Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
VOPROS5 (2).docx
Скачиваний:
9
Добавлен:
16.04.2015
Размер:
42.06 Кб
Скачать

Вопрос №5 уровни, формы и методы научного познания

В структуре общенаучных методов и приемов выделяются три уровня («сверху вниз»): общелогический, теоретический и эмпирический. Каждый уровень характеризуется собственными методами, под которыми понимают систему принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания.

Формы научного познания

Научное знание представляет собой сложную систему, состоящую из многих взаимосвязанных компонентов. К ним относятся общие для всякого познания формы мышления: понятия, суждения, умозаключения, сформулированные наукой принципы, законы, категории. Кроме этих, относительно простых компонентов, в научном познании принято выделять более сложные формы, которые распределяются по двум уровням: эмпирическому и теоретическому.

ФОРМЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ

1. ЕДИНИЧНЫЕ ЭМПИРИЧЕСКИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ (фиксирование единичного на-

блюдения, «протокольные предложения»). Под протокольными предложениями в неопозитивизме понимали суждения, образующие эмпирический базис науки и познания вообще. Протокольные предложения имеют следующую форму: "N. N. наблюдал такой-то и такой-то объект в такое-то время и в таком-то месте". Неопозитивисты полагали, что такие предложения обладают следующими особенностями: 1) они выражают «чистый» чувственный опыт субъекта; 2) они абсолютно достоверны, в их истинности нельзя сомневаться; 3) они нейтраль-

ны по отношению ко всему остальному знанию; 4) они гносеологически первичны — именно с установления таких суждений начинается процесс познания. Все остальные утверждения науки, по мнению неопозитивистов, должны быть сводимы к протокольным предложениям, т.е. верифицируемы. Благодаря возможности такого сведения вся наука оказывается воплощением абсолютно достоверного знания. Отметим, что современная философия науки

отвергает идею абсолютно достоверных и нейтральных по отношению к теории протокольных предложений и обосновывает мысль о «теоретической нагруженности» всех терминов и предложений научного языка.

2. ФАКТЫ (т.е. индуктивное обобщение протоколов). Факт (от лат. factum – сделанное, совершившееся) – общенаучное и философское понятие, обозначающее предельные единицы изучаемого предмета, являющиеся базисом теории или гипотезы, знание о которых должно обладать достоверностью. Гносеологическая природа факта сложна и неочевидна. В обыденном, ненаучном представлении факт – это само явление объективного мира, данное исследователю, так сказать, в чистом виде. Здесь факт – это нечто очевидное, бесспорное, всеми одинаково фиксируемое. Если бы это действительно было так, то факты никогда бы не корректировались и не пересматривались в науке. Но история познания свидетельствует о другом. Во времена Аристотеля считалось фактом, что каждое движение имеет свою причину. Во времена же Ньютона пришло понимание того, что равномерное движение сохраняется бесконечно долго, но лишь изменение этого состояния нуждается во внешней причине. На этом фактическом основании Ньютон вывел свой знаменитый второй закон механики. Ясно, что факт не является «чистым» фрагментом объективной реальности. Факты добываются в познании. Пока мы не добыли факты в эмпирическом познании, они для нас не существуют. Факт - это не сама реальность, а наше знание о ней.

Еще раз акцентируем внимание на то, что всякий научный факт есть производное от определенной теории, которая и позволяет обнаружить этот факт. Можно сказать, что каждый факт теоретически нагружен. Так, для сторонника птолемеевской теории фактом считалось видимое движение Солнца на небосклоне вокруг Земли. Для последователя Коперника следует различать

видимое движение и реальное движение. Поэтому в гелиоцентрической теории принимается в качестве факта суточное вращение Земли, а само Солнце считается неподвижным. Еще более парадоксальным оказалось представление об одновременности физических событий. В ньютоновской теории считалось, что если два события в некоторой физической системе происходят одновременно, то эти события одновременны и во всех системах отсчета. Эйнштейн разрушил представление об абсолютной одновременности событий. Два одинаковых атома, один из которых находится в покоящейся системе, а другой – в движущейся, имеют разные периоды полураспада.

