Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Контрольная работа 2.docx
Скачиваний:
160
Добавлен:
02.06.2015
Размер:
247.84 Кб
Скачать

6. Неоклассический контракт

В классическую контрактную схему вписывается далеко не всякая сделка. Если сделка реализуется в условиях неопределен­ности и ее исполнение занимает длительное время, то предусмо­треть все будущие обстоятельства и зафиксировать их в качестве условий договора оказывается слишком сложным, дорогостоя­щим или даже невозможным. В этом случае заключается контракт неоклассического типа.

Неоклассический контракт — это долгосрочный контракт в условиях неопределенности, который скорее напоминает договор о принципах сотрудничества. В неоклассическом контракте сто­роны не являются безликими, личные отношения играют важную роль, стороны находятся во взаимодействии друг с другом. В этих договорах источником дополнительной ценности является непре­рывность сделки.

Чем более длительными являются отношения между сторо­нами и чем более сложен предмет сделки, тем меньше значения придается цене и качественным характеристикам на стадии за­ключения контракта, и тем больше внимания уделяется правилам, которые будут регулировать отношения сторон, приспособление сторон к непредвиденным обстоятельствам, а также прекращение их отношений. Применяются не фиксированные цены, а правила гибкого ценообразования. Эти правила могут быть различными: достаточно простыми, например, следование цен за ростом стои­мости жизни или их индексация, или более сложными: правило «издержки плюс» или установление цены как процента от продаж, которое применяется в договорах об аренде торговых центров. Возможен такой пункт договора, который можно отнести к пра­вилам, регулирующим приспособление к непредвиденным обсто­ятельствам: «Если в силу каких-либо причин произойдет умень­шение выпуска продукции, то это уменьшение будет равномерно распределено при поставках различным заказчикам».

Проводя сравнение некоторых эмпирических исследований, касающихся выявления зависимости между степенью специфич­ностью ресурсов и типом контракта, Менар выделил четыре ха­рактерные черты долгосрочного неоклассического контракта:

1. неоклассический контракт может опре­делять механизм адаптации к непредвиденным обстоятельствам (в частности, создание совместного комитета);

2. неоклассический контракт может создавать некоторую зону толерантности, т.е. зону, где происходит разделение риска. Например, контракт, заключен­ный между электростанцией и угледобывающим предприятием может предусматривать некоторую зону (±10%), в которой цены, по которым поставляется уголь, остаются неизменными, несмо­тря на конъюнктурные изменения рыночных цен на уголь;

3. контракт может предусматривать раскрытие информации, напри­мер, о непредвиденных изменениях издержек. Г. Форд заключил в 1930-х годах с поставщиками такие контракты, в которых цена определялась на основе правила «издержки плюс», т.е. на основе издержек плюс определенный процент прибыли. Использование этого правила основано на доверии к поставщику или на возмож­ности осуществлять контроль его издержек. Контракты Форда с поставщиками включали условие о контроле компании Форда издержек поставщиков;

4. неоклассический контракт содержит условия, предусматривающие обращение к третейскому судье, а не в суд. Именно поэтому Уильямсон указывает на то, что неокласси­ческий договор с самого начала носит тройственный характер, по­скольку включает договоренность о третейском судье. К примеру, в случае строительных контрактов в качестве такового может выступать архитектор.

Стороны могут по-разному оценивать возникшую ситуацию, при этом обе могут вести себя добросовестно и их оппортунистиче­ское поведение может быть «невольным», т.е. они нарушают обя­зательства, не желая при этом быть нечестными по отношению к партнеру. Однако подобное «невольное» оппортунистическое по­ведение не менее разрушительно для сделки, чем прямой обман, потому что оно разрушает надежность обещаний, приводит ex post к трансакционным издержкам в решении споров, а ex ante к недо­статочному инвестированию в специфические ресурсы. Поэтому должен быть выбран механизм разрешения споров. Вследствие неполноты контракта споры при неоклассическом контракте воз­никают чаще, и решать их сложнее.

Однако стороны неоклассического контракта могут предусмо­треть в контракте возможность возникновения споров. Так, в Америке обычным условием коллективных договоров между компанией-работодателем и профсоюзом, представляющим интересы работни­ков компании, является условие «никаких забастовок». Параллельно ему часто принимается условие «никаких локаутов». Этим условиям сопутствуют предусмотренные в договоре процедуры выражения не­довольства и урегулирование трудовых конфликтов с помощью тре­тейского суда.

