки земель от деревьев используется железный топор с длинным лезвием и длинной рукоятью.

О развитии земледелия говорят археологические данные:

1) находки зерен и семян льна, ржи, овес, пше­ницы, полбы, проса, репы.

Просо и полба найдены в Веселовском могильнике X—XI вв., зерна проса имелись и в чаше из погре­бения Руткинского могильника XII -- XIII вв. Остатки каши или сильно перегнившего зерна обнаружены в одном из погре­бений Выжумского III могильника XII — XIII вв. Все эти па­мятники расположены в среднем и нижнем течении Ветлуги, и Поветлужье следует считать одним из развитых земледельческих районов марийцев.

2) На могильниках найдены остатки ткани из нитей льна и конопли, а также орудия прядения (пряс­лица и т.п.).

Пашенное земледелие возникло в XIII—XIV вв в прибрежных районах Волги и Вятки. Свидетельством его развития являются:

1. находки железных серпов на Юльяльском и Сиухинском городищах в Горномарийском районе. По этно­графическим данным, серпы в качестве уборочных орудий харак­терны лишь для земледелия с применением упряжных пахотных орудий.

2. Появление косы-горбуши; они использовалась для уборки злаковых. Они найдены у д. Пекоза в Марийском крае и на Еманаевском городище на р. Пижма в Кировской области.

3. Находки крупных круглых ручных каменных жерновов для размвлывания зерна.

4. Многочисленные кости лошадей на марийских Еманаевском и Ижевском городищах: лошадь была основной тягловой силой.

Пашенное земледелие предполагало залежно-переложную систему, при которой сравнительно легко решалась и проблема кормовой базы скотоводства: земли, заброшенные в перелог, служили сенокосами и выгонами.

Много доказательств развития скотоводства, прежде всего это кости домашних животных – крупного и мелкого рогатого скота.

Природные условия ветлужско-вятского междуречья благоприятствовали развитию скотоводства. Широкие поймы и заливные луга рек Вятка и Пижма, Немда, Ярань, Большая и Малая Кокшаги, Ветлуга служили пастбищами и базой для заготовки кормов. Содержание было стойловым. Земледелие и скотоводство стали развиваться в конце I и начале II тысячелетий н. э. во взаимо­действии между собой.

Значительным подспорьем в экономике были охота, рыболовство, бортничество, собирательство. Об этом говорят: 1) Во многих погре­бениях IX — XIII вв. сохранились остатки меховой одежды, сши­той из лисьих, куньих и заячьих шкур.

2) найдены орудия охоты - лук и стрелы, применялись различные капканы и западни.

3) много находок рыболовных крючков, железных острог, сетей, что свидетельствуют о добы­че разнообразной рыбы.

4) по этнографическим данным, применялись различные капканы и западни

Охота у марийцев в IX -- XIII вв. была промысловой, рассчитанной на добычу пушнины. Одним из основных районов, поставлявших пушнину в соседние земли, в Волжскую Булгарию и Русь, было Поветлужье. Мех использовался и для своих нужд.

Бортное пчеловодство считалось традиционным, и в нем марийцы достигли большого искусства. «Бортные ухожаи», из­вестные по позднейшим письменным источникам, были постоян­ными угодьями. На бортных деревьях уже в то время иногда ставились знаки собственности -- «бортные знаки» («тистэ»).

Ремесленное производство в середине I тысячелетия н. э. делает заметные успехи. Особо следует отметить производство изделий из цветного металла.

Многочисленные бронзовые, медные и серебряные украшения изготовлялись местными ювелирами. В X — XIII вв. кузнецы-ювелиры знали литье, ковку и волочение проволоки. Отлива­лись предметы в односторонних и двусторонних каменных (из известняка) и мягких формах, ковались браслеты, серебряные листы. Практиковалась чеканка изделий. Отдельные изделия покрывались резными узорами (перстни, пластинчатые брасле­ты). Была распространена позолота серебряных и медных пред­метов. Из материалов, служивших для изготовления украшения, особенно почиталось серебро. Древнемарийские могильники IX-XI вв изобилуют высокохудожественными бронзовыми и серебряными изделиями.

В эпоху раннего средневековья возникают центры металлургического производства. Одним из них было открытое мною в 1985 г 2 Сомовское городище, где при раскопках обнаружены остатки мастерской металлурга с находками форм для литья, льячек, обожженной глины и кусков желез­ного шлака. Здесь же находились обломки глиняного сопла от сыродутной печи и из­делия из железа и бронзы. Кузнецы составляли уже социально выделившийся слой. Захоронение кузнеца с набором инструмен­тов обнаружено в Младшем Ахмыловском могильнике V—VII вв. Широкое распространение получили орудия труда из железа, они стали более разнообразными.

ХII—ХШ века - это время возникновения ряда новых ме­таллургических центров, выделение ремесленников в самостоя­тельную и довольно влиятельную привилегированную группу населения. Деревенское кузнечное ремесло, сочетавшее в себе почти весь цикл металлургического производства — от добычи руды до изготовления изделия — было одной из важнейших от­раслей хозяйства марийцев.

