Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Курсовая , кристина.docx
Скачиваний:
32
Добавлен:
10.04.2015
Размер:
290.34 Кб
Скачать

Глава 1. Традиционная культура шорцев в историческом аспекте.

    1. Мифологические истоки шорцев.

Горная Шория является частью Южной Сибири, родиной шорцев, издавна отнесённых к «лесным народам». Шорцы – это народ, проживающий на юге Кемеровской области в горно-таёжной местности.

В прошлом образ жизни населения Горной Шории определялся географическими, климатическими и природными условиями. Основная территория расселения – бассейн среднего течения р. Томь и ее притоков Кондома и Мра-Су – Таштагольский, Новокузнецкий и Междуреченский р-ны, гг. Мыски, Междуреченск, Таштагол, Новокузнецк, Кемерово.

В 17-18 веках русские называли Шорцев «кузнецкими татарами «кондомскими и мрасскими татарами», абинцами. Сами себя они называли по именам родов (Карга, Кый, Кобый и др.), волостей и управ (Таяш-Чоны – Таяшская волость) или рек (Мрас-кижи – мрасские люди, Кондум-чоны – кондомский народ), за пределами территории проживания – аба-кижи (аба – род, кижи – люди), чыш-кижи (люди тайги). Алтайцы и хакасы называли их по имени рода Шор. Это название широко распространилось, и было введено как официальное в 20 веке.

До 19 века одним из основных занятий Шорцев были выплавка и ковка железа, особенно развитая на севере. Они платили дань железными изделиями тюркским каганам, обменивали их у кочевников на скот, войлок, с 18 века сбывали железные изделия русским купцам. Русские называли их «кузнецкими людьми», их землю – «Кузнецкая земля». К концу 18 века, с ослаблением связей с кочевниками и усилением контактов с русскими, изделия шорского кузнечества не выдерживали конкуренции с привозными русскими изделиями, и кузнечество постепенно стало исчезать, основным занятием стала охота.

6

Верующие шорцы официально считались православными христианами (и носили русские, т.е. христианские имена), но наряду с православием у них прочно сохранялись традиционные верования: культы духов (хозяев) природы — гор, рек, промысловый культ, почитание верховных божеств — Ульгеня и Эрлика, родовых и личных покровителей. Сохраняли свое значение в жизни шорцев шаманы (камы), была развита мифология [см.:14, с. 4-10].

Согласно традиционному мировоззрению кузнецких татар-шорцев, мир разделен на три сферы: небесная земля Ульген-чер (земля Ульгеня) – небо; средняя земля – орты чер или бистын чер – наша земля; земля злых духов – айна чер – подземный мир.

Во владениях высшего божества Ульгеня имеется 9 небес. На первом, самом нижнем небе кошкан помещается молния сарыджы – плеть для бело-сивого коня Ульгеня, гром – удары этой плетью. В середине первого неба санчи живет его хозяин, у которого свой дом, жена, дети. Второе небо называется кок кур – синий пояс, где помещается синяя часть радуги тенгри челизе. Третье – кызыл кур (красный пояс), четвертое – кыр кур (серый пояс), пятое – кектамош кур (голубой пояс), а шестое – кызыл тенгри (красное небо), там живут красные женщины. На седьмом небе находятся луна и звезды, на восьмом – солнце, на девятом живет Ульгень – доброе верховное божество.

Ульгень вместе со своим братом Эрликом, который в мифологии шорцев олицетворял злое начало, сотворили мир и человека. Согласно легенде, Ульгень сотворил солнце, луну, звезды, ровную землю и на ней реки. Эрлик, злое божество, поставил на земле горы. Затем Ульгень создал птиц и зверей, потом человека, но душу его, как ни старался, создать не мог.

7

Он позвал Эрлика и попросил помочь, на что тот ответил согласием, но поставил условие, что созданная душа будет принадлежать ему, а телом пусть владеет Ульгень.

Поэтому кузнецкие татары верили тому, что Ульгень и Эрлик равны между собой и их власть над человеком одинакова. Счастье, здоровье, богатство – это воля двоих, а не одного существа. Даже очевидное зло: болезни, несчастья – определяются обоими началами.

Согласно легендам, Эрлик по воле Ульгеня был изгнан с поверхности земли в подземный мир, где он властвует. В подчинении Эрика находятся его помощники Айна. Это злые духи, которые забирают душу человека, чем причиняют ему болезнь и смерть. В нижнем мире находится загробный мир, где обитают души умерших людей кермесы, служащие, как и Айна, Эрлику.

