Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Архив / phil01 / phil / FAQ / q3.rtf
Скачиваний:
72
Добавлен:
06.05.2013
Размер:
69.64 Кб
Скачать

Юм (1711—1776)

Давид Юм—шотландский философ4сенсуалист, субъективный идеалист.

Субъективизм Юма более последователен, чем в берклианстве. Он отвергает объективное существование не только материи (материальной субстанции), но и духовной субстанции, все это фикция воображения. Существует ли внешний мир или нет, мы этого доказать не можем, мы оперируем лишь восприятиями. В этом отношении позицию Юма можно характеризовать как агностицизм. Однако Юм признавал реальность прогрессивного познания, но лишь в науке («в делах текущей жизни»)—поэтому он никогда не позволял себе выпадов против Ньютона, как это делал Беркли. В области же философии, где идет речь о познании наиболее глубоких принципов, Юм склонялся к агностицизму.

Теория восприятия

Все «душевные восприятия» Юм делит на два вида—по степени живости и силы. Первые—более сильные—он определяет термином «впечатления» (impressions). Эти восприятия, осуществляются непосредственно, когда мы слышим, чувствуем, видим.

Второй вид восприятий—«идеи», уступающие первым по яркости и живости, это копии впечатлений. Основа наших познания—впечатления, и все, что мы познаем,-- содержание впечатлений.

Так же как и Локк, Юм делит идеи на простые и сложные. Простые исходят из впечатлений и всегда соответствуют им. (Единственное исключение—«парадокс цвета»-- мы можем вообразить простую идею того или иного оттенка известного нам цвета, хотя ранее этого оттенка никогда не видели).

Между впечатлениями и идеями могут, по Юму, возникать три типа отношений (ассоциаций) :

1 . Ассоциации по сходству (глядя на портрет друга вспоминаешь о нем), а также противоположные им ассоциации различия.

2. Ассоциации по смежности в пространстве (находясь недалеко от дома мы чаще вспоминаем домашних).

3. Ассоциации причинности—по Юму причинность, это соотношения между идеями в уме. Идея причины побуждает ум к образованию идеи следствия (играя в бильярд мы видим, как один шар передал импульс другому. Удар первого шара мы объявляем причиной движения второго, а на самом деле это всего лишь привычка мысли связывать эти два события).

Дополнения

Проблема непрерывности внешних объектов

Наши восприятия дискретны, и потому непрерывное существование объектов—деятельность нашего воображения. В случае сходства наших последовательных восприятий мы способны вообразить некоторое непрерывное бытие наблюдаемого объекта (что-то вроде принципа кинематографа).

Проблема тождества личности. Критика духовной субстанции

Но если непрерывное существование объектов – это фикция, то тем более фикция—наше собственное непрерывное бытие, личное тождество. Человек—это пучок беспрерывно сменяющих друг друга восприятий. Занимаясь самонаблюдением совершенно невозможно выделить особое впечатление, которое бы сохранялось и было постоянным. А потому, признавать реальность духовной субстанции, как это делал Беркли, еще меньше оснований, чем признавать объективное существование материи.

Учение об аффектах

Аффект—сильная эмоция. Человек действует под влиянием аффектов, так как восприятия—это те же аффекты.

Кондильяк (1715—1780)

Французский философ, аббат, путался с просветителями, но одновременно изображал лояльность к властям, развил сенсуалистическую теорию познания. Близок к материализму.

Восприятия органов чувств—первичные восприятия, из которых происходит все содержание человеческого знания, вплоть до самых абстрактных идей. Тела существуют объективно, вне зависимости от восприятий, и являются причиной восприятий.

