Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Dokument_Microsoft_Word_2.docx
Скачиваний:
51
Добавлен:
10.04.2015
Размер:
97.61 Кб
Скачать

Вопрос 9.Геополитика и общественное развитие Японии

10.3. История отношений России с Японией

На русско-японские отношения наложили отпечаток военные конфликты между нашими странами. Они, безусловно, не только связаны с геополитическими интересами, но и во многом предопределены ходом внутриэкономического и политического развития государств, их военного соперничества.

Политика Японии, начиная с эпохи Мэйдзи, но особенно в 30-е годы XX в., отражала и сейчас отражает особенности ее географического и политического положения. Островное расположение, перенаселенность, недостаток природных ресурсов, с одной стороны, а с другой — мощная, динамично развивающаяся промышленность, острая потребность в сырье и рынках сбыта предопределили стремление Японии занять достойное своему потенциалу место под солнцем. Сделать это было непросто. Но надо отдать должное прозорливости политиков Страны восходящего солнца. Они реализовали. — и настойчиво делают это сейчас — Паназиатскую доктрину, провозглашенную еще в 1934 г

Япония считает себя непосредственно ответственной за мир и порядок на Дальнем Востоке, никакая другая держава не имеет права осуществлять эксплуататорскую политику на Дальнем Востоке; Япония будет противостоять любым иностранным действиям в Китае, которые она сочтет враждебными ее собственным интересам.

Сейчас Япония стремится к этим же целям, используя экономические средства, но делает это более эффективно, чем в 30—40-е годы, когда была применена военная сила.

Пока что политическое влияние Японии в мире не соответствует ее экономической мощи. Такое положение дел можно отчасти объяснить тем, что антияпонские настроения имеют свои исторические корни: многовековая закрытость Страны восходящего солнца, исключительно сильный дух национализма, связанный во многом с представлениями о “сакральной” исключительности Японии и т.д. В 30-е — 40-е годы эта историческая настороженность переросла в открытую неприязнь во время оккупации северной Маньчжурии Китая и стран Юго-Восточной Азии, где завоеватели относились к покоренным народам с исключительной жестокостью. И сейчас антияпонские настроения, порожденные особенностями ее социально-политической структуры, не способствуют смягчению жестких политических, нравственных, психологических оценок японцев другими народами, особенно соседями. Все это ограничивает транснациональные, глобальные геополитические возможности Японии.

Итак, мы отмечали, что особенность проблем, разделяющих Россию и Японию, состоит в том, что многие из них уходят своими корнями вглубь более чем 300-летней истории становления и развития российско-японских отношений. Решение их осложнено бурными событиями прошлых лет, неправомерными действиями обеих сторон, а во второй половине и конце XX в. — вмешательством “третьих сил” и прежде всего США. Под давлением этих “третьих сил” даже. второстепенные вопросы получают принципиальный характер, так как “третьи силы” объективно заинтересованы в противостоянии России и Японии. (За схваткой тигров хорошо наблюдать с горы, пока они не обескровят друг друга). Образ России и Японии во многом значительно искажается средствами массовой информации, что усиливает недоверие наших стран друг к другу. Да и агрессия Страны восходящего солнца в 1904—1905 гг., ужасающая оккупация Дальнего Востока в 20-х годах, бои на озере Хасан и скоротечная война в Монголии (Халхин-Гол), развязанная самураями — это способствовало созданию имиджа Японии как коварного, жестокого государства и народа.

Во время Второй мировой войны Япония было далеко небезупречной по отношению к СССР. Она использовала Курильские острова и проливы в ущерб безопасности нашей страны:

. Народы СССР и России увязывают эту неприязнь во многом с проамериканской ориентацией японского руководства, которое постоянно солидаризировалось с американцами, объявившим холодную войну СССР, победившими в этой войне и поставившими в нынешнее унизительное положение все народы России.

