Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экзистенц.-гуман.ПТ / Телесно-ориентированная терапия.doc
Скачиваний:
92
Добавлен:
21.05.2015
Размер:
96.77 Кб
Скачать

Типы характера и телесной организации

Характер

Качества характера

Телесная организация

1. Шизоидный

(неприятие мате­рью ребенка уже с первых дней жизни)

Дис­социация между чувствами и разумом. Изолированность и отчужденность от мира. Конфликт между существованием и потребностью.

Нет связи между верхними и нижними, правыми и левыми частями тела. Тело лишь безжизненная «подставка» для головы и не имеет своей особой жизни. Отсутствует пропорциональность и гармония между верхними и нижними частями тела.

2. Оральный

(недо­статок заботы и покинутость)

Зависи­мость, несамостоятельность, стремление иметь покрови­теля в жизни. Конфликт между потребностью и независимостью.

Худощавость, недораз­витие мускулатуры, отсутствие чувства опоры под нога­ми, сильное напряжение мышц плечевого пояса и ног.

3. Нарциссический/психопатический (скрытое интимное обольщение)

Самолю­бование, ощущение собственного величия и превосходства, страх перед проявлени­ем либидозных чувств. Конфликт между независимостью и близостью.

Чрезмерное раз­витие верхней половины и слабость нижней части тела, сильное напряжение мышц спины и ног.

4. Мазохистический (зависимость от родителей)

Отсутствие свободы и аг­рессивное сопротивление. Конфликт между близостью и свободой.

Тяжелое тело, хорошо развитая мускулатура, преимущественно напря­жены мышцы сгибателей, осанка «просителя» с пассивно­стью и покорностью.

5. Ригидный (унижение родителем противоположного пола)

Неуступчивость и не­способ ность проявлять чуткость к другим. Конфликт между свободой и взаимностью в любви.

Характерны выпрямленное тело, ригидность мышц спины, отсутствие пружинистости ног, напряжение в нижней части позвоночника.

Тип характера определяется не только особенностями семейной социализации, но и культурными факторами. Как писал Р. Мэй (1958), «типичным для нашего времени психическим затруднением является не истерия, как во времена Фрейда, а шизоидный тип, т. е. человек, который отделен, оторван, утратил привязанность, имеет тенденцию к деперсонализации и выражает свои проблемы смысловыми интеллектуализациями и техническими формулировками...». Иными словами, сегодня более важной является проблема истинности, подлинности бытия/его неаутентичности — есть ли я в том, что делаю, что чувствую, как думаю, как живу.

На вопрос, почему биоэнергетический подход уделяет такое внимание типу характера, Лоуэн ответил: «Терапия сосредоточивает внимание на человеке в его непосредственных отношениях к своему телу, к земле, на которой он стоит, к людям, с которыми он общается, и к терапевту. Это является основой терапевтического подхода. Однако фоном служит знание характера, без которого терапевт не сможет понять пациента и его проблемы».

Мышечное напряжение служит соматическим эквивалентом эмоций.

Например, хронически напряженные мышцы шеи, плеч, кистей рук свидетельствуют о гневе, но этот гнев существует как соматический, а не психологический процесс, вовне он обычно не проявляется. Хронические мышечные напряжения становятся привычными и не осознаются.

Хронически напряженные мышцы удерживают в себе, как в консервной банке, энергетику подавленного эмоционального импульса. Они составляют мышечный панцирь (II слой) или броню, которая «защищает человека как от опасных импульсов внутри самой личности, так и от нападок извне, связывает энергию, которая не может быть освобождена». Мышечный панцирь защищает тело от опасных импульсов гнева, страха, отчаяния, боли и, конечно же, любви, а также приводит к несогласованности различных органов.

Лоуэн приводит примеры такой несогласованности, за которой скрываются психологические конфликты: «Многие люди оказываются в затруднительном положении из-за бессознательного конфликта между различными аспектами личности. Наиболее часто встречается конфликт между несбывшимися желаниями и потребностями ребенка и побуждениями и стремлениями взрослого. Взрослый требует, чтобы человек был независимым и брал на себя ответственность за исполнение своих желаний и решений. Но в человеке, у которого имеется подобный конфликт, попытки быть независимым и ответственным разрушаются бессознательным стремлением к поддержке и заботе.

Результатом является картина, смешанная как психологически, так и физически. В своем поведении такой человек может демонстрировать преувеличенную независимость наряду со страхом остаться в одиночестве или с неспособностью принимать решения. Можно наблюдать подобную смешанную картину в теле человека. Инфантильные аспекты его личности могут быть выражены в маленьких ручках и ступнях, тонких, как веретено, ногах, которые кажутся неадекватной опорой, или в неразвитой мышечной системе, которая не имеет активного потенциала, чтобы получить то, что человек хочет или в чем нуждается».

Мышечные напряжения избавляют от страха, боли, гнева и отчаяния, но они также избавляют и от любви, человек погружается в серое и пресное существование, тело из орудия жизни превращается в орудие самоподавления и самоограничения.

Каналы движения энергии идут «от сердца к периферии»:

1) сердце — рот, шея. Зажатое горло и напряженная шея блокируют доступ к сердцу: человек не может плакать, кричать, целоваться, «держит рот на замке» и тем самым блокируются любые проявления глубоких чувств;

2) сердце — руки. Напряжение в плечах и кистях рук также изолирует сердце: блокируются как гнев (человек не может «ударить с плеча», наброситься с кулаками), так и любовь (тогда пациенту трудно «отдать руки» психотерапевту, он все время их контролирует);

3) сердце — половые органы. Тазовые блоки умерщвляют сексуальность, которая не связывается с любовью. Сексуальность рассматривается как нечто грязное и постыдное, она сопряжена с чувством вины и стыда.

Важное понятие БЭА — заземление, или укоренение. Метафора человека — это дерево. Человек связан с землей ногами, которые, как корпи растений, делают эту связь крепкой или слабой. Поэтому очень важно диагностировать, как человек стоит на ногах, или, другими словами, укоренен он или нет. Укоренение дает чувство безопасности (чувство почвы под ногами).

Это вопрос не силы ног, а ощущений в них. Сильные ноги могут поддерживать механически. Отсутствие уверенности в ногах может компенсироваться развитой мускулатурой ног. Наиболее явным признаком недостатка заземления является тенденция стоять с заблокированными коленями — ноги полностью выпрямлены в коленных суставах. Колени в этом случае не выполняют функцию амортизаторов.

Если вес тела переносится на пятки, то человек также плохо стоит на ногах. Его достаточно легко толкнуть в грудь, чтобы он потерял равновесие.

Низкий подъем стопы встречается у лиц с физическими и эмоциональными перегрузками, с ощущением низкой социальной позиции. Высокий подъем ног при ходьбе характерен для людей, которые воспитывались неприступной или недружелюбной матерью (в присутствии матери они испытывали дискомфорт и теперь стремятся дистанцироваться от матери-земли). Такой человек «не стоит на земле», он витает в облаках, склонен к фантазиям, недостаточно практичен.

На определенные психологические проблемы может указывать и положение тела. Отсутствие наклона вперед свидетельствует о пассивной позиции в жизни. Если же отсутствие наклона сопровождается блокированием коленей и поднятием плеч, то это указывает на пассивную агрессию, имеющую защитный характер. Работа с неукорененными пациентами подразумевает восстановление ощущения своих стоп и контакта с землей, что достигается путем специальных упражнений.