Теоретическая нагруженность фактов вскрыла взаимосвязь эмпирического и теоретического. Теория всегда исходит из фактов, но обнаружение факта, в свою очередь, зависит от теоретических установок. Более того, в современной науке все более сильно проявляется тенденция

предварительного теоретического предсказания новых фактов. Показателен в этом плане пример с обнаружением позитрона, который был открыт, как говорят, на кончике пера. Сначала П. Дирак пришел к выводу, что должен существовать позитрон, а затем его обнаружили в эксперименте.

Структура научного факта

В структуре научного факта выделяют три элемента: предложение («лингвистический компонент» факта); соединенный с предложением чувственный образ («перцептивный компонент»); третья часть – приборы, инструменты и практические действия, навыки, используемые для получения соответствующего чувственного образа («материально-практический компонент»).

Например, тот факт, что железо плавится при температуре 1530 С°, включает в себя соответствующее предложение, чувственный образ жидкого металла, термометры и оборудование для плавки металла. Легко понять, что факт не является лишь предложением или некоторым реальным положением дел, если задаться вопросом о том, как передать данный факт людям иной культуры, скажем, древним египтянам или грекам гомеровской эпохи. Совершенно недостаточно (если вообще возможно) перевести на их язык предложение «Железо плавится при температуре 1530 С°». Они его просто не поймут, а если бы и поняли, то отнеслись бы к нему как к некоторой гипотезе или теоретической спекуляции. Данный факт может стать фактом только в той культуре, которая обладает соответствующей технологией и практическими навыками, нужными длят воспроизведения данного факта.

3. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ (функциональные, структурные, причинные, динамиче-

ские, статистические) - это законы, имеющие своим источником опыт, основанный на непосредственных наблюдениях за материальными (т.е. неидеализированными) объектами.

Исследователь многократно наблюдает определенную повторяемость, регулярность в природе, устанавливает зависимость между некоторыми свойствами предметов и явлений, ставит эксперименты и проводит измерения и таким путем приходит к открытию эмпирического закона.

Подобным образом были открыты, напр., известные из физики законы Бойля - Мариотта, Гей-Люссака и Шарля, которые устанавливают зависимость между давлением, объемом и температурой газов. Во всех этих законах речь идет о действительно наблюдаемых и измеряемых свойствах газов. Самое же главное состоит в том, что все эти законы устанавливают лишь функциональную связь между свойствами, но не объясняют, почему она существует. Так, закон Бойля-Мариотта определяет, что давление газа обратно пропорционально его объему, но не объясняет природу этой зависимости.

Примерами эмпирических законов могут служить закон Гука (устанавливает линейную зависимость между упругой деформацией твердого тела и приложенным механическим напряжением), закон валентности (в большинстве случаев атомы объединяются в химические соединения согласно их валентности, определяемой положением в периодической таблице элементов), некоторые частные законы наследственности (напр., сибирские коты с голубыми глазами обычно от рождения глухи). Сюда относятся не только простые качественные законы (такие, как «все вороны - черные»), но также количественные законы, возникающие из простых измерений. Например, законы, связывающие давление, объем и температуру газов; закон Ома, связывающий разность электрических потенциалов, сопротивление и силу тока, и др.

Исследователь наблюдает события в природе, подмечает определенную регулярность в их протекании, описывает эту регулярность с помощью индуктивного обобщения. Так, в результате наблюдения установлено, что железный брусок расширяется, когда он нагревается. После того как эксперимент повторяется многократно и всегда с тем же самым результатом, эта регулярность обобщается с помощью утверждения, что этот брусок расширяется, когда он нагревается. На основе этого устанавливается эмпирический закон. Затем проводятся испытания с другими железными предметами и впоследствии обнаруживается, что каждый раз, когда железный предмет нагревается, он расширяется. Это позволяет сформулировать более общий закон, а именно, все железные тела расширяются, когда они нагреваются. Подобным же образом устанавливаются еще более общие законы: «Все металлы...», затем: «Все твердые тела...». Все они являются простыми обобщениями, причем каждый последующий имеет более общий характер, чем предыдущий, но все представляют эмпирические законы, потому что в каждом случае объекты являются наблюдаемыми (железо, медь, металл, твердые тела), и в каждом случае увеличение температуры и длины измеряется простой процедурой.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]