Человек обитает на средней земле в соседстве с многочисленными духами – хозяевами мест: тайги, гор, рек, озер. Причем эти духи обычно представляются антропоморфными существами, почти ничем не отличающимися от людей по образу жизни. Наибольшим почитанием у шорцев пользовались духи гор – Таг - ээзи и духи воды – Суг - ээзи. Эти духи представлялись в образе мужчин-охотников или нагих женщин с длинными распущенными волосами. Водный дух часто виделся в образе рогатого черного человека [ см.:16].

Таг - ээзи считался не только хозяином горы, но и хозяином тайги со всеми ее обитателями. Звери и птицы воспринимались как его подданные. Линьку зверей кузнецкие татары считали как бы уплатой дани своему хозяину.

Жизнь любого человека, по воззрениям кузнецких татар – шорцев полностью зависела от этих окружающих духов и божеств, всех трех миров.

8

Сам человек лишь в немногих случаях непосредственно общался с духами, например, при «кормлении» духа огня, жертвоприношении духам – хозяевам во время промыслов и некоторым домашним духам-покровителям. Чаще же общение с духами и божествами происходило через посредника-шамана, особого избранника среди живущих на земле людей.

9

    1. Народное песенное и инструментальное творчество шорцев.

Музыкальная культура шорцев заключает в себе черты, присущие музыке народов Севера, Сибири, Алтая. Средней Азии. Поволжья и Приморья.

Шорские народные песни дают четкое деление на жанры: частушки, шуточные и плясовые, колыбельные песни, плачи, протяжные лирические песни. Деление это не случайно, о чем свидетельствует национальная музыкальная терминология, соответствующая основным жанрам шорского песенного народного творчества.

Частушки (так - пак) представляют ранний вид скорых лирических песен. Широко распространен в музыке многих, в том числе тюркских народов. Основу их составляет четырех строчная стихотворная строфа.

Шорские частушки разнообразны по содержанию. В них поется о шорских юношах и девушках, о любви и браке, семье и родственных отношениях, ревности, разлуке и измене. Яркую характеристику получает шорский юноша в частушке « Ак цветотын аразында» (Среди белых цветов), в которой он сравнивается с голубым цветом.

Приведем ее текст:

Среди белых цветов

Голубой цветок заметен.

Среди многих людей

Мой брат заметен

Много точных и красивых слов сказано в шорских частушках и одевушках-шорках. Так, в частушке «Каш пашинде табылга» (На пригорке кустарники), девушка сравнивается с кустарниками на вершине горы.

10

Вот ее текст:

На пригорке кустарники,

Маленькие, еще не выросли.

Я полюбил девчонку,

Маленькая, еще не выросла

Шорские протяжные песни наполнены любовью к родному краю, природе Горной Шорни, близким родственникам, чувством тоски и грусти шорца, оказавшегося за пределами своей родины, родного очага. В них отражена тяжелая жизнь шорца-охотника, задавленного непосильной данью, стремящегося к свободе от социального гнета. Главная тема коротких песенок — любовь и дружба, тоска и разлука, несчастная любовь. В плясовых высмеивается лень, склонность к обжорству и т. д. Это и жанр социальной сатиры, клеймящий жадность купцов-ростовщиков и их стяжательство. В народных песнях поется о мифических богатырях, а конкретных жителях Горной Шории.

В лирических песнях получила отражение прекрасная природа Горной Шории, для которой характерно сочетание горного и речного ландшафтов. «Горный» пейзаж присутствует в песне «Кобыргай черде чортаргай» ( Чтобы вдоль по склону рысью скакать).

Вот ее текст:

Чтобы в доль по склону рысью скакать,

С широкими копытами нужен конь.

Чтобы ходить по селам,

С большим умом мужчина нужен.

11

Гнездо ястреба – птицы – на вершине твердой скалы.

Мною любимая девушка – в твердых руках отца [см.: 10, с. 9-15].

У народов тайги песенное творчество весьма своеобразно. Здесь каждый человек имеет свою собственную, раз навсегда установленную мелодию, слова же песни импровизируются. У шорского народа есть певцы, обладающие даром своеобразного горлового пения. Кай – это особый вид горлового пения, исполнение эпических сказаний под аккомпанемент кай-комуса, двухструнного музыкального инструмента.Отсюда название певца, владеющего такой способностью «Кайчи».

Мелодика «Кая» – это художественное средство эмоционального выражения. В шорском «кае» различается три стиля, восходящие к трём разным сказительским школам. Он состоит из двух видов: двухголосного и одноголосного горлового пения. Во время первого, один певец поёт двумя голосами без слов (у тувинцев четыре стиля, у алтайцев – три – четыре). Особенность второго вида состоит в сольном исполнении произведений с произнесением слов в сопровождении игры самого певца на музыкальном инструменте (на комусе у шорских Кайчи, на семиструнном чатхане – у хакасских хайджи, на топшуре – у алтайских Кайчи).

