Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Компоненты идей Мао.docx
Скачиваний:
17
Добавлен:
01.06.2015
Размер:
36.44 Кб
Скачать

Компоненты идей Мао

Новая демократия

Теория Новой Демократии была известна китайским революционерам с конца 1940-х. Этот тезис считал, что для большинства народов планеты, дальняя дорога к социализму могла только быть открыта 'национальной, популярной, демократической, антифеодальной и антиимпериалистической революцией, которой управляют коммунисты'.

И в контексте Новой демократической революции, рациональность таких принципов экономической политики как, чтобы разрушить феодализм на основе земли к фермеру, конфисковать все иностранные и внутренние экономические учреждения с монополистическим характером и ограничить, управляет и ведет частный капитал, которые не управляют общественной жизнью, были доказаны на практике.

Народная война

Мнение, что «Политическая власть растет из ствола оружия», Мао Цзэдун Думал, подчеркивает «революционную борьбу подавляющего большинства людей против классов эксплуатации и их государственных структур», которые Мао назвал «Народной войной». Мобилизуя значительные части сельского населения, чтобы восстать против установленных учреждений, участвуя в партизанской войне, Мао Цзэдун Думал внимание на «окружение городов от сельской местности».

Маоизм рассматривает промышленно-сельский дележ как крупнейшее подразделение, эксплуатируемое капитализмом, идентифицируя капитализм как вовлечение промышленного городского развитого «Первого Мирового» общественного управления по сельским обществам «Третьего мира» развития. Маоизм определяет крестьянские мятежи в особенности, национальные контексты были частью контекста мировой революции, во время которой взгляды Маоизма глобальная сельская местность сокрушила бы глобальные города. Из-за этого империализма капиталистическим городским Первым Миром к сельскому Третьему миру, Маоизм подтвердил движения национального освобождения в Третьем мире.

Массовая линия

Теория Массовых Синхронизаций строчной развертки, что сторона не должна быть отдельной от популярных масс, или в политике или в революционной борьбе. Чтобы провести успешную революцию, потребности и требования масс должны быть самыми важными проблемами.

Культурная революция

Теория Культурной революции заявляет, что пролетарская революция и диктатура пролетариата не вытирают буржуазную идеологию; классовая борьба продолжается, и даже усиливается, во время социализма. Поэтому постоянная борьба против этих идеологий и их социальных корней должна быть проведена. Культурная революция направлена также против традиционализма.

Маоизм и конфуцианство

. Большинство исследователей, занимающихся изучением идейных истоков маоизма, считает, что конфуцианство оказало на маоизм значительное влияние. Ставя своей главной целью обеспечение интересов правящей верхушки китайского общества путем создания стабильных порядков в семье, государстве и во всем мире, конфуцианство стремилось регламентировать и отношения внутри китайского общества, т.е. среди ханьцев, и отношения с другими обществами и народами, сосредоточивая внимание на моральных и политических проблемах и игнорируя отношения экономические. Основная идея, пронизывающая конфуцианское учение об отношениях как внутри китайского общества, так и между китайским и некитайским обществами, заключалась в обязательном, беспрекословном повиновении и подчинении младших старшим, нижестоящих вышестоящим, некитайцев китайцам. Это значит, что основной предпосылкой его подхода к отношениям в обществе было социальное, политическое и этническое неравенство. Повиновение нижестоящих конфуцианство обеспечивало прежде всего жесткой системой этических норм, регламентировавших поведение человека в течение всей его жизни, и только во вторую очередь — нормами права, наказаниями. В связи с этим особенно подчеркивалась важность правильного, т.е. конфуцианского, воспитания.

Таким образом, конфуцианство — это антидемократическая идеология, фактически исключающая равенство в отношениях между людьми и народами и какую-либо свободу в поведении человека.

Конфуцианство рассматривало государство как одну большую семью, а власть императора как продолжение власти отца, которому все дети должны беспрекословно подчиняться. Вследствие этого политическая идеология конфуцианства имела этическую форму, а конфуцианская мораль приобрела политическое содержание. Учение конфуцианства об обществе строилось на теории «трех начал и пяти постоянных принципов» (сань гаи у чан) 1, которая увековечивала неравенство и подчинение в обществе. Конфуцианство считало, что политическая власть должна быть властью не народа, а над народом.

Политическая власть маоистов в современном Китае имела конфуцианский автократический характер. В ходе «культурной революции» маоисты создали военно-бюрократическую диктатуру, стоящую над народом, воплотив таким образом в жизнь конфуцианскую идею деления общества на управляющих и управляемых.

Вместо диктатуры пролетариата в Китае господствовал режим личной власти, фактически исключающий какую-либо демократию и опирающийся на армию. Вся внутриполитическая деятельность маоистов строилась на культе личности. Сравнение конфуцианской доктрины и практики со взглядами и деятельностью маоистов показывает, что имеется прямая связь между культом личности Мао Цзэ-дуна и конфуцианским культом императора.. Разумеется, у культа личности Мао есть и свои социальные причины, однако очень большую роль в его формировании и развитии, безусловно, сыграли конфуцианские традиции, придававшие надобщественный характер нормам и образу поведения правителя. «На небе одно солнце, у народа один правитель», — говорил последователь Конфуция Мэн-цзы. Маоисты с «красным солнцем» в Китае отождествляли Мао Цзэ-дуна. Совпадение образов в конфуцианском и маоистском культе личности не случайно, оно говорит об их глубокой внутренней связи.

