Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кант этика.docx
Скачиваний:
15
Добавлен:
02.06.2015
Размер:
25.28 Кб
Скачать

(Гипотетический и категорический императивы]

Все императивы,далее, повелевают илигипотетически, ликатегорически.Первые представляют практическую необходимость возможного поступка как средство к чему-то другому, чего желают (или же возможно, что желают) достигнуть. Категорическим императивом был бы такой, который представлял бы какой-нибудь поступок как объективно необходимый сам по себе, безотносительно к какой-либо другой цели.

Существует императив, который, не полагая в основу как условие какую-нибудь другую цель, достижимую тем или иным поведением, непосредственно предписывает это поведение. Этот императив категорический.существенно хорошее в этом поступке состоит в убеждении, последствия же могут быть какие угодно. Этот императив можно назвать императивом нравственности.

В отношении счастья невозможен никакой императив, который в строжайшем смысле слова предписывал бы совершать то, что делает счастливым, так как счастье есть идеал не разума, а воображения. Если я мыслю себе гипотетическийимператив вообще, о я не знаю заранее, что он будет содержать в себе, пока мне не дано условие. Но если я мыслю себекатегорическийимператив, то я тотчас же знаю, что он в себе содержит.

Существует только один категорический императив, а именно: поступай только согласно такой максим, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом.

[Отличие максимы от объективного принципа поступков]

Максимаесть субъективный принцип [совершения] поступков, и ее должно отличать отобъективногопринцип,  именно от практического закона. Максима содержит практическое правило, которое разум определяет сообразно с условиями субъекта (чаще всего с его неведением или же его склонностями), и, следовательно, есть основоположение, согласно которому субъектдействует.

[Принцип нравственности не может быть эмпирическим)

ведь в нравах подлинная и неизмеримо высокая ценность безусловно доброй воли как раз в том и состоит, что принцип [совершения] поступков свободен от всех влияний случайных причин, которые могут быть даны только опытом.

[Человек не средство, а цель сам по себе]

Человек и вообще всякое разумное существо существуеткак цель сама по себе, ане только как средстводля любого применения со стороны той пли другой воли; во всех своих поступках, направленных как на самого себя, так и на другие разумные существа, он всегда должен рассматриватьсятакже как цель.

[НИКОГДА НЕ ОТНОСИТЬСЯ К ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ КАК К СРЕДСТВУ]

Практическим императивом, таким образом, будет следующий: поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству.

[ЧЕЛОВЕК ПОДЧИНЕН ТОЛЬКО СВОЕМУ СОБСТВЕННОМУ И ТЕМ НЕ МЕНЕЕ ВСЕОБЩЕМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ]

Все понимали, что человек своим долгом связан с законом, но не догадывались, что он подчинен только своему собственномуи тем не менеевсеобщему законодательствуи что он обязан поступать, лишь сообразуясь со своей собственной волей, устанавливающей, однако, всеобщие законы согласно цели природы.

Я буду называть это основоположение принципом автономииволи в противоположность каждому другому принципу, который я причисляю поэтому к гетерономии.