Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Мельник В.В. Ведение защиты в суде с участием присяжных заседателей. Научно-практическое пособие. - OOO Новая правовая культура, 2006 г..rtf
Скачиваний:
137
Добавлен:
23.08.2013
Размер:
11.09 Mб
Скачать

1.6. Значение учета роли "человеческого фактора" судопроизводства с участием присяжных заседателей для оценки духовного и правозащитного потенциала этой формы судопроизводства

Понятие "человеческий фактор" означает сущностные силы человека, которые определяют его творческий потенциал, активность и сознательность и выступают как движущая сила определенного социального процесса *(68).

Как справедливо отмечает Э. Фромм при оценке эффективности социальных систем следует учитывать не только узкие экономические критерии (затраты сил и средств), но и "человеческий фактор системы", т.е. "надо принять во внимание и человеческий элемент как основной фактор системы, эффективность которой мы пытаемся оценить" *(69).

Реализация такого подхода имеет особенно важное значение для объективной оценки правозащитного и духовного потенциала такой сложной системы судопроизводства как суд с участием присяжных заседателей.

Представляется, что в судопроизводстве с участием присяжных заседателей основными движущими силами этого социального процесса являются не только профессиональное сознание председательствующего судьи, обвинителя и защитника, их профессиональные знания, умения и навыки, но и такие важные компоненты духовного мира человека, как здравый смысл и совесть, которые в той или иной степени присущи всем участникам уголовного процесса, в том числе присяжным заседателям и профессиональным юристам.

Для того, чтобы объективно оценить, способны ли обыкновенные здравомыслящие и совестливые люди удовлетворительно исполнять обязанности присяжного заседателя, объективно, правильно и справедливо решать вопросы о виновности, важное значение имеет анализ с точки зрения современных научных представлений категорий "здравый смысл" и "совесть".

В предисловии к русскому изданию книги американского юриста Уильяма Бернэма "Суд присяжных заседателей" заведующий кафедрой международного права МГИМО МИД РФ Ю.М. Колосков справедливо заметил, что, "поскольку в состав жюри присяжных входят непрофессиональные юристы, большое значение приобретают такие категории, как мораль, нравственность, здравый смысл, справедливость и т.п." *(70).

Однако ни в одном из 36 разделов этой книги не содержится специального анализа этих категорий, в том числе здравого смысла и совести. Начало этому направлению исследования положила серия статей автора настоящей книги *(71), в которых здравый смысл и совесть рассматривались как соответственно интеллектуальная и нравственная основы "человеческого фактора" судопроизводства с участием присяжных заседателей.

Как будет показано ниже, в процессе судопроизводства с участием присяжных заседателей, принятия ими коллективного решения по вопросам о виновности их здравый смысл и совесть активизируются под влиянием торжественной процедуры принятия присяги и других опосредованных процессуальной формой социально-психологических факторов, (качественный и количественный состав коллегии присяжных заседателей, ее разнородный личный состав, коллективное мышление и др.), определяющих интеллектуально-духовный потенциал коллегии присяжных заседателей как субъекта коллективного решения указанных вопросов. Поэтому в содержание "человеческого фактора" судопроизводства с участием присяжных заседателей входят и рассмотренные ниже социально-психологические факторы, опосредованные процессуальной формой.

Следует отметить, что учет роли указанных элементов "человеческого фактора" имеет важное значение не только для объективной оценки духовного и правозащитного потенциала этой формы судопроизводства, но и для обеспечения эффективной деятельности профессиональных юристов при рассмотрении дела в суде с участием присяжных заседателей. Одним из важнейших условий качественной и эффективной деятельности государственного обвинителя и защитника в таком суде является понимание сущности, значения и физиологических, психологических и социально-психологических механизмов здравого смысла и совести как соответственно интеллектуальной и нравственной основы "человеческого фактора" этой формы судопроизводства.

Кроме того, для того, чтобы действовать в суде присяжных с какими-то шансами на успех в качестве государственного обвинителя и защитника, прокурор и адвокат должны прежде всего сами обладать здравым смыслом и совестью, что является обязательной предпосылкой их психологической совместимости с присяжными заседателями, без чего невозможно устанавливать и поддерживать с присяжными психологический контакт, невозможно эффективно использовать свои процессуальные полномочия для убеждения присяжных заседателей в правильности и справедливости своей позиции в ходе судебного следствия и прений сторон.

При анализе таких элементов "человеческого фактора" судопроизводства с участием присяжных заседателей как здравый смысл, совесть и опосредованных процессуальной формой социально-психологических факторов будет использован комплексный подход с применением современных научных данных из философии, социологии, психологии, социальной психологии и других отраслей науки в качестве средства теоретического анализа и научного обоснования.

Следует отметить, что такой комплексный подход применяется во всех отраслях современной науки. При этом в каждой отрасли науки данные из смежных отраслей используются в качестве научного инструментария теоретического анализа с учетом предмета своей науки.

Например, в социологии данные из области философии, биологии и психологии и других наук применяются как научное средство всестороннего социологического анализа, позволяющие под разными углами зрения высветить исследуемую сложную социологическую проблему. "Знание психологии еще больше, чем знание биологии, - пишет известный французский философ и социолог Э. Дюркгейм, - составляет необходимую пропедевтику для социолога. Но оно будет полезно ему лишь в том случае, если он, овладев им, освободится от его влияния и выйдет за пределы данных психологии, дополняя их специфическим социологическим знанием. Нужно, чтобы он отказался делать из психологии в некотором роде центр своих операций... обращаясь к науке об индивиде лишь за общей подготовкой, а в случае нужды и за полезными мыслями" *(72).

