Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ежегодно 21 мая ....doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
13.08.2013
Размер:
821.25 Кб
Скачать

Ермоловский период (1816—1827)

Алексей Петрович Ермолов (Джордж Доу)

В сентябре 1816 года генерал-лейтенант Ермоловприбыл на границу Кавказской губернии. В октябре он приехал наКавказскую линиюв городГеоргиевск. Оттуда сразу же выехал вТифлис, где его ожидал бывший главнокомандующий генерал от инфантерииНиколай Ртищев.12 октября1816 годавысочайшим приказом Ртищев был отчислен из армии.

По обозрении границы с Персиейотправился в1817 годучрезвычайным и полномочным послом ко двору персидского шахаФетх-Али. Мир был утверждён, изъявлено в первый раз согласие допустить пребывание российского поверенного в делах и с ним вместе миссии. По возвращении из Персии всемилостивейше награждён чином генерала от инфантерии.

Ознакомившись с обстановкой на Кавказской линии, Ермолов наметил план действий, которого затем придерживался неуклонно. Учитывая фанатизм горских племён, их необузданное своеволие и враждебное отношение к русским, а также особенности их психологии, новый главнокомандующий решил, что установить мирные отношения при существующих условиях совершенно невозможно. Ермолов составил последовательный и систематический план наступательных действий. Ермолов не оставлял безнаказанными ни одного грабежа и набега горцев. Он не начинал решительных действий, предварительно не оборудовав базы и не создав наступательные плацдармы. В числе составляющих плана Ермолова были постройка дорог, создание просек, возведение укреплений, колонизация края казаками, образование «прослоек» между враждебными России племенами путём переселения туда пророссийски настроенных племён.

«Кавказ, — говорил Ермолов, — это огромная крепость, защищаемая полумиллионным гарнизоном. Надо или штурмовать её, или овладеть траншеями. Штурм будет стоить дорого. Так поведём же осаду!»

Ермолов перенёс левый фланг Кавказской линии с ТереканаСунжу, где он усилилНазрановскийредут и заложил в октябре 1817 году укреплениеПреградный Станв её среднем течении.

Осенью 1817 года кавказские войска были усилены прибывшим из Франции оккупационным корпусом графа Воронцова. С прибытием этих сил у Ермолова оказалось в общей сложности около 4 дивизий, и он мог перейти к решительным действиям.

На Кавказской линии положение дел было следующим: правому флангу линии угрожали закубанские черкесы, центру — кабардинцы, а против левого фланга за рекой Сунжей жили чеченцы, пользовавшиеся высокой репутацией и авторитетом среди горских племён. При этом черкесы были ослаблены внутренними раздорами, кабардинцев косила чума — опасность угрожала в первую очередь от чеченцев.

«Теперь скажу о народах, против Кавказской линии обитающих.От вершин Кубани по левому берегу живут подвластные Оттоманской Порте народы под общим названием закубанцев, известные, воинственные, редко спокойные.»[8]

"Против центра линии лежит Кабарда, некогда многолюдная, коей жители, почитаемые храбрейшими между горцами, нередко по многолюдству своему отчаянно противостояли русским в кровопролитных сражениях.…Моровая язва была союзницею нашею против кабардинцев; ибо, уничтожив совершенно все население Малой Кабарды и производя опустошение в Большой, до того их ослабила, что они не могли уже как прежде собираться в больших силах, но делали набеги малыми партиями; иначе и войска наши, на большом пространстве частьми слабыми рассеянные, могли бы подвергаться опасности. Весьма многие предприняты в Кабарду экспедиции, иногда заставляли их возвращать или платить за сделанные похищения.» (из записок А. П. Ермолова во время управления Грузией)[8]

«… Ниже по течению Терека живут чеченцы, самые злейшие из разбойников, нападающие на линию. Общество их весьма малолюдно, но чрезвычайно умножилось в последние несколько лет, ибо принимались дружественно злодеи всех прочих народов, оставляющие землю свою по каким-либо преступлениям. Здесь находили они сообщников, тотчас готовых или отмщевать за них, или участвовать в разбоях, а они служили им верными проводниками в землях, им самим не знакомых. Чечню можно справедливо назвать гнездом всех разбойников…» (из записок А. П. Ермолова во время управления Грузией)

«Я видел много народов, но таких непокорных и неподдающихся как чеченцы, на земле не существует и путь к завоеванию Кавказа лежит через покорение чеченцев, а точнее, через полное их уничтожение».

«Государь!.. Горские народы примером независимости своей в самих подданных вашего императорского величества порождают дух мятежный и любовь к независимости». Из рапорта А. Ермолова императору Александру I 12 февраля 1819 г.

Весной 1818 года Ермолов обратился на Чечню. В 1818 году в низовьях реки была заложена крепость Грозная. Считалось, что эта мера положила конец восстаниям чеченцев, живших между Сунжей и Тереком, но на самом деле это было началом новой войны с Чечнёй.

