Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
_Ocnovi_Sistemologii.doc
Скачиваний:
30
Добавлен:
13.04.2015
Размер:
390.66 Кб
Скачать

6.2. Системологический анализ онтологических характеристик реальной действительности

С помощью рассмотренного в [25] и главе 5 инструментария сделаем попытку системологического анализа тезиса о бесконечности и безграничности мира и принципа детерминизма как антитезиса, чтобы выявить противоречие между ними, существующее в современной научной картине мира, в интересах построения картины мира, непротиворечивой с точки зрения этих положений и пригодной для логического обоснования онтологичности внешних систем и концептуального моделирования проблемных областей.

Современные космологические представления и модели, допуская многообразие пространственно-временных структур, форм материи и сложную топологию Вселенной, утверждают принципиальную бесконечность и безграничность, по крайней мере, макромира. Принцип системности позволяет представить картину мира в виде бесконечной и безграничной совокупности системных образований. При системологическом анализе видов систем обнаруживается иерархия свойств и систем, основанная на том, что свойства систем находятся в отношении поддержания функциональной способности целого, а именно: внутренние свойства системы поддерживают ее функционирование в надсистеме, функциональные свойства системы поддерживают функционирование надсистемы в наднадсистеме, а функциональные свойства надсистемы поддерживают функционирование наднадсистемы и так далее [6].

Системологический подход позволяет, таким образом, увидеть картину мира как бесконечную и безграничную иерархию функционирующих систем, такую, что функционирование любой системы (целого) поддерживается функционированием ее подсистем (частей) и поддерживает функционирование ее надсистемы (еще более целого).

Принципиальных оснований для установления границы цепочки отношений “часть-целое”, присущих системам (внутренним), составляющим современную научную картину мира, не существует. Однако безграничные отношения “часть - целое” не создают так называемой “дурной” бесконечности, предполагающей монотонное, без конца повторяющееся чередование одних и тех же свойств, процессов и законов в любых масштабах пространства и времени, так как функциональное рассмотрение объектов (систем) действительности заведомо постулирует принципиальное, качественное различие свойств, процессов и законов на различных ярусах функционирования.

Концепция детерминизма на основании принципов причинности и закономерности утверждает, что все объекты, явления и процессы возникают и развиваются в результате действия определенных причин, имеющих объективный характер.

В соответствии с принципами системности, целостности и многоаспектности системология, как было показано, рассматривает все объекты, процессы и явления как системы, функционирующие для поддержания функциональной способности надсистем. Принцип иерархичности, рассмотренный во всей его полноте и всесторонности, а также анализ процессов формирования системы позволяют связать упомянутую выше иерархию свойств, обеспечивающих поддержание функциональной способности целого, с потребностью надсистем. Потребность надсистемы (любой природы - технической, биологической, социальной) в поддержании ее свойств как целого проявляется в виде функционального запроса на определенные взаимодействия данной системы, который становится для нее (системы) внешней детерминантой, т. е. определяющим (детерминирующим) фактором (причиной) для ее внутренней детерминанты, т. е. функции в этой надсистеме [6].

Таким образом, аналогично иерархии свойств, основанной на отношении поддержания функциональной способности целого, выявляется иерархическая последовательность причинно-следственных связей, обусловливающих наличие вполне определенных свойств системы. А именно, причиной существования у системы определенных функциональных свойств оказывается функциональный запрос на них надсистемы, т. е. внешняя детерминанта, которая сама есть следствие функции надсистемы в наднадсистеме. Причиной же существования определенных внутренних свойств системы является поддерживающая надсистему функция системы - ее внутренняя детерминанта, формирующая запросы системы на определенные поддерживающие ее функции подсистем и так далее.

Системологический подход к анализируемому тезису показывает, таким образом, что причина возникновения и развития у любого объекта или процесса, как системы, вполне определенных свойств находится в надсистеме этой системы и представляет собой запрос надсистемы на необходимую для нее функцию системы.

Совместное рассмотрение результатов системологического анализа тезиса и антитезиса показывает, что, действительно, в рамках принятой современной наукой картины мира обнаруживается противоречие между концепцией детерминизма и тезисом о бесконечности и безграничности мира. Это противоречие обусловлено тем, что, в соответствии с концепцией детерминизма, рассмотренной с позиции системологии, причиной наличия у системы определенных функциональных и, следовательно, внутренних (поддерживающих эти функциональные) свойств является запрос наднад...системы, которая - в соответствии с тезисом о бесконечности и безграничности мира, рассмотренным с позиции системологии, - отстоит от своего следствия на бесконечное число ярусов в бесконечной и безграничной иерархии функционирующих внутренних систем. Однако для реальных, вполне определенных свойств системы должна существовать определенная причина их возникновения и развития, которая не может находиться в бесконечности, так как это делает ее фактически отсутствующей.