. Роль “третьей силы”

Фактическими союзниками США и Япония стали, подписав в 1981 г. мирный договор и “договор безопасности”. Главная цель этих договоров — “отражение советской угрозы”. Япония стала срочно накачивать военные мускулы и к середине 80-х годов XX в. имела под ружьем более чем 260-тысячную армию хорошо обученных профессионалов, которые могли командовать различными группировками, соединениями войск — от взвода до корпуса. А сформировать вооруженные силы в Японии — дело нескольких дней или считанных недель: из резервистов, прошедших военную подготовку.

Другой фактор, обусловливающий напряжение в отношениях с Японией — проблема демилитаризации сопредельных территорий. Россия осуществляет демилитаризацию своих дальневосточных территорий, включая и Курилы. По Токийской декларации, которую 13 октября 1993 г. подписал Б. Ельцин (эта ее часть носила закрытый характер), с Южных Курил были эвакуированы наши воинские части: стрелковая дивизия, артиллерийский полк и полк истребительной авиации. Их уход создал брешь в обороне границы1.

В октябре 1956 г. в Москве была подписана декларация о нормализации советско-японских отношений, где, в частности, говорилось: “Идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства”, Советский Союз соглашается

... на передачу Японии островов Хабомаи и Шикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией4.

Подписание этой декларации вызвало в Вашингтоне раздражение. Токио предупредили, что если мирный договор с Советским Союзом будет подписан на указанных условиях, американцы откажутся вернуть Японии оккупированный ими остров Окинаву. В 1960 г. японцы подписали с США новый “договор безопасности”, направленный против СССР. В ответ Советское правительство в сложившихся условиях отказалось от передачи Японии ранее обещанных ей островов Хабомаи и Шикотан5.

Полная нормализация отношений России с Японией сделает бессмысленным нахождение американских военных баз в этой стране, а также в Южной Корее и в других странах Азии, что ослабит позиции США.

Японскую экономическую систему ряд специалистов называет “некапиталистической рыночной экономикой Японии”. Японская система управления становится все более популярной на Западе. Один из важнейших принципов этой системы — все члены фирмы связаны узами взаимных обязательств в своего рода “семью”. Быть членом “семьи” — значит руководствоваться принципом, согласно которому “семья” предполагает взаимную ответственность всех за благополучие каждого. Эта ответственность распространяется не только на рабочего, но и на менеджера, который, как “старший брат”, должен заботиться о своих подчиненных.

Пользуясь большой финансовой помощью США (применительно к Японии был разработан своеобразный план Маршалла), Страна восходящего солнца после Второй мировой войны добилась самых высоких в мире темпов развития промышленности и сельского хозяйства, прироста товаров и услуг. Среднегодовые темпы роста ВВП до 90-х годов XX в. составляли около 8—10%. Быстрый экономический рост Японии обеспечили многие факторы: ориентация на достижения человеческой мысли в сфере новой техники, технологии, организации производства и менеджмента, исключительное трудолюбие народа, борьба за высочайшее качество производимой продукции, жесткая экономия. Эти и другие факторы обусловили “японское экономическое чудо” и позволили островному государству к концу 80-х годов XX в. занять второе место в мире (после США) по производству ВВП. Если принять валовое накопление основного капитала в США за 100%, то в Европе оно составляет 75—85%, в России — 9%, а в Японии — 136%6. Валовое накопление капитала — это прибыль предприятий, свободные средства людей, банков. Если этих средств много, то цена товара снижается. Тогда кредит становится дешевым, идет быстрое воспроизводство прибыли на вложенный капитал, экономика бурно развивается.

Большое влияние оказывает Япония на динамично развивающийся Азиатско-Тихоокеанский регион. Экономический рост здесь до конца XX в. был самый высокий среди всех регионов мира. Почти во всех странах Восточной Азии за последние 20 лет ежегодный прирост экономики составлял в среднем более 6%, а порой достигал и двузначных чисел. В 1997 г. совокупная экономика 18 стран АТЭС превышала половину мирового ВВП и обеспечивала более 40% мирового экспорта. В 1978 г. объем торговли США с Азией впервые превысил объем их торговли с Европой. В 1997 г. это превышение достигло 1,5 раза, а в начале XXI в., как полагают эксперты, оно станет двукратным7.