Ермолов перешёл от отдельных карательных экспедиций к планомерному продвижению вглубь Чечни и Горного Дагестана путём окружения горных районов сплошным кольцом укреплений с прорубкой просек в труднопроходимых лесах, прокладкой дорог и разрушением непокорных аулов.

В Дагестанеусмирены были горцы, угрожавшие присоединённому к империиШамхальству Тарковскому. В1819 годудля удержания горцев в покорности была построена крепостьВнезапная. Попытка нападения на неё, предпринятая аварским ханом, кончилась полной неудачей.

В Чечне русские силы загоняли отряды вооружённых чеченцев всё дальше в горы и переселяли население на равнину под охрану русских гарнизонов. Была прорублена просека в дремучем лесу до аула Герменчук, служившего одной из главных баз чеченцев.

В 1820 годуЧерноморское казачье войско(до 40 тыс. человек) было причислено к составу Отдельного Грузинского корпуса, переименованного вОтдельный Кавказский корпуси усиленного.

В 1821 годуна вершине отвесной горы, на склонах которой находился городТарки— столицаТарковского шамхальства, была построена крепость Бурная. Причём при строительстве были разбиты войска аварского хана Ахмета, пытавшегося помешать работам. Владения дагестанских князей, потерпевших ряд поражений в 1819—1821 гг., были либо переданы вассалам России и подчинены русским комендантам, либо ликвидированы.

На правом фланге линии закубанские черкесыс помощью турок стали сильнее тревожить границу. Их армия вторглась в октябре 1821 года в земли Черноморского войска, но потерпела поражение.

В Абхазиигенерал-майор князьГорчаковразбил повстанцев около мысаКодори ввёл во владение страной князяДмитрия Шервашидзе.

Для полного усмирения Кабардыв1822 годубыл устроен ряд укреплений у подошвы гор отВладикавказадо верховьевКубани. В том числе была основана крепостьНальчик(1818 г. или 1822 г.).

В 18231824гг. был проведён ряд карательных экспедиций против закубанских горцев.Балкарские ущелья, как свободные зоны, при погромах Ермолова, служили убежищем для многих кабардинских и иных отрядов, не согласных с политикой царской России на Северном Кавказе. Генерал Ермолов категорически запрещал непокорным бунтарям убегать и расселяться в Балкарии и Карачае, которые не были подвластны России. В целях покорения этих областей и разгрома бежавших от Ермолова отрядов, в Балкарии и Карачае многие населенные пункты сжигались дотла и грабились беспощадно. Сам Ермолов отмечал, что ему не раз приходилось на четвереньках пробираться по утесам верховьев рек Чегем, Баксан и Кубань.

В 1824г. вынуждены были покориться причерноморскиеабхазы, восставшие против преемника кн. Дмитрия Шервашидзе, кн.Михаила Шервашидзе.

В Дагестанев 1820-е гг. стал —мюридизм. Ермолов, посетив в1824 годуКубу, приказал Асланхану казикумухскому прекратить волнения, возбуждённые последователями учения, но, отвлечённый другими делами, не мог следить за исполнением этого приказания, вследствие чего главные проповедники мюридизма, Мулла-Магомет, а потомКази-Мулла, продолжали разжигать умы горцев вДагестанеиЧечнеи возвещать близостьгазавата, священной войны против неверных. Движение горцев под флагом мюридизма явилось толчком к расширению Кавказской войны, хотя некоторые горские народыосетины,ингуши,кабардинцы) к нему не примкнули.

В 1825 годув Чечне началось всеобщее восстание. 8 июля горцы овладели постом Амираджиюрт и пытались взять укрепление Герзель. 15 июля его выручил генерал-лейтенантЛисаневич.В Герзель-ауле были собраны 318 старейшин кумыков-аксаевцев. На следующий день 18 июля Лисаневич и генералГрековбыли убиты кумыкским муллой Очаром-Хаджи (по другим данным Учур-муллой или Учар-Гаджи[9]) во время переговоров с кумыкскими старейшинами, Очар-Хаджи напал с кинжалом на генерал-лейтенантаЛисаневича, а также ударом ножом в спину сразил безоружного генералаГрекова[9]. В ответ на убийство двух генералов войска перебили всех кумыкских старейшин приглашённых на переговоры(Василий Потто.Кавказская война.Том2). Восстание было подавлено только в 1826 г.

Прибрежья Кубани стали опять подвергаться набегам крупных партий шапсуговиабадзехов. Заволновалиськабардинцы. В1826г. был совершён ряд походов в Чечню, с вырубкой леса, прокладкой просек и усмирением свободных от русских войск аулов. Этим закончилась деятельность Ермолова, в1827 годуотозванногоНиколаем Iи отправленного в отставку в связи с подозрением в связях сдекабристами.

Её результатом было упрочение русской власти в Кабарде и кумыкских землях, в предгорьях и на равнинах. Русские продвигались постепенно, методично вырубая леса, в которых укрывались горцы.