Отметим свидетельства железодела­тельного производства по археологическим данным:

1. Остатки кузниц или домниц для варки железа.

2. Многочисленные шлаки.

3.Обломки криц, отшлаки­рованных кусков глины.

4. Многочисленные находки вещей различной сложности и приемов изготовления.

Процесс производства железных предметов включал: 1) простую обработку куска металла при помощи молотка; так изготовлялись ножи, дужки для котлов, гвозди, серпы, косы-горбуши, долота, шилья, кочедыки и др. 2) При помощи пробойников пробивались отверстия на втулках копий, на пластинках для котлов; 3) изготовление вещей при помощи сварки: так изготавливались более сложные предметы - цепи, железные кольца от поясов и сбруи, удила, креса­ла, остроги, пружинные ножницы. Сварка требовала большой сноровки от кузнеца, а иногда и участия его помощника; 4) работа с зубилом, приме­нявшимся при выработке тесел, мотыг, ушков для котла и требующая особой сноровки; 5) изготовление особо прочных предметов из многослойных изделий - топоров, молотков; 6) клепка железных котлов из отдельных листов, что считалось одной из трудных работ для кузнецов.

Развитию кузнечного ремесла способствовало наличие богатого сырья для него в Ветлужско-Вятском междуречье. Здесь имелось много болотной руды, по своим качествам наибо­лее подходящей для получения железа.

При натуральном хозяйстве, характерном для этого перио­да, большинство бытовых предметов производилось в каждом поселении, являясь одной из форм домашнего производства.

Домашним производством является:

1. Прядение и ткачество. Основными мате­риалами для прядения и ткачества служили лен, конопля, овечья шерсть, крапива. Из шерстяной нити вязали ткани, онучи, иног­да и верхнюю одежду.

2. Изготовление одежды. Сырье для них давали земледелие (растительные волокна для тканей), скотоводство (шерсть для ткани и войлока).

3. Кожевенное дело (обработка шкур и кожи). В археологических памятниках хорошо сохранились изде­лия из сыромятной и дубленой кожи. В отделку шли шкуры, как домашних, так и диких животных. Охота давала высококачественные меха.

4. Деревообработка. В лесных районах население широко пользовалось раз­личной деревянной утварью. Деревообделочными инструмента­ми являлись железные топоры, тесла, ложкари, ножи. Мастерами по дереву изготовлялись деревянные сохи, бороны, мотыги: Они же дела­ли деревянные части лука, капканов и других приспособлений для охоты, рыбной ловли, бортничества. Из дерева изготовля­лись различные рукоятки ножей, шильев, серпов, веретена, греб­ни. В быту использовались деревянные чаши, бочонки. Из бе­ресты и луба делались туески и другие бытовые предметы, со­ставные части обуви, головных уборов. Древесина употреблялась и как строительный материал. Плотники строили жилища, хозяйственные постройки, сооружа­ли укрепления на городищах, загоны для скота и т. д.

5. Косторезное производство. Из кости делали гребни, копоушки, рукоятки ножей, шиль­ев, различные привески для сложных (шумящих) украшений.

6. Изготовление глиняных изделий: посуды, грузил к рыболовным сетям и т. п.

X - XIII вв. — период интенсивного развития торговых отношений марийцев как с соседними, так и отдаленными землями. Этому способствовал Волжский торговый путь, который связы­вал край как с северо-западом Восточной Европы, с мерей, весью, славянами, так и с юго-востоком, с Хазарией, затем Волжской Булгарией. Неслучайно в памятниках прошлого име­ется много восточных монет X - XI вв. (дирхемов), особенно в составе марийских женских украшений; есть монеты Волжской Булгарии (сравнительно много их в Дубовском могильнике ма­рийцев X — XI вв. на Волге). Встречаются западно-европейские монеты-денарии,

В XII - XIII вв. усилилось проникновение металлических украшений славянского типа. Это является не только отражени­ем расширения торговых связей, но и свидетельствует о продви­жении славян в район проживания марийцев.

Торговля была меновая. Пушнина шла в обмен на драго­ценные металлы, ювелирные изделия, некоторые виды оружия и арабские дирхемы, шедшие на украшения. Одним из основных эквивалентов денег при этом была беличья шкурка (Ур = ыр).

Расселение марийцев и отношения с соседями до монгольского нашествия в Среднее Поволжье.

Мы говорили, что древние марийцы формировались в правобережье Волги. Во второй половине I тысячелетия н. э. марийские племена постепенно расселялись на восток, в левобережье Волги. К IX в. достигли правого берега Вятки. Об этом свидетельствует Кочергинский могильник в Советском районе и марийские захоронения на поселении Юртик в Нолинском районе Кировской области.

