Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Документ Microsoft Word.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
09.04.2015
Размер:
143.87 Кб
Скачать

Я мыслю, следовательно, я существую

В основе бытия и познания, по Декарту, лежит разум, так как:

  •   в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку, в любом явлении, любой вещи можно усомниться => сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах;

  •   сомнение – свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, - мыслит => мышление является основой как бытия, так и познания;

  •   поскольку мышление – это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум.

В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его философское кредо: «Я мыслю, следовательно, я существую».

Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия – это понятие субстанции.

Все сотворённые субстанции Декарт делит на два рода:

  •   материальные (вещи);

  •   духовные (идеи).

Выделяет коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций:

  •   протяжение – для материальных;

  •   мышление – для духовных.

Человек – единственное существо, в котором соединяются и существуют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой. Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстанции, следует идея дуализма (двойственности) человека. С точки зрения дуализма Декартом решается и «основной вопрос философии»: спор о том, что первично – материя или сознание, бессмысленен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен, то ни материя, ни сознание не могут быть первичны – они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.

15. Б. Спиноза и Г. Лейбниц

Б. Спиноза

1. Учение о субстанции и модусах.

Слово «субстанция» по-латински означает «то, что лежит в основе», «подлежащее». Свою субстанцию Спиноза называет еще Природой и Богом. Спиноза определяет субстанцию как «причину себя» (Causa Sui), то есть как вещь, которая не зависит ни от чего, кроме себя. Субстанция является абсолютно бесконечной и вечной. Спиноза доказывает, что существует только одна субстанция, а все прочие вещи, существующие в природе, все идеи и тела – от элементарной частицы материи до целой вселенной, – являются ееМодусами, то есть состояниями и действиями субстанции.

Субстанция обладает бесчисленными Атрибутами. Атрибут – это конкретная форма существования субстанции. Человеческому разуму известны только два ее атрибута – протяжение (материя) и мышление. Иначе говоря, субстанция является Вещью мыслящей и протяженной.

2. Учение о душе и решение психофизической проблемы.

Декарт ошибался, рассматривая душу и тело человека как две разные вещи, считает Спиноза. На самом деле это Две Разные Формы Проявления Одной и той же вещи. Иначе говоря, душа человека есть То же самое, что его тело, с той лишь разницей, что они в одном случае человек рассматривается как модус мышления, а в другом – как модус протяжения (материи).

3. Учение о материи.

Основным модусом протяженной субстанции (материи) является Движение.Частицы протяжения, тела, различаются друг от друга не веществом, из которого они состоят, а только пропорцией внутреннего и внешнего движения, которое им присуще. Проще выражаясь, тела являются просто СгусткамиДвижения.

Это взгляд на материальную природу в точности соответствует представлениям современной физики. Недаром Альберт Эйнштейн считал себя последователем Спинозы.

4. Учение о человеческой свободе.

Свободной, согласно Спинозе, называется вещь, которая Определяется к действиям только собой, своей собственной природой. Ясно, что АбсолютноСвободна только субстанция, или Бог, поскольку она является «причиной себя».

Г. Лейбниц

Лейбниц отвергает выдвинутый Декартом в качестве главного критерия истины принцип непосредственной достоверности, то есть ясности и отчётливости идей, считая такой критерий психологическим, а потому субъективным[8]. По Лейбницу, не столько субъективная очевидность, сколько логическое доказательство гарантирует объективность и истинность знания[8]. «Критериями истинности суждений... являются правила обычной логики, какими пользуются и геометры: например, предписание принимать за достоверное лишь то, что подтверждено надёжным опытом или строгим доказательством»[85]. Лейбниц, признавая известное значение критерия очевидности, стремился, однако, к достоверности объективной, а потому предлагал начинать не с Я, как Декарт, а с Бога[86].

Важнейшими требованиями предложенной Лейбницем методологии были универсальность и строгость философских рассуждений; по Лейбницу, выполнимость этих требований обеспечивается наличием не зависящих от опыта «априорных» принципов бытия,

Лейбниц вводит и обосновывает следующие принципы-законы:

1 универсальной взаимосвязи, всеобщей законосообразности, необходимости, порядка;

2 принцип различий, или индивидуации;

3 тождества, или закон противоречия;

4 достаточного основания;

5 непрерывности;

6 предустановленной гармонии;

7 совершенства созданного Богом мира как лучшего из миров.

Они-то скрепляют воедино и окрашивают в совершенно особые тона и картину природного мира, и философию человека, и этику, и религиозную концепцию Лейбница.

Структура принципов философии у Лейбница такова, что они взаимосогласуются, дополняют друг друга, причем в ряде случаев не путем простого продолжения, а в смысле противополагания, контраста. Можно утверждать: принципы в целом образуют в Лейбницевой философии подвижное, напряженное, диалектическое единство, что для философии XVII в. было большим новшеством. Это, по Лейбницу, и принципы научно-философского познания, и всеобщие законы самого Богом творимого и устрояемого мира.