Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ТЕОРИЯ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ.doc
Скачиваний:
100
Добавлен:
20.04.2015
Размер:
160.26 Кб
Скачать

2.2. Зрелая объектная любовь

            В словаре «Психоаналитических терминов и понятий» под любовьюпонимается «комплексное аффективное состояние и переживание, связанное с первичным либидинозным катексисом объекта» [29, 103], а чувство любви рассматривается как аффективное воспроизведение состояния симбиотического единства: возможно, ребенок впервые переживает любовь в форме привязанности к матери и желания ее во время и после дифференциации Я- и объект-репрезентаций [29].

            О.Кернберг считает отношения любви наиболее важными объектными отношениями зрелой взрослой личности. В своем исследовании отношений любви в норме и патологии он указывает, что на способность развития зрелой сексуальной любви влияют, с одной стороны, – регрессивная тяга к слиянию с объектом любви, поиск хотя бы мимолетного восстановления желаемого симбиотического единства; с другой, – интеграция «абсолютно хороших» и «абсолютно плохих» Я- и объект-реперезнтаций в единые, целостные концепции интернализованных объектных отношений [15].

            Выбор объекта любви, обусловленный бессознательными детерминантами, возникает на фаллически-эдиповой фазе, как только инстинктивные влечения направляются на отдельный объект [29]. В зрелом возрасте в отношениях любви присутствуют поиск утерянного эдипова объекта и желание исправить эдипову травму в отношениях с новым объектом, а также лежащее за этим эдиповым желанием стремление к слиянию, которое повторяет стремление к симбиотическому слиянию [15]. Стремление к недоступному и запрещенному эдипову объекту, дающее энергию сексуальному развитию, является ключевым компонентом сексуальной страсти и любовных отношений. В этой связи О.Кернберг подчеркивает, что «эдипова констелляция может рассматриваться как постоянная черта человеческих отношений» [15, 76].

            Исследуя природу любви, Кернберг пришел к выводу, что избежать ее связи с эротикой и сексуальностью невозможно, поскольку истоки бессознательных эротических фантазий лежат в инфантильной сексуальности. Поведение матери оказывает большое влияние на половую идентичность ребенка и его дальнейшее сексуальное поведение. Материнская забота и проявление матерью удовольствия при физическом общении с младенцем является существенным моментом в благоприятном развитии эротизма поверхности тела, а позднее – эротического желания. В дальнейшем, при зрелой сексуальной любви, эротическое желание перерастает в отношения с конкретным объектом, в которых бессознательная активация отношений из прошлого опыта и сознательные ожидания относительно будущей жизни пары сочетаются с формированием совместного Эго-идеала [15].

            Эротическое желание характеризуется, во-первых, стремлением к близости и слиянию с объектом, в который проникаешь, вторгаешься и который, в свою очередь, вторгается или овладевает тобой. Во-вторых – идентификацией с сексуальным возбуждением партнера и оргазмом, удовольствием от двух дополняющих друг друга переживаний слияния. Основным здесь является удовольствие от желания другого, любовь, выражающаяся в ответном чувстве другого на твое сексуальное желание, и сопутствующее ему переживание слияния в упоении. И, в-третьих, характерной чертой эротического желания является чувство выхода за пределы дозволенного, преодолением запрета на сексуальный контакт, происходящей из эдиповой структуры сексуальной жизни. Это чувство принимает многочисленные формы, и самым простым и универсальным из них является нарушение традиционных социальных ограничений, налагаемых обществом на открытую демонстрацию интимных частей тела и чувство сексуального возбуждения. Выход за рамки дозволенного включает нарушение эдиповых запретов, вызов эдипову сопернику (комплексу) и триумф над ним. Существенным аспектом эротического желания является идеализация тела другого объекта и объектов, символически его представляющих [15].

            Идеализация, происходящая в контексте интегрированных или целостных объектных отношений и соответствующих способностей испытывать чувство вины, заботы, способствует интеграции сексуального возбуждения и эротического желания с идеализированным взглядом на объект любви и интеграции эротического желания с нежностью. О.Кернберг полагает, что чувство нежности является «сублимационным результатом формирования реакции как защиты от агрессии» [15, 54] и выражается в способности заботиться об объекте любви. Со временем, ранняя идеализация тела любимого другого и поздняя идеализация целостной личности другого человека развивается в идеализацию системы ценностей (этических, культурных и эстетических) объекта любви, что означает развитие, гарантирующее возможность романтической влюбленности. Именно романтическая любовь является началом сексуальной любви, при которой имеет место нормальная идеализация сексуального партнера, переживание выхода за границы Я в контексте сексуальной страсти и освобождение от оков окружающей сексуальной группы. Способность влюбляться заключается в способности соединять идеализацию с эротическим желанием, что является потенциалом для развития глубоких объектных отношений. Качество и развитие любовных отношений зависят от характера соответствия пары и, таким образом, от способа выбора партнера. При этом те же черты и бессознательные детерминанты, которые включают в себя способность к зрелым любовным отношениям, влияют и на процесс выбора [15].

            Вместе с сексуальной близостью в отношения пары приходит близость эмоциональная, которая несет в себе неизбежную амбивалентность эдиповых и доэдиповых отношений. Динамика развития эмоциональных интимных отношений заключается в бессознательном желании исправить доминирующие патогенные отношения прошлого и соблазн воспроизвести их для воплощения нереализованных агрессивных и мстительных потребностей в отношениях с любимым объектом. О.Кернберг считает, что с помощью защитного механизма проективной идентификации «каждый партнер стремится вызвать в другом особенности прошлого эдипова и/или доэдипова объекта, с которым они находились в конфликте» [15, 113]. Иными словами, путем взаимной проективной идентификации пара «отыгрывает» свои прошлые бессознательные переживания и фантазии в настоящих отношениях.

            В сущности, зрелая сексуальная любовь является сложной эмоциональной реакцией, включающей в себя: (1) сексуальное возбуждение, переходящее в эротическое желание по отношению к другому человеку; (2) нежность, происходящую из объединения либидинозных и агрессивно нагруженных Я- и объект-репрезентаций, с преобладанием любви над агрессией и толерантностью к нормальной амбивалентности, характеризующей все человеческие отношения; (3) идентификацию с другим, включающую и реципрокную (ответную) генитальную идентификацию и глубокую эмпатию к половой идентичности партнера; (4) зрелую форму идеализации с обязательствами по отношению к партнеру и отношениям; (5) элемент страсти во всех трех аспектах: сексуальных отношениях, объектных отношениях и роли Супер-Эго пары [15].

            Таким образом, выбор объекта любви в наибольшей степени зависит от социально-психологического опыта человека, приобретенного им в раннем детстве. Бессознательная основа отношений любви определяется содержанием и динамикой основных стадий развития интернализованных объектных отношений, а поиск эдипова объекта естественным образом присущ всем любовным отношениям. Взрослая любовь включает как зрелые, так и инфантильные бессознательные черты и всегда предполагает тенденцию к идентификации с любимым объектом и его идеализацию. Важными элементами любовных отношений являются способность находить друг в друге средство восполнения прошлых утрат или исцеления травм, а также установление и закрепление чувства уникальной взаимной близости.