Модель статуи

Кондильяк использует в качестве гносеологической модели статую, у которой в определенной последовательности «включаются» одно за другим чувства: обоняние, вкус, слух, зрение и, наконец, осязание. Пока существуют только первые четыре чувства, то в череде ощущений статуя не способна разглядеть вещи, существующие реально, и отличить их от внутренних модификаций сознания. Если у статуи, скажем, оставить одно обоняние, то в своем самосознании она будет себя воображать, запахом розы, жасмина и т. д., но никогда не свяжет их с внешним объектом, существующим помимо нее. Свое мироощущение она вполне может выразить берклианской формулой: «Существовать—значит быть воспринимаемым».

Из этого солипсизма статую выводит осязание—единственное чувство, способное образовать идею о внешних объектах. Оно дает ощущение собственного тела и ощущение отличных от нее тел. Осязание—учитель всех чувств. После появления осязания все наши ощущения начинают восприниматься как выражение качеств объектов, а не порождения сознания5.

Здесь есть еще один аспект: получая осязание, статуя превращается в существо деятельное, способное к активному преобразованию мира, так как осязание невозможно без движения.

1 Впервые теория врожденных идей появляется у Платона (4-3 век до н. э.)—создателя первой классической системы объективного идеализма. Чтобы объяснить образование общих понятий в нашем мышлении, он предполагает, что до своего рождения мы прибывали в мире идей, населенными абстрактными категориями (кошки вообще, стола вообще и т.д.). Мы рождаемся, уже помня об этих идеальных формах. Несмотря на фантастичность этой гипотезы ученые склоняются к тому, что некоторые идеи врожденны. Так физиологами было замечено, что несмотря на непрерывность спектра, человек проводит четкие границы между цветами (0.65-0.58мкм—желтый, 0.58—0.49 мкм – зеленый). Исследования показали, что у всех людей, независимо от языка, воспитания и пр. эти границы проходят в одних и тех же местах. Категории цвета врожденны.

2Еще Демокрит в свое время объяснял соленый вкус острой формой слагающих тело атомов, а сладкий—круглой.

3 Такого рода представления довольно популярны среди детей:

«Умственный скептицизм мой доходил до последней, крайней степени. Это детски смешно, невероятно; но действительно это было так: я часто думал, что ничего не существует, кроме меня, что все, что я вижу,-- люди, вещи, свет, сделано для меня, что, как я уйду из комнаты, то там уж ничего нет, а в той, в которую я вхожу, перед моим приходом образуются вещи и люди, которых я вижу. Так что мне случалось доходить до положения, близкого к сумасшествию: я подкрадывался куда-нибудь и подсматривал, полагая не найти там ничего, так как меня там нет». (Л. Н. Толстой «Отрочество»). То мировоззрение, которого придерживался четырнадцатилетний герой повести, называют в философии солипсизмом (см. ниже). Далее следует фраза не менее знаменательная:

«Из всего этого тяжелого морального труда я не вынес ничего, кроме изворотливости ума, ослабившего во мне силу воли, и привычки к постоянному моральному анализу, уничтожившей свежесть чувства и ясность рассудка».

4 Сам себе написал некролог—это было, пожалуй, самой оригинальной частью его творчества

5 В этом веке были проведены опыты по созданию «шестого чувства». На спину слепых испытуемых помещали решетку из 20*20 вибраторов, соединенных с видеокамерой, закрепленной на голове. Камера управляла интенсивностью вибраций, так что на спине создавалось «изображение», построенное из осязательных (тактильных) стимулов. Примерно через 40 часов тренировки испытуемые сообщают, что изображение уже не связывается в их сознании со спиной, а интерпретируется как образ внешних предметов, находящихся в трехмерном пространстве. Субъективные ощущения получаемые при этом не воспринимаются ни как зрительные, ни как тактильные. Остается, однако, открытым вопрос, смогли бы испытуемые локализовать свои ощущения в трехмерном пространстве, если бы они не имели представление о мире трех измерений через осязательный опыт. Проверить это трудно как потому, что трудно найти человека , лишенного осязания, так и потому, что тактильные ощущения использовались в самом опыте. Так что пока эта проблема остается в сфере философских спекуляций.

Соседние файлы в папке FAQ