Для шорской разновидности «кая» нехарактерно двухголосное пение. В горловом пении бесконечное множество мелодичных оттенков, а в игре на музыкальном инструменте (одноголосное горловое пение всегда идёт под аккомпанемент) отмечено до сорока наигрышей [см.: 9, с. 9].

Наибольшим почитанием у шорцев пользовались «Таг -ээзи» - духи гор и «Суг- ээзи» - духи воды. П. Н. Амзоров говорил: «Кай - ээзи» сердится, когда во время «Кая» люди спят. «Кай» надо слушать внимательно, а кайчи не должен сокращать текст исполняемой песни о богатырях».

12

С. С. Торбоков – кайчи, знаменитый шорский поэт – говорил о магическом действии кая на «хозяев гор».

Кайчи пел, чтобы своим пением зачаровать «хозяина» горы. Легенды и предания о «Кай - ээзи» были своеобразным выражением нравственного кодекса и эстетических взглядов народа. Нельзя лгать, путать строки, а слушателям не позволялось во время исполнения кая сквернословить, шуметь, мешать пению. Кайчи знали произведения других жанров, но славу им приносили именно кай. Послушать кайчи собирались люди из самых дальних улусов. Причём певцу отводилось самое почётное место среди слушателей.

Кайчи (тот, кто исполняет эпос горловым пением - кай, аккомпанируя себе на музыкальном инструменте, чередуя пение с пересказом пропетого), либо нывакчы (нижне-мрасский говормрасск. диалекта), шöрчöкчи (кондомский диалект), нарпахчы (верхне-мрасский говор мрасск. диалекта), что означает сказитель, исполняющий героический эпос. Хороший нывакчы, исполняющий сказание в стихотворной форме в течение 3-5 часов (известны случаи, когда одно сказание могло исполняться таким образом в течение 3 ночей, т.е. 15-18 часов), порой ни в чем не уступал великим Кайчы. Сказитель устраивался удобнее на табурете, так, чтобы он мог видеть всю аудиторию. Возле него ставили таз или ведро для отхаркивания слюны, а на колени клали полотенце – вытирать пот и рот после отхаркивания. Начав исполнение на кай комусе, Кайчы обычно некоторое время играл потихоньку, как бы пробуя себя и свой инструмент, пробовал отдельные звуки кая и затем переходил к исполнению. Наблюдатели неоднократно отмечали, что через несколько минут сказитель преображался, его голос начинал звучать в полную силу и слушатели вполголоса восторженно замечали: «Кай кирбисти!» (‘кай вошел!’).

13

Такого рода начало сказывания и комментарии слушателей наводят на мысль о том, что и шорские сказители, начало сказывания посвящали призыванию своих духов помощников – Тöс.

Шорские также как и хакасские сказители-кайчы обычно исполняли и исполняют сказания, используя довольно необычную в тюрко-монгольском мире форму: сначала Кайчы исполняет небольшой отрывок горловым пением, аккомпанируя себе на двуструнном кай - комусе или семиструнном чадыгане а затем «пересказывает» содержание пропетого.

Что касается кай- комуса, то он имеет овальную форму корпуса с длинным грифом и ладками на нём и две струны. (Приложение 2) Инструмент этот обычно украшается рисунками и имеет различные строи в зависимости от размера корпуса и длины струн. Изготавливают его сами сказители-кайчы. [см.: 10, с. 8]

Комус – изготовляется обычно из тала или кедра. Он имеет две струны из конского волоса. Дека комуса обычно делается из деревянной пластинки. Шорцы, живущие в Хакассии, часто обтягивают комус кожей. В местах соприкосновения с русской культурой появился новый музыкальный инструмент типа русской балалайки. Исполнитель держит комус на коленях и ударяет по струнам плектром. Инструмент применяется также для исполнения прелюдий и интерлюдий к отделам сказания.

Рассматривая этнохудожественную культуру шорского народа можно сделать вывод, что шорский фольклор – почти единственное средоточие духовной культуры народа, утратившего в древности письменность и не имевшего до недавнего времени. И, тем не менее, народ на протяжении веков не утратил полностью свою самобытную культуру. Сохраняя до наших дней свое основополагающее значение, традиционная народная культура содержит в себе важнейшие свойства и качества этнического.

14

В которых находит выражение исторический путь каждого народа.Народ, который не бережет свои традиции, практически как дерево без корней.

15