Соответственно и в нашем, юридическом по своему предмету исследовании данные из области социологии, философии, этики, психологии, социологии и других наук будут использованы в качестве источника полезных мыслей и теоретического инструментария уголовно-процессуального, юридическо-психологического и судебно-этического анализа и научного обоснования рассматриваемых вопросов.

При этом наиболее важные и оригинальные положения из указанных наук будут приводиться в виде цитат, во-первых, чтобы не исказить их смысл, поскольку автор не является специалистом в области этих наук. Во-вторых, потому что цитаты из работ авторитетных специалистов являются одним из способов объективизации знания, ибо "посредством цитаты ученый оказывается в состоянии наращивать достоверность того относительного знания, которое ему желательно высказать в своих текстах. Апелляция к авторитетам или даже просто к напечатанному слову делает собственное высказывание столь же достоверным, включает его в контекст ряда высказываний, т.е. в своего рода интертекст" *(73).

Кроме того, в "обрамлении" уместной и содержательной цитаты обосновываемая мысль, идея обретает "стереоскопическое", "органное", диалогическое звучание, большую убедительность, легче воспринимается, прочнее запоминается, особенно когда цитируются оригинальные по форме высказывания авторитетных специалистов.

Для анализа и обоснования рассматриваемых сложных вопросов, в которых раскрывается роль "человеческого фактора" судопроизводства с участием присяжных заседателей, и обеспечения необходимой ясности и понятности изложения в необходимых случаях будет приводить оригинальные по форме высказывания известных российских юристов, содержащие их экспертные оценки по рассматриваемым вопросам. С этой же целью будут использоваться аналитические и иллюстративные цитаты из произведений художественной литературы, являющихся ценным источником достоверных знаний об окружающей действительности и духовном мире человека в его различных проявлениях, включая и в области судопроизводства.

То, что художественная литература, искусство могут быть объектом научного анализа, поскольку являются источником достоверного знания об окружающей действительности, внутреннем мире человека, подтверждают представители различных отраслей современной науки.

Так, авторы монографии "Конкретно-социологические исследования в области права" полагают, что "художественная литература может дать богатый материал исследователю для выводов о социально-психологической и нравственной атмосфере общества, что важно для изучения правовой культуры" *(74).

Е.Л. Доценко в монографии, посвященной психологии манипуляции, отмечает, что для психолога "художественное произведение может служить достаточно валидным источником эмпирических данных" *(75).

Художественное произведение талантливого автора может быть надежным источником не только эмпирических данных, но и научных фактов. По свидетельству доктора психологических наук, профессора, заведующей кафедры психологии развития и образования РГПУ им. А.И. Герцена (Сакт-Петербург) Регуш Л.А. "Писатели в силу своей наблюдательности дают обобщения-прогнозы, которые становятся научно-обоснованным знанием много лет спустя. В "Записках сумасшедшего" Н.В. Гоголь убедительно показал этапы бреда, которые были описаны как научный факт только через полвека. Феномен двойника, исчерпывающе проанализированный Эдгаром По и Ф.М. Достоевским, признан в медицине спустя 77 лет после выхода этой повести" *(76).

Известный современный российский психофизиолог академик П.В. Симонов особо подчеркивает, что "нет ничего нелепее представления о том. что искусство относится к науке как нечто более простое и неразвитое к более сложному и могущественному. Система образов и техническая вооруженность, используемые современным искусством для постижения внутреннего мира человека, по своей изощренности не уступают теоретическому аппарату и методам современной науки" *(77).

Методологической основой использования произведений искусства и художественной литературы в научном исследовании являются философские работы, объясняющие возрастание роли духовного синтеза, взаимного обогащения представителей различных видов творческой деятельности.

Отмечая эту тенденцию, академик Б.М. Кедров писал об очерке О.Э. Мандельштама "К проблеме научного стиля Дарвина": "...поэт читает Дарвина, и его пленяет стиль и слог, каким великий натуралист написал свои бессмертные творения... если поэт, подойдя с эстетической стороны, может оценить труды естествоиспытателя, то и ученый в состоянии с научной стороны проанализировать художественное произведение... В итоге все глубже и все полнее раскрывается то общее, что объединяет все виды творческой деятельности человеческого духа" *(78).

Этим общим, объединяющим все виды творческой деятельности человеческого духа, являются различные идеи. "Благодаря идеям, содержащимся в искусстве, - пишет А.Л. Андреев, - оно взаимодействует с наукой, философией, политической идеологией, обогащает их и само воспринимает их достижения: сначала в обобщенном виде, а затем развертывая их в системе ярких и эмоционально насыщенных образов" *(79).

В процессе научного анализа художественного произведения основная задача ученого заключается в том, чтобы декодировать выраженные художественным образом идеи, перевести их в концептуальную форму путем сопоставления художественного содержания с данными из области соответствующей отрасли науки. К этой операции автор работы неоднократно будет прибегать в процессе анализа и обоснования рассматриваемых ниже вопросов.

Соседние файлы в предмете Уголовное право