Большую роль в таком развитии сыграла Япония с ее опорой на научно-технический прогресс, на разработки новых моделей промышленного производства, новых форм организации труда и менеджмента. С большой долей вероятности можно предположить, что в XXI в. динамизм экономики АТР перейдет в сопредельные с этим регионом страны: Индию, Пакистан, республики Средней Азии.

Однако в середине 90-х годов, вслед за многими странами Запада и Юго-Восточной Азии Япония стала вползать в полосу депрессии. Началось медленное и болезненное снижение производства товаров и услуг. Темпы роста экономического развития топчутся около 2%. Дефицит энергии экономического роста, криминализация производства, хроническое падение курса иены свидетельствуют о том, что послевоенный бурный экономический рост и связанный с ним такой же бурный рост уровня жизни позади. Японское “чувство превосходства” покатилось вниз. Об этом говорят социологические опросы. Если в 1978 г. лишь 15% японцев считали себя несчастными, то в 1998 г. их число достигло 23%. Довольных жизнью в 1998 г. было менее 47% из числа респондентов8.

К середине 90-х годов Японию настигает могучий сосед — Китай. Отношение валютных резервов к ВВП падает с 25 до 17— 18%. Накопление валютных резервов, как следствие послевоенного бурного экономического роста, к концу XX в. значительно упало. Эта тенденция стала характерна для многих стран Азии и Европы: Японии и Кореи, Китая и Тайваня, Италии и ФРГ.

10.6. Какие проблемы мы должны решить?

Итак, три ключевые проблемы в российско-японских отношениях решаются в конце XX в.: первая — “северные территории”, вторая — экономическая, третья — военно-политическая и геополитическая.

Японское правительство двусторонние политические отношения всегда ставило в зависимость от территориальных претензий к России. По решению проблемы “северных территорий” бывший премьер Японии публично заявил: “Мы не будем переносить эту проблему на плечи поколений наших детей и внуков”. Его уверенность базируется на том, что 13 октября 1993 г. Ельцин и японский премьер-министр подписали Токийскую декларацию о “законности и справедливости” территориального диспута “по вопросу о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи”12.

Мы отметили выше, что вывод российских войск с Южных Курил создал брешь в обороне границы, но кроме этого была подорвана и экономика островов, так как армия обслуживала не только военные, но и гражданские авиарейсы, обеспечивала связь островов с материком, строила и ремонтировала дороги и мосты, восстанавливала разрушенные дома.

Вторая проблема российско-японских отношений состоит в том, что японская сторона стремится укреплять не всякие, а строго определенные экономические отношения: прежде всего японский премьер стоит за “диалог между Японией и Россией об освоении энергетических ресурсов” в Сибири и на Дальнем Востоке. (Большой интерес к этой проблеме проявляет не только наш восточный сосед, но и другие страны “семерки”.) Конечно, основное в проекте освоения энергоресурсов — не его объем, а соблюдение взаимовыгодного характера сотрудничества Но этого-то как раз и нет. России отводится роль сырьевого придатка — статус колониальной страны. Контроль над энергетическими проектами японцы стремятся оставить в своих руках, а добываемые энергоносители намереваются ориентировать на экспорт. Нашей стране важнее пустить энергоресурсы на развитие Сибири и Дальнего Востока. Глубокая переработка нефти и газа на территории РФ позволила бы наладить сеть нефтеперерабатывающих заводов и химических комплексов, дать работу и заработную плату десяткам тысяч людей, доходы в бюджет, значительно увеличить валютную отдачу.

