Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ежегодно 21 мая ....doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
13.08.2013
Размер:
821.25 Кб
Скачать

Начало газавата (1827—1835)

Горцы (Франц Рубо)

Новый главнокомандующий Кавказским корпусом, генерал-адъютантПаскевич, отказался от планомерного продвижения с закреплением занятых территорий и вернулся в основном к тактике отдельных карательных экспедиций. На первых порах он был в основном занят войнами сПерсиейиТурцией. Успехи в этих войнах способствовали поддержанию наружного спокойствия, номюридизмраспространялся всё более. В декабре1828 годаКази-Мулла(Гази-Мухаммад) был провозглашёнимамом. Он первым призвал кгазавату, стремясь соединить разрозненные племена Восточного Кавказа в одну враждебную России массу. ТолькоАварское ханствоотказывалось признать его власть, и попытка Кази-Муллы (в1830 году) овладетьХунзахомкончилась поражением. После этого влияние Кази-Муллы сильно пошатнулось, а прибытие новых войск, посланных на Кавказ после заключения мира с Турцией, понудило его бежать из дагестанского аула Гимры к белоканским лезгинам.

В 1828 годув связи со строительствомВоенно-сухумской дорогибыла присоединенаКарачаевская область.В 1828 году русская армия захватила территорию Карачая, несмотря на объявленный ею нейтралитет в Кавказской войне. 20 октября 1828 года произошло двенадцатичасовое! Хасаукинское сражение, в ходе которого царским войскам (находились под личным командованием генерала Эмануэля), оснащённым артиллерией, удалось оттеснить войска карачаевцев под командованием князя Крымшамхалова, избранного на тот период Олием (Верховным правителем). Численность войск Олия Крымшамхалова составила около 500 воинов, численность войск генерала Эмануэля — 1500 солдат. В самый разгар боя князь Крымшаухалов был ранен в бедро, и руководство карачаевскими бойцами взял на себя молодой князь Казбек Байрамкулов. Однако силы были не равны, и защитникам крепости пришлось отступить. Карачаевские старейшины предприняли шаги по недопущению погромов своих селений, учитывая, что до этого по Карачаю и Балкарии прошлась эпидемия чумы, унесшая две трети населения, и погромы могли положить конец существованию народа в целом. На следующий день после сражения, когда войска Эмануэля уже подходили к Карт-Джурту, им навстречу вышла делегация старейшин. Вследствие переговоров была достигнута договорённость о включении Карачая в состав Российской империи. После присоединения было оставлено в неприкосновенности всё внутреннее самоуправление Карачая: должностные лица и суд. Разбирательство дел с соседними мусульманскими народами продолжало осуществляться по народным обычаям и шариату. В Карачай даже не назначался пристав, но от карачаевцев были взяты аманаты в залог их верности присяге.

Присоединение (во многом ещё формальное) Карачая к империи считалось очень важным достижением царских генералов. Г. А. Эмануэль сравнивал свою победу с овладением знаменитыми Фермопилами (в иной транскрипции — «Термопилами»).

В 1855 году, чтобы закрепить союз карачаевцев с Россией, генерал Козловский с отрядом из 3 батальонов за три недели бесплатно (без издержек) проложил первую колёсную дорогу в Карачай по непроходимым горным местам. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, описывая этнический состав Баталпашинского отдела, отмечал:

В долине верхней Кубани, выше её лесистого ущелья, т. н. Большом карачае, живёт уже давно татарское племя карачаевцев, оно уже в 1841 покорилось России и осталось на прежних местах, занимается особенно скотоводством; стада огромны. Здесь отечество кефира. Карачаевцы быстро размножаются и в 1865 заняли необитаемую до того долину Теберды.

По переписи 1897 года в Российской империи насчитывалось 26 877 карачаевцев.

В апреле 1831 годаграф Паскевич-Эриванский был отозван для подавлениявосстания в Польше. На его место временно были назначены в Закавказье — генералПанкратьев, на Кавказской линии — генералВельяминов.

Кази-Муллаперенёс свою деятельность в шамхальские владения, где, избрав местопребыванием малодоступное урочище Чумкесент (недалеко отТемир-Хан-Шуры), стал сзывать всех горцев на борьбу с неверными. Его попытки взять крепости Бурную и Внезапную не удались; но не увенчалось успехом и движение генерала Емануэля в ауховские леса. Последняя неудача, сильно преувеличенная горскими вестовщиками, умножила число приверженцев Кази-Муллы, особенно в среднем Дагестане, так что в 1831 году Кази-Мулла взял и разграбил Тарки иКизляри покушался, но неудачно, при поддержке восставших табасаранов овладетьДербентом. Под властью имама оказались значительные территории (Чечня и большая часть Дагестана). Однако с конца 1831 года восстание пошло на убыль. Отряды Кази-Муллы были оттеснены в Горный Дагестан. Атакованный1 декабря1831 года полковником Миклашевским, он был вынужден оставить Чумкесент и ушёл вГимры. Назначенный в сентябре 1831 года командующий Кавказского корпуса баронРозен17 октября1832 годавзял Гимры; Кази-Мулла погиб во время боя. Осаждённый вместе с имамом Кази-Муллой войсками под начальством барона Розена в башне близ родного селения Гимри, Шамиль успел, хотя и страшно израненный (сломаны рука, рёбра, ключица, проколото лёгкое), пробиться сквозь ряды осаждающих, тогда как имам Кази-Мулла(1829—1832) первым бросившийся на врага погиб, весь исколотый штыками. Его тело было распято и на месяц выставлено на вершине горы Тарки-тау, после чего голова была отсечена и как трофей направлена по всем крепостям Кавказской кордонной линии.

Вторым имамом был провозглашён Гамзат-бек, который благодаря военным победам сплотил вокруг себя почти все народы Горного Дагестана, в том числе часть аварцев. В1834году он вторгнулся в Аварию, овладелХунзахом, истребил почти всю ханскую семью, придерживавшуюся пророссийской ориентации, и помышлял уже о покорении всего Дагестана, но погиб от рук заговорщиков, мстивших ему за убийство ханской семьи. Вскоре после его смерти и провозглашения Шамиля третьим имамом,18 октября1834 года главный оплот мюридов, аулГоцатль, был взят и разорён отрядом полковникаКлюки-фон Клугенау. Войска Шамиля отступили из Аварии.

На черноморском прибрежье, где горцы имели много удобных пунктов для сообщений с турками и торга невольниками (Черноморской береговой линии тогда ещё не существовало), иностранные агенты, в особенности англичане, распространяли между тамошними племенами антироссийские воззвания и доставляли военные припасы. Это понудило бар. Розена поручить ген. Вельяминову (летом 1834 г.) новую экспедицию в Закубанье, для устройства кордонной линии до Геленджика. Она завершилась возведением укреплений Абинского и Николаевского.