
Запоминание услышанного
И с Вами, вероятно, бывали случаи, когда Вы задавали своему другу или коллеге простой вопрос: «Так когда мы встречаемся утром?» И все для того, чтобы услышать в ответ: «Я же только что сказал. Разве ты не слышал?» «Разве я не слышал? Слышал, конечно! Но мгновенно забыл». Иногда мы действительно не слышим, что нам говорят. Но здесь нас будет интересовать другое: слышим, но не запоминаем...
Память человека — способность сохранять и воспроизводить информацию — можно сравнить с компьютером. Однако емкость человеческой памяти несравнимо больше емкости памяти даже самого впечатляющего из созданных компьютеров. И ученым еще предстоит выяснить, как человеческая память воспроизводит такое большое количество информации и при том так быстро и часто.
Несмотря на постоянное совершенствование технических характеристик ЭВМ, человеческая память обеспечивает несравненно более глубокое понимание проблем и творческий характер их решения. Можно возразить, что ЭВМ не обладает эмоциями, которые мешают памяти. Но эмоции оказывают на память также и положительное воздействие, как это будет видно дальше.
Мы часто говорим о памяти как о чем-то вещественном. Но память — это процесс обработки информации; несомненно, мозг и нервная система являются материальной основой нашей памяти, однако память неразрывно связана со знаниями, прошлым опытом и эмоциями.
Состояние готовности внимания основывается на избирательном сосредоточении нашего сознания и является механизмом, который регулирует ввод данных в нашу память. Из ошеломляющего количества сенсорных и вербальных сигналов, массированно воздействующих на на-
ши чувства, внимание допускает к дальнейшей обработке лишь незначительную их часть: большая часть того, что мы слышим, проходит мимо нас, обработке подвергается только то, на что мы сознательно обращаем внимание.
Виды памяти
Обработка данных в памяти человека проходит на трех перекрывающих друг друга уровнях: сенсорном, кратковременном и долговременном'.
Сенсорная память является кратковременной и определяется сенсорными следами и их исчезновением, что происходит в интервал от одной до пяти десятых долей секунды. Если кисть руки сжать в кулак и затем быстро ее разжать, то на ладони останутся слабые следы от пальцев. По мере того как эти следы исчезают, затихает и затем совсем проходит ощущение, оставшееся от давления пальцев на ладонь. Если ударить по какой-либо твердой поверхности, можно заметить, как звук постепенно затухает и пропадает совсем. К счастью, постоянное массированное воздействие на наши анализаторы почти не оставляет следов в сенсорной памяти. Такой механизм, как и следовало ожидать, защищает нашу сенсорную систему от чрезмерной перегрузки ненужными данными. Новую информацию или воздействие в интенсивной форме, как, например, неожиданный звук выстрела, мы обычно помним дольше. Но причиной тому скорее становятся вызываемые этими явлениями чувства и ассоциации, связанные с другими уровнями нашей памяти.
После того как человек, с которым вы совместно жили или работали долгое время, покинул Вас или перешел на ^,'угую работу, Вы часто "опитс себя га мыс."п: «Я как будто слышу, как старина Джордж говорит мне...» В этом проявляется наша склонность помнить некоторые впечатления дольше других благодаря ассоциациям. Кратковременная память — это по существу емкость
' Приведенная классификация не отражает всей полноты взглядов на виды памяти. Подробнее см., например. Справочник по инженерной психологии. М.: Машиностроение, 1982. (Примеч. ред.)
Запоминание услышанного
нашего внимания. Она удерживает разнообразные виды информации, включая зрительные образы, вербальную информацию и отвлеченные образы. И если сенсорные анализаторы только фиксируют звуки, которые мы слышим, то кратковременная память позволяет воспринимать значение слов и интерпретировать их с учетом контекста. И все же наше внимание очень ограничено как по времени (обычно менее 30 секунд), так и по емкости, определяемой числом запоминаемых единиц (7 ± 2). Так, если Вам по телефону называют десять имен, то запомнится самое большее пять-шесть, а то и меньше. Но кратковременную память можно улучшить проверенными методами, которые обсуждаются в этой главе.
Говоря о памяти, обычно имеют в виду долговременную память. Для того чтобы ввести информацию в долговременную память, необходимо не только слушать, но сознательно и тщательно обработать эту информацию. Обработка информации означает установление ассоциаций с уже известной информацией. Насколько надежна и точна наша долговременная память — вопрос спорный. По мнению психологов, большая часть информации, хранимой в долговременной памяти, глубоко связана с подсознанием и относительно устойчива к сознанию или мыслям человека. Однако непроизвольные попытки вспомнить прошлое вызывают в сознании смесь реального и вымышленного, что свойственно памяти в целом.
Исследования свойств памяти показывают, что мы забываем большую часть того, что слышим, сразу же, но что-то все же остается. Это «что-то» зависит от того, насколько информация интересна, нова и полезна, какое эмоциональное воздействие она оказывает и т. п.
Основная причина забывания — торможение, или отрицательное влияние одной информации на другую. Простой иллюстрацией этого является беспрерывная работа с ОиЛиинш uGbcMu.M u^liupu^i.ui: пафирмацнн. Пи-ложим, к примеру. Вас на совещании или на приеме последовательно и быстро представляют пяти-шести лицам.
Знакомясь с последним, Вы, вероятно, уже не помните имени первого. Лучше всего запоминается информация, поступившая последней. Первая порция запоминается несколько хуже, чем последняя, а средняя сразу забывается. Поэтому, если Вы хотите, чтобы собеседник что-то запомнил, говорите об этом в самом начале,
а если Вы хотите, чтобы он это сразу же сделал, оставьте просьбу на конец беседы.
Другой важной причиной забывания являются эмоции, особенно чувство беспокойства, отрицательно влияющее на эффективность слушания. Простейшим примером является реакция на критику или обвинения. Эмоции при этом настолько сильны, что мы рискуем если не пропустить основную часть информации, то воспринять ее в искаженном виде. То же самое происходит, когда мы пытаемся вспомнить что-либо, вызывающее волнение. Когда к Вам подходит начальник (независимо от его к Вам отношения) и просит сообщить ему какие-либо данные, с которыми Вы работаете и которые вертятся у Вас на языке, то подчас может возникнуть чувство «полного отсутствия присутствия». Это, конечно, объясняется волнением. Раздражение руководителя только усиливает волнение. В этих случаях лучше всего человека приободрить. И как только Вы перейдете к решению другой проблемы, необходимая информация без каких-либо усилий неожиданно и быстро всплывает в памяти, главным образом потому, что Вы успокоились.