Третья проблема российско-японских отношений тесно связана с расширением НАТО на Восток. Японско-американский альянс в конце XX в. значительно увеличил свою активность на Востоке. В июне 1997 г. был опубликован любопытный документ “Основные направления японо-американского сотрудничества в области обороны”. В нем речь идет по существу не об обороне Японии, а о совместных американо-японских военных действиях в “прилегающих” к ней обширных регионах. Например, высадка “на Корейском полуострове, находящемся в состоянии войны” (причем высадка при поддержке Японии), дополнительных американских войск. Или американо-японская кооперация “во взламывании китайской блокады против Тайваня”. Предусматривается американо-японское сотрудничество в деле “урегулирования территориальных споров”в регионе. Если перевести язык дипломатии на разговорный, это означает, что США и Япония совместно готовы взять у обессилевшей России все, что считают нужным, а не только Южные Курилы.

Новейший прицел Японии — “активизация в странах Центральной Азии и Кавказа”. Бывший японский премьер-министр Рю объявил о том, что “Япония имеет особо ностальгическое отношение к этому региону, берущее начало еще со времени существования Шелкового пути”. А это — не что иное, как восстановление древних связей между Дальним Востоком и Европой через

Среднюю Азию под контролем Япония. Выходит, что заинтересованность России в укреплении связей со странами СНГ — “имперские амбиции”, а контроль Японии — “ностальгия”. Другими словами, в геополитическом плане дело идет к оттеснению, вытеснению России из Дальнего Востока, Средней Азии.

Такой взгляд на проблему вполне правомерен. Во-первых, по признанию посла Японии в РФ после бурных дебатов в начале 90-х годов в парламенте Японии был принят закон, разрешивший участие сил самообороны в операциях по поддержанию мира. В настоящее время Япония участвует в ряде миротворческих операций ООН.13 Но за такой обтекаемой формулировкой дипломата стоит ничто иное, как готовность поддержать агрессивные действия военщины США во всех горячих точках планеты: Ираке, Ливии, Боснии, Косово и т.д. А где гарантия того, что в какой-либо день или час Х “миротворцы” не высадятся или не начнут бомбить в России ее города?

Во-вторых, виднейший представитель политики и науки США, бывший помощник Президента США по национальной безопасности 3. Бжезинский осенью 1997 г. высказал идею о расчленении России на три республики. Он даже предложил название огромному Северо-Восточному и Дальневосточному региону: Дальневосточная республика. А высадки японских и американских морских десантов на российской земле (например, американцы пришли во Владивосток 4 августа 1998 г.) — это не репетиция ли колонизации земель России?

Для строительства новых российско-японских отношений XXI в. необходимо делать взаимные шаги навстречу друг другу с учетом взаимных интересов народов двух стран. Важно, чтобы политический диалог был постоянным и доверительным, без этого бессмысленно рассчитывать на решение политически сложных и тяжелых проблем.

Немаловажное значение для решения геополитических отношений России и Японии имеет расширение гуманитарных и культурных обменов: между парламентариями, предпринимателями, учеными, журналистами, деятелями культуры, представителями отдельных регионов. Культурные обмены могут легче всего повысить интерес стран друг к другу.

В конце XX в. Япония переживает нелегкие времена. Затянувшаяся депрессия, слабый рост ВВП заставили правительство страны провозгласить курс на проведение административной реформы в шести областях: политике, экономике, системе денежного обращения, социального обеспечения, финансов и образования. Можно пожелать восточному соседу успешно справиться с нынешними трудностями. Но надо помнить, что и Россия — великая держава, раскинувшаяся в Европе и Азии. До сих пор она сохраняет явный уклон в сторону Запада. Надо, чтобы наша страна повернулась лицом к Востоку: Японии, Китаю, АТР. Тогда политика равноудаленности принесет отечеству наибольшие геополитические результаты. Тогда сбудется мечта крупнейшего геополитика XX в. К. Хаусхофера о создании Большого континентального Евроазиатского Союза, который объединил бы Испанию, Италию, Францию, Германию, Россию и Японию против Британии и стран Западного полушария. Этот союз был бы надежным гарантом против мирового господства США.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]