Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ТЕОРИЯ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ.doc
Скачиваний:
100
Добавлен:
20.04.2015
Размер:
160.26 Кб
Скачать

2.3. Феномен переноса в психоаналитических отношениях

            С точки зрения О.Кернберга, «психоаналитическая ситуация является своего рода клинической лабораторией, позволяющей исследовать природу любви, основываясь на анализе переноса и контрпереноса» [15, 150].

            Под переносом(трансфером) в психоанализе понимается оживление или реактивация в рамках психоаналитической сессии ранних детских отношений индивида, характеризующихся доминированием в них нерешенных невротических конфликтов.Контрпереноспредставляет собой реакцию психоаналитика на перенос пациента. Феномены переноса или контрпереноса являются неотъемлемой частью всех человеческих отношений или взаимодействий, в психоаналитической ситуации они лишь находят свое наиболее яркое выражение [19]. При этом не все реакции на психоаналитика являются переносом. Некоторые из них возникают в ответ на его установки или актуальное поведение [29].

            Процесс переноса большей частью является бессознательным, то есть индивид не воспринимает различные источники переноса и связанных с ним фантазий, установок и чувств (таких, как любовь, ненависть и гнев). Исходными фигурами, с которых переносятся эмоциональные паттерны, чаще всего являются родители, но нередко в качестве источников переноса выступают братья и сестры, бабушки и дедушки, учителя, врачи, а также герои из детства. Перенос представляет собой форму объектных отношений и, как любые объектные отношения, он воспроизводит ранние детские привязанности и имеет универсальный характер. Помимо аналитической ситуации перенос может проявляться в самых разных условиях: при других формах психотерапии, при лечении соматических заболеваний, в школе, на работе и в социальном взаимодействии [29].

Тем не менее, наиболее отчетливо и интенсивно перенос проявляется в процессе психоанализа, так как условия абстиненции и фрустрации, присущие процессу анализа, содействуют регрессии пациента к инфантильной структуре личности, что, в свою очередь, способствует проявлению переноса. Относительная анонимность аналитика облегчает перенос на него активированных детских представлений. В отсутствие информации о качествах аналитика и его личной жизни, пациент создает фантазии, в целом не испорченные восприятием настоящего [29].  

О.Кернберг понимает перенос как бессознательное повторение в психоаналитической ситуации отношений из прошлого, то есть «отыгрывание аспекта бессознательного инфантильного Я пациента в отношениях с также бессознательной инфантильной репрезентацией родительских объектов» [14, 115]. Бессознательный аспект инфантильного Я несет в себе конкретное желание, отражающее производную влечения, направленную на такие родительские объекты и фантазийный страх по поводу опасностей, заключенных в выражении этого желания. Таким образом, в переносе происходит активация базовых диадических элементов, состоящих из репрезентаций Я и репрезентаций объектов, связанных определенным аффектом [14]. 

Пациент может настолько сосредоточиться на фигуре аналитика, что развивается невроз переноса,воссоздающий картину детского невроза [29]. Развитие регрессивного невроза переноса активирует составные элементы интернализованных объектных отношений, образующих части структур Эго и Супер-Эго, и подавляемых элементов интернализованных объектных отношений, ставших частью Ид. Эдиповы конфликты, усугубленные объектными отношениями доэдипового периода, способствует созданию нереалистических проявлений переноса [13].

            О.Кернберг полагает, что «психоаналитическое исследование трансферентной любви свидетельствует о наличии всех компонентов обычного процесса влюбленности: проекции на другого (психоаналитика) зрелых аспектов Эго-идеала; амбивалентного отношения к эдипову объекту; развертывания полиморфных перверзивных инфантильных и генитальных эдиповых желаний и в то же время борьбы против них» [15, 151]. Все они в сочетании порождают переживание в переносе романтической любви. Ослабление этих чувств происходит благодаря их смещению на доступные объекты в жизни индивида. Невротические компоненты трансферентной любви могут выдавать себя в ее интенсивности, ригидности и упрямой настойчивости, особенно когда она носит мазохистический характер. С другой стороны, отсутствие признаков трансферентной любви может свидетельствовать либо о сильном садомазохистическом сопротивлении позитивным эдиповым отношениям, либо о нарциссическом переносе, где позитивное эдипово развитие ослаблено. Кроме этого, невротические черты трансферентной любви могут проявляться в обычном инфантильном нарциссическом желании быть любимым вместо зрелой активной любви к аналитику, в желании сексуальной близости как символического выражения симбиотических стремлений или доэдиповой зависимости, а также общей защитной акцентированности сексуализированной идеализации, как защиты от агрессивных устремлений [15].

            Перенос отражает переплетение чувств любви и ненависти, и поэтому его проявления часто бывают амбивалентными. Также перенос может быть негативным илипозитивным, и различаться по качеству проявлений (агрессивных и враждебных или дружеских и доброжелательных), преобладающих в данный момент психотерапии [29]. Анализ и интерпретация содержания переноса имеют большое значение для терапевтического процесса. Кроме этого, несмотря на проблематичные стороны трансферентной любви, опыт ее анализа, который позволяет получить психоаналитическая работа, может не только приводить к возрастающей способности индивида удовлетворять эдиповы желания, сублимируя их в актуальных взаимоотношениях любви, но и способствовать эмоциональному и профессиональному росту психоаналитика [15, 160].

            Таким образом, любовь-перенос – это оживление реальных и воображаемых инфантильных любовных отношений, а ее анализ помогает понять, как именно инфантильные цели и привязанности влияют на действия и взаимоотношения взрослого человека.