. В конфуцианстве этические нормы приобрели самодовлеющий характер, превратились в диктат, обязательное руководство для каждого индивида, полностью сковывающее его волю. Аналогичное отношение к этическим нормам характерно и для маоизма. Все богатство общественных отношений человека маоизм сводит, как это делало до него конфуцианство, к политическим и этическим отношениям, а создание «нового человека» — к конфуцианской традиции. Конфуцианство рассматривает человека как существо, лишенное материальных интересов, способности эмоционально относиться к окружающему миру (последний оно всячески порицало и игнорировало). Подобным же образом трактует человека и маоизм, предписывая ему жить по заданной схеме, отрицающей индивидуальность личности.

Если конфуцианство пыталось личность растворить в семье (причем одним из способов ее растворения и было самоусовершенствование), то маоизм стремится растворить личность в безликом обществе, заставить ее стать «стадной» личностью, которая слепо выполняет указания и предписания «председателя», точно так же как слепо выполняла указания и предписания старшего личность в конфуцианском обществе.

Перед каждым китайцем маоизм ставит задачу «преодоления» своего «я», т.е. преодоления своей индивидуальности и полного отождествления ее с Мао и маоизмом. И когда во время «культурной революции» хунвэйбины на улицах Пекина кричали: «Нужно убивать свое я... Нужно убить свое я...», а маоисты развертывали движение под лозунгом «убьем наше я», они, по существу, утверждали старую конфуцианскую заповедь «преодолей себя, восстанови ритуал»

Для конфуцианства были характерны строгая регламентация поведения человека, требование соблюдения множества норм, ритуалов и т.п., внедрение в общество целой системы стереотипов поведения и мышления. Конфуцианское воспитание было основано на том, что человеку с детства навязывались эти стереотипы .Подобную же регламентацию, но на основании произведений Мао Цзэ-дуна в наше время пытались ввести в Китае маоисты. Это выражалось не только в требовании заучивания наизусть (или почти наизусть) цитат из работ Мао Цзэ-дуна, но и в установке во всем руководствоваться ими. Китайская пропаганда всячески популяризировала случаи использования «идей» Мао Цзэ-дуна в сложных ситуациях, возникающих в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в больницах и т.д. При этом внушалась мысль, что только благодаря этим «идеям» удастся преодолеть возникшие трудности.

«Идеи» Мао Цзэ-дуна в китайском обществе функционально играют такую же роль, какую играли в нем две тысячи лет назад идеи Конфуция и его последователей. Это подтверждается, в частности, появлением печально знаменитого «цитатника», который должен был в китайском обществе стать новым «Лунъ юем» 2.

С конфуцианством связаны особенности и маоистского шовинизма. Именно оно придает последнему наступательный, агрессивный характер, поскольку является идеологией и социальной психологией с ярко выраженным этноцентризмом.

Опираясь на древний китайский этноцентризм, конфуцианство противопоставляло китайцев-ханьцев другим народам не только по чисто этнической линии, но и в сфере морально-политической.

Конфуцианство провозглашало, что существует отличие китайцев от некитайцев — «варваров». Китайцы и «варвары», в его трактовке, в равной мере «дети Неба», но китайцы обладают особой культурой, основное содержание которой заключается в конфуцианском ли — ритуале, причем это ли не только разделяет людей по их положению в обществе, но и отделяет китайскую культуру от культуры «варваров». В основу конфуцианского этноцентризма была положена концепция Поднебесной (Тянься). Поднебесная в конфуцианском понимании — это окружающий человека мир и сфера власти китайского императора, поскольку он является Сыном Неба, которое выражает ему свою волю. Поднебесная — одновременно и Китайская империя, якобы включающая в себя все существующие на земле народы и государства. Отсюда государства, как таковые, не имеют значения, их границы, самостоятельность условны. Китайский император ответствен за порядок в Поднебесной, его задачей является ее «умиротворение». Поскольку китайский император живет в Китае, последний представляет собой центр мира и является Срединным государством (Чжунго), имеющим самую высокую культуру. Все остальные государства — «варварские». Отсюда все отношения Китая с древности до конца XIX в. с другими государствами рассматривались как отношения с вассалами. Идеи равноправия, суверенитета, независимости других народов и государств абсолютно исключались. Поэтому Китай назывался также Великое государство (Да го) в отличие от «варварских» Малых государств( Сяо го).

Конфуцианство не терпит ничего иноземного и стремится как можно быстрее придать этому иноземному китайский вид, окитаизировать его.

Переоценивал национальные особенности Китая и Мао Цзэ-дун, что привело его к стремлению «китаизировать» марксизм, якобы непригодный в его общем виде для китайской действительности. Все это — влияние конфуцианского этноцентризма.

Основываясь на этноцентризме, конфуцианство рассматривало себя как воплощение абсолютной истины и совершенства, образец для других народов, обязательный пример для подражания. Оно считало, что истина может быть открыта лишь в Срединном государстве, которое, таким образом, обладает монополией на истину и знание вообще. Некитайцам, «варварам», согласно его догмам, истина недоступна, поэтому они ничего не могут дать Китаю, который владеет всем необходимым и ни в чем иноземном не нуждается. Маоизм также претендует на абсолютную истинность. Он преподносится маоистами в Китае и за рубежом как непогрешимая истина, непреложный закон, требующий беспрекословного усвоения и неуклонного осуществления.

Маоизм близок конфуцианству еще и тем, что в нем заложено стремление любыми способами навязать признание абсолютного авторитета «идей» Мао Цзэ-дуна другим народам и установить гегемонию Китая на всем земном шаре. Это стремление маоистов очень похоже на стремление конфуцианцев установить абсолютный авторитет конфуцианской духовной культуры и политических институтов во всем мире, «населенном варварами».