
Как найти инвестора. Иллюзии и заблуждения
Савуляк Эдуард, директор московского офиса , TAX CONSULTING UK
журнал «FD»
Нередко финансовые директора компаний, которые планируют привлечь стратегического инвестора, находятся во власти иллюзий относительно целей и мотивов будущих партнеров по бизнесу. Что движет инвесторами и какие распространенные заблуждения мешают компаниям с ними эффективно работать?
Привлечение стратегического инвестора может быть интересно практически каждой компании на любом из жизненных циклов ее развития. Важно понять, для каких целей готов войти в бизнес стратегический инвестор.
Ответ на этот вопрос поможет в выгодном свете представить компанию. Итак, эти цели могут быть следующими:
-
защитные – приобретение активов, дополняющих бизнес инвестора, усиление позиции на рынке, избавление от конкурентов за счет покупки их активов;
-
инвестиционные – размещение свободных средств, участие в прибыльном бизнесе, скупка недооцененных активов, приобретение балансирующих портфель-активов;
-
информационные – получение доступа к информации о технологиях, поставщиках, потребителях;
-
протекционистские – установление барьеров для входа на рынок потенциальных конкурентов, сохранение стабильности и емкости рынка. Приобретение существующей компании дает одновременно и нужные производственные мощности, и долю на рынке. Создание же дополнительных мощностей может привести к их избытку и снизить уровень цен – следовательно, обесценить инвестиции.
Помимо перечисленного инвестором могут двигать и другие мотивы: например, стремление получить налоговые льготы. Заметим, что цели бизнеса, привлекающего стратегического инвестора, зачастую те же самые. Итак, устранено первое и, пожалуй, самое распространенное заблуждение: «Потребность в инвестициях возникает только тогда, когда собственных средств для развития недостаточно».
Кто, где, когда
Реальная практика привлечения стратегических инвесторов свидетельствует о том, что они могут быть полезны бизнесу практически на любом из жизненных циклов компании. Вместе с тем, как правило, это или нулевой этап (когда для запуска проекта планируется разделить свои риски и возможности с партнером), или стадия стремительного роста, когда «промедление смерти подобно».
Несмотря на распространенное заблуждение, что «инвесторы готовы работать только с крупными, “состоявшимися” бизнесами (главным образом, в добывающих отраслях), а проекты на “нулевом” этапе неинтересны», заметим, что на текущий момент как раз на «сырьевые» отрасли лимиты исчерпаны почти у всех категорий инвесторов. Наибольший интерес, напротив, представляют строительство, нефтепереработка, телекоммуникации, связь, энергетика, розничная и оптовая торговля, банковский бизнес, потребительский сектор, ритейл.
Именно эти отрасли по-прежнему имеют значительный потенциал роста и поэтому фондируются инвесторами. Причем лимиты инвестиций устанавливаются в размере от $10 млн до $200 млн, а сроки «выхода» из бизнеса составляют от 3 до 5 лет. Кстати, еще одно заблуждение гласит: «Инвестиции сроком свыше года – большая редкость».
Следует учитывать, что инвесторов условно можно разделить на три основных типа:
-
финансовые;
-
стратегические;
-
государственно-олигархические.
Финансовых инвесторов иногда называют «пассивными». Они предпочитают не заниматься вопросами управления компанией, стратегией ее развития, во время переговоров по инвестиционному проекту принимают решение на основе полученной информации. Для положительного исхода дела компания, привлекающая инвестора, должна находиться на этапе экономического роста и иметь тенденцию к динамичному развитию, а также стратегический план, подтверждающий, что и в дальнейшем она сможет расти, удерживать свою долю рынка. Такую перспективную деятельность компании инвесторы финансируют весьма спокойно, не вмешиваясь в процессы управления. Таким образом, заблуждение, которое может быть сформулировано как: «Инвестор обязательно будет претендовать на оперативное управление компанией», отпадает само собой.
Однако если на практике в намеченной стратегии начинают происходить сбои, то от пассивности инвесторов не остается и следа. Они сразу вмешиваются в управление компанией с тем, чтобы спасти свои деньги. Логика действий вполне обоснованна: если партнер не выполнил того, что обещал, то и свое обязательство не вмешиваться в управление компанией инвестор вправе нарушить.
Поведение стратегических инвесторов основывается на других принципах. Такой тип партнеров либо имеет большой практический опыт, либо уже действует в конкретном секторе рынка и досконально знает его особенности. Стратегический инвестор оценивает компанию с разных позиций, особенно его интересует управленческий процесс, качество финансового контроля, анализ рынка. При этом подход у инвестора довольно простой. Он хочет либо купить компанию как часть рынка, чтобы расширить собственную коммерческую деятельность, либо намеревается приобрести исключительно высокое качество управления.
Очевидно, что инвестор будет полностью внедрять свои технологии и свои решения, реализовывать свой подход, инициировать свою методику управления. Если еще в преддверии нового партнерства топ-менеджменту не удалось достичь высокого уровня функционирования компании, то уже на первом этапе стратегический инвестор откажется от услуг прежнего персонала и будет решать вопросы развития компании по-своему. Поэтому до продажи компании следует задуматься над тем, как повысить ее производительность, улучшить уровень управления, усилить финансовый контроль, внедрить более эффективную систему мотиваций.
Последний тип инвесторов – правительство, государство и олигархи. Для них жесткий финансовый контроль и грамотный менеджмент – норма; лицензирование – самый простой способ контроля. Поведенческие навыки таких инвесторов – что-то среднее между первой и второй группой.