Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
otvety_na_bilety.doc
Скачиваний:
267
Добавлен:
01.05.2015
Размер:
438.78 Кб
Скачать
  1. Антропоцентрическая этика эпохи Возрождения.

Антропоцентризм - философское воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

Мыслители этой эпохи особенно озабочены проблемами индивидуальности, самоценности специфического, неповторимого и уникального в человеке, своеобразия дарования, вкуса, предпочтений, образа жизни и т.д. И Речь идет не о биологическую специфику индивидов, а о таких феноменах, как индивидуальность и личность.

Внимание к индивидуального начала человека, его уникальности является одним из существенных признаков западной парадигмы мировосприятия, миропонимания и переживания бытия Она принципиально отличалась от восточной парадигмы. Например, в Древнем Китае культивировалась привычка действовать группой, почти исключало инициативу отдельного человека Бесспорно, это обуславливало специфику древнекитайской антропологии неактуально и были проблемы индивидуального в человеке и для философии Древней Индии Об этом свидетельствует игнорирование проблемы бытия личности в буддизме, который сосредоточивался на жизни как безличном мировом процессе. Следствием такого подхода были деактуализация проблемы смерти, идея всеобщей любви, "сосредоточенность на прошлом, невнимание к будущему".

На этапе раннего (итальянского) Возрождение мыслители акцентировали внимание преимущественно на человека как природного существа, что свидетельствует антропоцентрический характер тогдашней философии. В эпоху позднего (северного) Возрождения состоялась переориентация философии природы в целом.

  1. Этическое учение Иммануила Канта.

Моральная философия И. Канта (1724 – 1804) знаменует собой переход от описания, объяснения морали, к теоретическому анализу нравственности как особого, специфического явления. Замысел Канта — выявить "чистоту" морали, освободив ее от всех «загрязнивших» ее уникальную сущность наслоений. В осуществлении этой задачи следует ориентироваться не на природу человека и обстоятельства его жизни, а на "понятия чистого разума", избирая умозрительный путь построения моральной теории, Кант неоднократно подчеркивает ее практическую значимость: «Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которой я хочу, а именно: подобающим образом занять указанное человеку место в мире — и из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком».

Уже в этом высказывании отчетливо просвечивается основная этическая ориентация Канта, предполагающая восприятие морали как долженствования.

Установка на выявление специфики нравственности и фундаментального, общего для всех нравственного закона предопределила тезис об автономии морали. Смысл этого тезиса заключается в том, что мораль самодостаточна, содержит свою причину в себе и невыводима ни из чего. Кант не только стремится очистить мораль от всего эмпирического и "принадлежащего к антропологии", но и подчеркивает ее автономию по отношению к религии, более того, религиозная вера ставится в зависимость от морали. Такая автономная мораль (источник которой - не сущее, а абсолютно должное) противоречит реальному миру, возвышается над ним и призвана подчинить его себе. Такова основная антиномия кантовской этики, имеющая не только теоретический, но и практический смысл, актуализированный, кстати, в настоящее время.

Мораль, по Канту, это сфера свободы человека, воля которого здесь автономна и определяется им самим. Для придания этой воли необходимо согласование ее с высшим нравственным законом — категорическим императивом, поскольку только добрая воля способна сделать правильный выбор. Наиболее известная формулировка категорического императива выглядит так: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».

В других формулировках категорического императива Кант подчеркивает нравственную самоценность личности (запрещение рассматривать ее в качестве средства), ее способность к нравственному творчеству, По сути дела, свобода, понимаемая как добровольность поведения, личное избрание его принципов, ориентированное на их общечеловеческую значимость, отождествляется Кантом с моральностью, отличаемой от легальности, которая стимулируется принуждением или личными интересами.

Нравственный закон существует для индивида как долженствование, определяющее возможность правильного выбора, т.е. предпочтения долга чувственным склонностям, преодоление эгоистических побуждений. Мораль и этика учат человека не тому, как стать счастливым, а тому, как стать достойным счастья. Исходя из этого, Кант подвергает критике эвдемонистическую этику, стремясь обосновать внепсихологическое понимание морали. По его мнению, нравственность не есть данное природы, напротив, она императивна и предписывает человеку преодоление эгоизма во имя должных идеалов.

Преодоление противоречия между идеалом и реальностью Кант видит в возвышении, одухотворении сущего, подчинении его принципам морали, выражающим главную родовую цель человеческого сообщества, однако анализ реалий бытия не дает ему оснований надеяться на то, что это возможно. Большинство людей одержимо эгоистическими склонностями и мало задумываются о судьбе добродетели. Таким образом, нравственный закон должен быть осуществлен, но осуществлен быть не может. Своеобразный выход из этой антиномии Кант находит в постулатах о свободе воли, бессмертии души, бытии Бога, что свидетельствует о его бессилии в отыскании источника морального долженствования, преодолении разрыва между должным и сущим, свободой и необходимостью.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]