
4. Политика большевиков в деревне.
• Аграрная реформа. Весной 1918г. началась реализация Декрета о земле и закона о социализации земли (февраль 1918 г.). Уравнительному переделу подверглись помещичьи, частнособственнические владения и крестьянские наделы. При этом кроме конфискованной помещичьей земли было перераспределено около 50 млн десятин земли зажиточных и середняцких хозяйств, что серьезно обострило ситуацию в деревне. Число хозяйств при этом значительно возросло, однако в среднем крестьянские наделы увеличились лишь на 0,2—2 десятины. В результате уравнительного распределения земли вновь ожила и окрепла община, поглотив свыше 9/ю сельскохозяйственных угодий.
• Коммуны. Вывод большевиков о «решении буржуазно-демократических задач» в деревне к лету 1918 г. привел к следующему преждевременному шагу — постановке задач социалистического порядка и созданию коммун и артелей, куда в большинстве своем пошли безземельные бедняки и бывшие батраки. По некоторым данным, к 1 декабря 1918 г. в России насчитывалось 975 коммун и 604 артели. В их пользовании находилось более 200 га земли. Однако социалистический уклад в аграрном секторе экономики в рассматриваемый период оказался чрезвычайно слабым, неустойчивым и социалистическим лишь по названию. Только в 1919 г. из всех образованных коллективных хозяйств каждое четвертое распалось.
в Продовольственная диктатура. Реформа, резкое сокращение промышленного производства, разруха на транспорте привели к отказу крестьян продавать хлеб государству. Декретом ВЦИК от 13 мая 1918 г. в стране была введена продовольственная диктатура, подтверждалась хлебная монополия и твердые цены, объявлялась реквизиция «хлебных излишков».
Для изъятия хлебных запасов у зажиточного крестьянства использовались продотряды из рабочих и солдат, которые опирались на комитеты деревенской бедноты (комбеды), образованные в июне 1918 г. Конфискация не только «излишков», но подчас и последнего зерна затрагивала интересы как зажиточных крестьян и середняков, так и всю общину, перераспределявшую повинности среди своих членов.
В итоге политика продовольственной диктатуры потерпела неудачу, она не только не смогла обеспечить город хлебом (к осени 1918г. вместо запланированных 144 млн пудов зерна было собрано всего 13), но и привела к массовым антибольшевистским выступлениям крестьян.
6. Причины победы большевиков
Успех большевистской партии объяснялся рядом объективных и субъективных факторов.
1. Глубокий социально-экономический и политический кризис осенью 1917 г., радикализм низов способствовали победе леворадикальных сил (хотя альтернатива сохранялась вплоть до разгона Учредительного собрания).
2. Наряду с объективными условиями, сложившимися в стране, победе большевиков способствовала деятельность их лидеров — В. И. Ленина и Л. Д. Троцкого и в целом та целенаправленная работа, которую проводила партия по привлечению на свою сторону солдат в тылу и на фронте, беднейшего крестьянства в деревне.
3. Выдвинутые большевиками общедемократические лозунги — «земля», «мир», «народовластие» — оказались близки массовому общественному сознанию, в то время как Временное правительство окончательно потеряло доверие народа. Советская система и первые преобразования, многие из которых носили демократический характер, явились важным фактором, обеспечившим успех большевиков.
7. ВЫВОДЫ
1. Революция 1917 г. в России представляла собой своеобразную реакцию на незавершенную модернизацию, вызревавшую на протяжении нескольких десятилетий. При этом октябрьские события 1917 г. стали возможными благодаря ряду не только объективных, но и субъективных факторов.
2. Общенациональный кризис, радикализм низов, а также энергия и воля большевиков способствовали победе леворадикальной альтернативы в России, которая в сложившихся условиях явилась одним из способов сохранения национальной государственности. В стране произошла третья русская революция, завершившаяся сменой общественно-политического строя.
Ряд историков придерживаются иной точки зрения на характер событий октября 1917 г.
1. Одни утверждают, что в России сложилось оптимальное сочетание объективных социально-экономических предпосылок для победы социалистической революции. «Загнивавший монополистический капитализм» сочетался с полуфеодальным крестьянским хозяйством и феодальным государственно-политическим режимом. При этом преувеличиваются уровень монополизации промышленности России и в целом зрелость «социально-экономических предпосылок социалистической революции».
2. Представители другой точки зрения рассматривают октябрьские события как просто заговор, государственный переворот, осуществленный монолитной и дисциплинированной большевистской партией. Захват власти, по их мнению, стал возможен вследствие серьезных поражений в Первой мировой войне, подорвавшей политические и общественные устои императорской России.
3. В дальнейшем произошла деформация советской государственности. Советы утратили свой демократизм и влияние, превратившись из «органов управления через трудящихся» в «органы управления для трудящихся через передовой слой пролетариата». Функции Советов на местах переходили к партийным комитетам, комбедам, ревкомам и другим чрезвычайным военным и хозяйственным органам.
Постепенно новая политическая система превращалась из диктатуры пролетариата — «демократии для большинства» в диктатуру партии, выражавшую некоторые стратегические интересы рабочего класса и отчасти крестьянства, но осуществлявшуюся партией большевиков авторитарными методами.