Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тема 3.НДС 2012.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
10.04.2015
Размер:
295 Кб
Скачать
☆

11. Порядок освобождения от исполнения обязанностей по уплате ндс

Статья 145 НК РФ предусматривает освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС. По своей сути это разновидность льготы для отдельных категорий налогоплательщиков.

В отличие от плательщиков НДС они не уплачивают налог, но они обязаны периодически подтверждать свое право на получение освобождения.

Право на освобождение имеют организации и индивидуальные предприниматели при условии, если выручка от реализации товаров (работ, услуг) за три предшествующих последовательных календарных месяца без учета НДС не превысила в совокупности двух миллионов рублей.

Освобождение предоставляется на 12 месяцев и в течение этого времени должно соблюдаться установленное ограничение размера выручки.

Например, организация получила освобождение от уплаты НДС, начиная с января месяца. Следовательно, через 12 месяцев она должна представить в налоговый орган документы, подтверждающие, что выручка за январь, февраль, март не превысила двух миллионов рублей, выручка за февраль, март, апрель также не превысила двух миллионов рублей, выручка за март, апрель, май также не превысила двух миллионов рублей и т. д.

Не могут быть освобождены от уплаты НДС организации и индивидуальные предприниматели, реализующие подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев и ввозящие товары на таможенную территорию Российской Федерации.

Для получения права на освобождение от уплаты НДС организации и индивидуальные предприниматели не позднее 20-го числа месяца, с которого они используют право на освобождение, должны представить в налоговый орган следующие документы:

  • письменное уведомление об использовании права на освобождение;

  • выписку из бухгалтерского баланса (представляют организации); выписку из книги продаж;

  • выписку из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (предоставляют индивидуальные предприниматели );

  • копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

До истечения 12 последовательных календарных месяцев организации и индивидуальные предприниматели не могут отказаться от использования права на освобождение, за исключением случаев, когда это право будет утрачено.

Организации и индивидуальные предприниматели теряют право на освобождение от уплаты НДС в тех случаях, когда сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без НДС в период освобождения за каждые три последовательных календарных месяцев превысит два миллиона рублей либо налогоплательщик осуществляет реализацию подакцизных товаров. В этих случаях налогоплательщик утрачивает право на освобождение начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров до окончания периода освобождения. Сумма НДС в этом месяце подлежит восстановлению и уплате в бюджет и в последующие месяцы НДС уплачивается в общепринятом порядке. Если налогоплательщик не делает этого по собственной инициативе, суммы НДС подлежат восстановлению и уплате в бюджет с взысканием соответствующих сумм штрафов и пени.

По истечении срока освобождения организации и индивидуальные предприниматели представляют в налоговые органы выше перечисленные документы, подтверждающие, что в течение срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без НДС за каждые три последовательных календарных месяца не превышала двух миллионов рублей, а также уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

После получения права на освобождение от уплаты НДС суммы налога, принятые к вычету до получения такого права по товарам, работам, услугам, которые использованы для производства (реализации) товаров (работ, услуг), приобретенным для выполнения операций, являющихся объектом обложения НДС, но не использованы для указанных операций, подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед отправкой уведомления об освобождении и уплате в бюджет с отражением этих сумм в налоговой декларации.

При утрате права на освобождение от уплаты НДС суммы налога по приобретённым товарам (работам и услугам), использованным для производственных целей, принимаются к вычету в установленном порядке.

Необходимо заметить, что в соответствии со ст. 170 НК РФ суммы налога, предъявленные и уплаченные налогоплательщиком, освобождённым от уплаты НДС, включаются в стоимость произведённых им товаров, работ, услуг, то есть относятся на расходы и возмещению из бюджета не подлежат.

Для справки:

Отступное. По соглашению сторон обязательство может быть прекращено предоставлением взамен исполнения отступного (уплатой денег, передачей имущества и т.д.). Размер, сроки и порядок предоставления отступного устанавливаются сторонами (ГК РФ, ст. 409).

Новация. Обязательство прекращается соглашением сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами. Предусматривающим иной предмет или способ исполнения (новация) (ГК РФ, ст.414).

Договор поручения. По договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя (ГК РФ, ст.971).

Договор комиссии. По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента (ГК РФ, ст. 990).

Агентский договор. По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершить по поручению другой стороны (принципала) юридические или иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала (ГК РФ, ст. 1005).

Библиографический список

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации : части первая и вторая : по сост. на 1 марта 2012 года. – М. : ООО «РидГрупп», 2012, – 21 глава.

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая : текст с изм. и доп. на 15 сентября 2009 года. – М.: Эксмо, 2009. – 480с.

  3. Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость. Постановление Правительства РФ от 02.12.2000 №914 (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.05.2006 №283) // Документы и комментарии №11, 1 июля 2006 г.

  4. Перечень кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. №908 // Налоги (нормативные документы) №6, 2005 г.