Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Литература по Идеологии / Грицанов, Скуратович (Феномен тутэйшасц_).doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
31.05.2015
Размер:
58.88 Кб
Скачать

4

Феномен "тутэйшасцi" На рубеже азиатского молота и европейской наковальни Александр грицанов, Константин скуратович

Начало серии см. в "БР" № 39, 41, 44/2006

http://www.br.minsk.by/index.php?article=29206

Беларусь в конце XX — начале ХХI века, очевидно, находится в процессе "ломки" цивилизационного выбора. До сей поры ни у одного политического режима не доходили руки до определения грядущего исторического маршрута.

У политической элиты Великого княжества Литовского такой проблемы просто не могло существовать. Для наших в Вильно и Новогрудке были свои — Европа, с которой приходилось постоянно и с переменным успехом воевать. Были и чужие — крымские татары и наполовину татарская Московская Русь. Позднее ситуация, как известно, значительно усложнилась.

"Тутэйшасць" как наше непреходящее

Необходимо признать, что на протяжении последних двух — двух с половиной столетий (шесть-семь поколений) мыслящие обитатели нынешнего белорусского пространства не имели ни временной дистанции, ни стратегической задачи осмыслить возможный формат национального суверенитета. Здесь располагался то Северо-Западный край Российской империи, то псевдонезависимая БССР — в равной степени второсортные части некоего универсального политико-идеологического целого. Даже в Аргентине в конце позапрошлого века местная элита не усомнилась в долговременности становления собственного государства. Было решено ни много ни мало сменить расу, лежавшую тогда в основании будущей державы, давшей потом миру звезд первой величины: мыслителей Борхеса и Астраду, генерала-реформатора Перона и футболиста Марадону.

В Беларуси на протяжении двух веков ситуация трагически иная. Если национальный вопрос пытался серьезно осмысливать отец, то его сын почти наверняка оставался сиротой. Если к необходимости осмысления подобных проблем приходил сын, он неизбежно шел поперек мнения родителей. Творческие династии, золотой фонд всех осознающих себя наций, являют собой грустное исключение из местных правил.

Для граждан нашего Отечества привязка есть и остается единственной: мы — обитатели, аборигены, иногда — вполне патриоты этих мест. Нас нечасто связывают родственные узы, ибо волны массовых миграций, военных нашествий и разнообразных голодоморов с холокостами (в специфической форме, разумеется) не единожды захлестывали Беларусь.

Нас не особо связывает "матчына мова", ибо русский, польский и еврейский языки весь XIX век доминировали на всей этой территории (кроме мужицких деревень). Позже ушли и эти люди, оставив лишь бесцеремонных носителей советского диалекта, породивших печально известную "трасянку".

Нас не связывает земля в собственности, ее здесь выдавали лишь по шесть соток на жизнь и пару квадратных метров на могилу.

Нас не объединяют культурные идеалы, ибо необходимость самого их наличия в однозначной национально-самобытной версии до сих пор оспаривается лидером страны. Ибо ни за "цивилизованным миром", ни за Кремлем нас "гулять" пока не планируют.