Северная граница территории расселения марийцев проходила по р. Пижме, правого притока Вятки. Здесь открыт Юмский могильник X -- XI вв. (Свечинский район Кировской области). На Западе марийцы занимали Поветлужье до речки Линда (левый приток Волги в Нижегородской области; Кантауровский могильник). Небольшая часть про­живала в правобережье Волги, в пределах современного Горно­марийского района и в северной части современной Чувашии.

Место обитания основной части марийцев в раннее средневе­ковье почти не менялось, но интенсивно осваивались ветлужско-вятское междуречье и бассейны Большой и Малой Кокшаг, Илети.

Марийцы жили в окружении родственных финно-угорских илемен. На северо-западе (Белом озере и в притоках Волги - Шексне и Мологе) жила весь (или вепсы), в восточной части волго-окского междуречья - меря, на средней и нижней 0ке — мордва и мурома. С ними были тесные связи. В археологических памятниках марийцев много типов украшений и бытовых предметов, сближавших их с мерей, муромой и морд­вой. В X — XI вв. у марийцев появляются скандинавские предметы. Они попадали через весь (вепсов), которые имели непосредственные контакты со скандинавскими племенами.

С IX в земли мери и муромы оказались на главных направлениях славяно-русской колонизации. Проникновение славян на эти территории шло по двум основным путям: по Волге - славяне новгородские и по Оке - вятичи.

Мордва с середины I тысячелетия н. э, постепенно продвига­ется на север и в IX X вв. занимает междуречье Оки и Суры по правому берегу Волги, частично вытеснив марийцев на левый берег. Мордовские типы украшений женского костю­ма встречаются в марийских захоронениях (Веселовский, Дубовский могильники IX -- XI вв., Руткинскнй могильник XII -XIII вв). В мордовских памятниках найдены вещи, характерные для марийцев (серебряные гривны, кожаные кошельки и др.). Эти связи развивались вплоть до монголо-татарского нашествия. Традиции культурных и этнических связей сохранялись в VIII -- XI вв. с племенами Прикамья. Украшения и бытовые предметы удмуртов встречаются в вятских памят­никах марийцев (Кочергинский, Юмский могильники), в удмурт­ских памятниках на Чепце найдены марийские предметы.

Много общих элементов в материальной культуре марийцев и коми-зырян и коми-пермяков.

Южный хазарский торговый путь способствовал установле­нию политических связей марийцев с хазарами. Часть марийцев находилась в даннических отношениях к Хазарскому каганату. Оттуда проникали в край некоторые украшения (серьги салтовского типа, поясные принадлежности).

После разгрома Хазарского каганата киевским князем Святославом в 965 г. в Среднем Поволжье усилилась роль Волжской Булгарии. Булгары оказали большое политическое и экономичес­кое влияние на народы Прикамья и Среднего Поволжья, в том числе и на марийцев. Через булгар в край попадали среднеазиатский шелк, раковины-каури, сереб­ряные серьги, витые браслеты с каменными вставками, поясная металлическая гарнитура; были переняты и некоторые виды вооружения (раннебулгарские железные боевые топоры) и изде­лия бытового назначения (бронзовые кресала с мотивами позднесасанидского искусства, металлические чаши). За все это марийцы расплачивались в основном пушниной. В арабских источниках X - XI вв. неоднократно подчеркивалось важное значение пушнины в торговле булгар. Ал-Гарнати, посетивший Волжскую Булгарию в 1135—36 гг., отметил, что в области Арв охотятся за бобром, горностаем и белкой... Оттуда вывозят прекрасные шкурки бобра. На ранних этапах марийско-булгарских контактов (IX -- X вв.) к булгарам попадали и ма­рийские вещи. В частности, в Танкеевском могильнике X в. не­далеко от г. Булгара, ставшего столицей государства, исследова­тели предполагают марийское захоронение с типичным набором украше­ний.

Взаимоотношения марийцев с булгарами осложнялись час­тыми взаимными военными походами русских и булгар. С на­шествием монголо-татар эти отношения временно прекратились.

В истории марийцев большую роль играли русские княжест­ва. В XI в. границы Северо-Восточной Руси вплотную подошли к территории марийцев. B XII—начале XIII вв. возникли русские крестьянские поселения па притоках Волги Узоле, Линде (в X— XI вв. здесь был марийский могильник). Опорными пунктами русских при продвижении на восток были города. Одним из них был Городец Радилов, служивший главным опорным пунк­том вдадимиро-суздальских князей в борьбе с булгарами. Отсю­да поток русских двигался вниз по Волге до устья Суры, т. е. по землям, заселенным марийцами. Из Городца русские продвигались на восток по р. Унже.

Одновременно русские появились на Вятке, в основном по северному водному пути, по Сухоне и Вычегде. Здесь стали возникать города. В начале XIII в. был возведен г. Никульчин. С русским населением на Вятке нужно связывать появление се­ребряных украшений, клада серебряных гривен-слитков (24 кг) у с. Орловка на границе Марий Эл и Кировской области. Русские оказали на марийцев значительное влияние как в области материального производства, так и социального разви­тия и культуры, т. е. этот процесс привел к усилению экономического и политического влияния русских княжеств.