Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Психотерапия шизофрении.pdf
Скачиваний:
98
Добавлен:
09.05.2015
Размер:
2.07 Mб
Скачать

Виктор Давыдович Вид: «Психотерапия шизофрении»

92

1. Защитное избегание трудных ситуаций, отказ от попыток решения проблем.

Избегание пациентом трудных ситуаций находится в тесной связи с бессознательным стремлением к ограничению поля деятельности привычными и доступными способами. То, что воспринималось как проявление дефекта, при углубленном исследовании больного может предстать психологической защитой по типу ухода, направленной на предотвращение полного осознания интрапсихических конфликтов.

2. Выпадение метакоммуникативных приемов для налаживания общения.

Трудности, возникающие в общении, больным не обсуждаются, не уточняются позиция партнера, его оценки, ожидания. Больной избегает давать партнеру информацию о причинах своей неудовлетворенности, о своих претензиях к нему. Предполагается, что партнер обо всем этом должен догадаться сам.

3. Межличностные конфликты.

Они обычно являются следствием неэффективности выполнения социальных ролей с тенденцией ухода от общения или защитной агрессии.

4. Неверная тактика подхода к решению метакоммуникативных задач.

Чаще всего встречается неумение больного правильно планировать производственную деятельность, выполнение домашних обязанностей, подготовку к сдаче экзаменов и т. п.

Психологическая защита в рамках сопротивления

Приводимые ниже варианты поведения больных неспецифичны относительно содержательных типов психологической защиты, они представляют собой лишь наиболее характерные внешние признаки, позволяющие врачу предположить наличие бессознательных защитных механизмов. Мы расположили их в порядке нарастания интенсивности сопротивления больного психотерапевтическому вмешательству.

1.Избирательное приведение аргументов в пользу своей защитной стратегии, произвольно вырванных из социального контекста и свидетельствующих о недостаточном учете всей полноты ситуации.

2.При приближении анализа к субъективно болезненно воспринимаемому материалу:

ссылки на затруднения памяти, внезапную невозможность понять, сосредоточиться, прочувствовать и т. п., на неправдоподобную неориентированность в заведомо известном больному вопросе или невозможность его сформулировать; – излишняя податливость, поспешное согласие с высказываниями врача без внутреннего их принятия;

слезы или внезапно появляющийся симптом, исключающий возможность обсуждения проблемы при внешне декларируемой желательности его продолжения;

опоздание или неявка на сеанс психотерапии без убедительных причин.

3.Уклонение в ходе анализа от проблемы или конфликта, непродуктивное переадресование инициативы, соскальзывание на другую тему или в чрезмерные обобщения, использование юмора для обесценивания эмоциональной значимости переживаний, снижения их масштаба.

4.Снабжение реальных фактов произвольными истолкованиями их значения, внутренняя противоречивость сообщаемой информации, искажение причинно-следственных связей.

5.Бездоказательное отстаивание субъективной правомерности собственного дезадаптивного поведения.

6.Отрицание существования действительности (реально имевших место событий, проявлений дезадаптации, реалистического прогноза).

7.Приведение псевдоаргументов, информации, содержащей намеренные, осознаваемые искажения реальной действительности.

8.Подача материала в очищенном от конфликтов и эмоций виде, молчание или малоинформативный речевой поток. Стремление к сокрытию существенной для анализа проблем информации вплоть до отказа от ее сообщения и обсуждения. Позиция терапевтического нигилизма: отрицание ценности терапии, постоянные жалобы на отсутствие эффекта, на то, что больной не узнает ничего нового. Мгновенное, бездумное отрицание