Разрешить данное противоречие в рамках традиционных, в том числе общепринятых, системных представлений невозможно, так как в современной картине мира, как было отмечено, не существует принципиальных оснований для ограничения (установления границы) бесконечной цепочки (пусть даже функциональных) отношений “часть-целое”, характерных для данной картины мира из-за признания на сегодняшний день онтологического статуса только так называемых внутренних систем, которым данный тип отношений присущ по определению. Так как современная наука не имеет никаких оснований для того, чтобы отвергнуть тезис о бесконечности и безграничности мира или концепцию детерминизма (принцип причинности), в целях разрешения отмеченного противоречия, существующего в современной научной картине мира, необходимо построить новую картину мира, свободную от данного противоречия. Такая картина должна удовлетворять требованиям тезиса о бесконечности и безграничности мира и при этом должна согласовываться с концепцией детерминизма, вплоть до возможности указания изначальной (исходной) причины наличия определенных свойств любой системы.

Для решения данной задачи должна быть вскрыта и обоснована конечность иерархии функционирующих систем, составляющих последовательность причинно-следственных связей их свойств, или для любой системы должна быть указана предельная надсистема, запрос которой есть вполне определенная изначальная (исходная) причина существования свойств этой системы, т. е. предел (граница) последовательности причинно-следственных связей. Следовательно, разрешение противоречия между концепцией детерминизма и тезисом о бесконечности и безграничности мира возможно только в картине мира, которая допускает конечность последовательности причинно-следственных связей, т. е. допускает наличие целого, не являющегося, в свою очередь, частью еще более целого.

Построение непротиворечивой - бесконечной и безграничной картины мира, согласованной, в вышеупомянутом смысле, с концепцией детерминизма, как уже было сказано, невозможно в рамках одних только внутренних систем. Тем не менее, именно на материале внутренних систем построена вся современная научная картина мира. Как нами установлено средствами системологического подхода, можно построить непротиворечивую картину мира, так как, кроме внутренних систем с присущими им безграничными отношениями “часть - целое”, системология рассматривает внешние системы, имеющие ограниченное (что будет обосновано в дальнейшем) отношение “род - вид”. Данное обстоятельство, по мнению авторов, и приводит к необходимости и возможности признания за внешним системам онтологического статуса.

Рассмотрим отношение “род - вид” более подробно. Возьмем класс объектов некоторого объема. Все объекты данного класса обладают одним общим определенным свойством, благодаря которому и образуется данная целостность (внешняя система). Это свойство характеризуется, очевидно, некоторым набором признаков. Можно утверждать, что этот набор должен быть конечным. В противном случае вхождение объектов в данный класс становится невозможным, и сам класс (внешняя система), таким образом, становится не существующим. Следовательно, имеется конечный набор признаков (свойств), определяющих соответствие того или иного объекта данному классу. Перейдем к более широкому классу по сравнению с данным (внешней надсистеме), для которого данный класс будет подклассом. Этот класс, естественно, будет шире, так как в него попадет больше объектов. Признаков для отнесения к более широкому классу станет, по-видимому, меньше, так как обязательно придется отбросить признаки, позволяющие выделить объекты данного подкласса из всех объектов класса, чтобы объединить в один класс данный подкласс с объектами других подклассов.

Процесс сокращения количества признаков при переходе от подкласса (подсистемы) к классу (системе) и далее к надклассу (надсистеме) можно уточнить следующим образом. Рассматриваемые признаки представляют собой свойства соответствующих внешних систем. Свойства же системы, как известно, не есть сумма свойств подсистем, а свойства надсистемы не образуются за счет сложения свойств систем. При переходе на более высокий уровень иерархии происходит качественное изменение (усложнение) свойств, причем в случае внешних систем - в сторону их обобщения и, следовательно, их количество сокращается. Этот процесс соответствует закону обратного отношения объема и содержания понятий [33], отражающих, как известно, существенные свойства классов объектов, то есть системную структуру действительности с точки зрения внешних систем [16, 17, 29, 38].

Продолжая увеличивать объем и сокращая исходное конечное число признаков, мы за конечное число шагов придем к такому классу, для отнесения к которому признаков не останется (к предельной надсистеме). Объем этого класса будет, очевидно, бесконечно большим, так как в него будут включены все существующие объекты, процессы и др.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в рамках иерархии внешних систем существует предельная надсистема, не являющаяся, в свою очередь, частью еще более целого. Это позволяет использовать внешние системы для построения картины мира, имеющей конечную последовательность причинно-следственных связей свойств систем, т. е. вполне определенную изначальную (исходную) причину существования их свойств. Данное обстоятельство авторы рассматривают в качестве, упомянутого выше, обоснования для расширения онтологии за счет внешних систем. Актуальность этого обоснования подробно рассмотрены в [39] при обсуждении проблемы референции “идеальных конструктов” научных теорий (эта проблема названа проблемой онтологического статуса ментальных сущностей). В этой работе утверждается, что референты “идеальных конструктов” каким-то образом связаны с сознанием, принципиально ненаблюдаемы, но объективно существуют, составляя даже “становой хребет” реальной действительности. Мы предлагаем в качестве этих референтов рассматривать внешние системы, т. е. системы-классы такие, мера естественности которых равна единице.

На основании сказанного выше можно предположить, что непротиворечивая картина мира, построением которой занимаются авторы, должна представлять собой некоторую иерархическую структуру внешних систем, с надсистемой предельной целостности, ограничивающей последовательность причинно-следственных связей. Эта структура отображает, в первую очередь, непроявленную онтологию действительности. Концевыми вершинами данной структуры должны быть внутренние системы, соответствующие явлениям привычной онтологии.