Почему при неоклассическом контракте стороны обращают­ся к третейскому судье, а не в суд? В случае судебного разбиратель­ства продолжение отношений между сторонами является малове­роятным. Любые отношения дают трещину, если решение спора передается в суд. Кроме того, судебное разбирательство требует много времени и средств. Суды, как правило, не могут заставить стороны действовать в соответствии с письменными договорами, основное средство судебной защиты, которое они применяют, — это компенсация ущерба стороны, пострадавшей от нарушения договорных обязательств. Судебные решения о принудительном исполнении договора — менее распространенная мера, а при сделках, использующих неоклассические контракты, именно продолжение деятельности, и в кратчайшие сроки, является бо­лее важным, чем компенсация ущерба. Более того, решение спора в суде связано с большими трудностями, если требуется прокон­тролировать качество товаров, особенно сложных, или если были осуществлены специфические капиталовложения.

Примером неоклассического контракта может служить трудо­вое соглашение. Если бы трудовое соглашение строилось по клас­сическому типу, тогда работодателю пришлось бы постоянно вести переговоры и заключать контракты по мере изменения условий. Однако суть контракта о найме состоит в том, что работодатель пла­тит за деятельность работника в определенной сфере, может быть, даже неявно обговоренной. А работник может уволиться, когда за­хочет. В трудовом соглашении невозможно определить заранее в момент заключения контракта, что конкретно будет делать работ­ник, можно только определить рамки его деятельности.

Способ организации сделки при неоклассическом контрак­те — это гибридная (смешанная) форма. Гибридные формы могут применяться по двум причинам: либо полная интеграция невы­годна, либо интеграция запрещена антимонопольным законода­тельством. Эта форма называется гибридной или смешанной по­тому, что сочетает в себе как элементы рынка, так и иерархии (или планирования и административного управления). Таким образом, способ организации сделки при неоклассическом контракте — это и не интеграция в единую фирму, но и не обычный рыночный обмен между двумя самостоятельными компаниями. Для гибрид­ных форм характерна комбинация сильных рыночных стимулов и координации, включающей некоторые формы административных отношений. В гибридных формах достигается компромисс меж­ду интенсивностью стимулов и возможностью приспособления к непредвиденным обстоятельствам. Понятие «гибридная фор­ма» предложил Уильямсон в 1991 году. Термин оказался удачным именно потому, что в нем «делается акцент на комбинацию «генов» двух полярных форм, рынков и иерархий».

Гибридная форма — это специализированный способ организа­ции (сделки) (governance structure), который имеет дело с двусторон­ней зависимостью, достаточно сильной, чтобы потребовалась тес­ная координация, но недостаточно сильной, чтобы возникла потреб­ность в полной интеграции.

В качестве примеров гибридных форм можно привести:

— долгосрочные контракты (на 30 и более лет), заключаемые, к примеру, между электростанцией и угледобывающей станцией;

— эксклюзивные дилерские контракты — соглашения о том, что покупатель будет покупать весь товар данного типа только у одного продавца и воздерживаться от покупки конкурирующих то­варов. Если дилер продает конкурирующие товары других произво­дителей, то у владельца торговой марки будут снижаться стимулы к осуществлению специфических инвестиций в торговую марку. Одно из решений этой проблемы недостаточных инвестиций в специфические активы — это запретить дилеру продажу конкури­рующих товаров с помощью эксклюзивных дилерских контрактов;

— связанные продажи (tie-in sales), при которых продажа ор­ганизуется таким образом, что покупатель не может приобрести нужный ему товар и услуги, не приобретая чего-либо еще у данно­го производителя. Объяснить связанные продажи можно стрем­лением производителя обеспечить определенный уровень каче­ства и защитить специфические вложения в свою торговую марку. Производитель товаров длительного пользования может принять решение о продаже своей продукции через сеть эксклюзивных дилеров, заставляя потребителей приобретать услуги по ремонту в этой сети. Он отказывается поставлять необходимые запасные части независимым фирмам, предлагающим сервис и ремонт его продукции;

— фрэнчайзинг. Это контракт, который предоставляет неза­висимому лицу право использовать торговую марку и методы ор­ганизации бизнеса материнской компании на определенный срок (обычно на 20 лет, а в России на 15 лет). За это право инвестор платит первоначальный взнос и роялти (например, 5% от объема продаж). Материнская компания обычно называется фрэнчайзе­ром, а инвестор — фрэнчайзи.

Степень специфичности ресурсов при неоклассическом контракте промежуточная, т.е. ресурсы еще недостаточно спец­ифичны, чтобы оправдать интеграцию, объединение собствен­ности в рамках одной фирмы. Но в то же время специфичность ресурсов возрастает по сравнению с классическим контрактом. Специфические ресурсы нуждаются в принятии мер предосто­рожности против возможного вымогательства со стороны партне­ра по сделке. Применение мер предосторожности или гарантий специфических инвестиций в неоклассическом договоре — до­статочно сложное дело, и хозяйственная практика обнаруживает большое разнообразие применяемых в этих контрактах способов обезопасить специфические капиталовложения от возможного вымогательства.