Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1205 Metodichka Voronov.docx
Скачиваний:
104
Добавлен:
02.04.2015
Размер:
169.42 Кб
Скачать

3. Техника как минимизация усилий

Это главный тезис антропологии техники Ортеги-и-Гассета.

Ранее Ортега определил технические действия как те действия, где мы прикладываем усилия, чтобы, во-первых, удовлетворить человеческие потребности, добиваясь этого минимальной ценой и, во-вторых, как те действия, которые позволяют что-то изобрести, дать жизнь новым явлениям, отсутствующим ранее в человеческом бытии (например, мореходство, воздухоплавание, радио и телеграфная связь).

Ортега считает, что решающими признаками любой техники от древних времен до современности являются следующие два: 1. Техника уменьшает, а зачастую сводит на нет усилия, обусловленные обстоятельствами. 2. Техника так изменяет своим воздействием обстоятельства, что они принимаю т новые формы, облегчают жизнь.

Итак, замечает Ортега, техника- это главным образом усилие ради сбережения усилий. Стремление к экономии сил вызывает к жизни саму технику.

Вполне резонно Ортега ставит следующий вопрос: куда и на что эти сэкономленные усилия будут направлены? Но дня того, чтобы ответить на этот вопрос, надо поставить более общий вопрос о соотношении техники и жизни.

4. Техника и жизнь

Что такое человеческая жизнь в свете философии техники? Ортега отвечает на этот вопрос следующим образом: это изобретенная жизнь. Человеческая жизнь выходит за рамки природы. Она создается самим человеком. Это созидание начинается с изобретения. Ортега раскрывает тайну бытия человека, которое выходит за пределы его биологических потребностей.

В той пустоте, которая осталась после преодоления человеком животной жизни, он созидает иные, уже не биологические заботы, которые придуманы, изобретены им самим. Именно эту, изобретенную, выдуманную как роман или театральную пьесу, жизнь человек называет человеческой жизнью.

Такой поворот мысли заставляет Ортегу усомниться в правильности собственных выводов. И он ставит следующие вопросы: Неужели наша жизнь всего-навсего плод воображения? И неужели человек — своего рода автор какого-то романа, писатель, который силой вымысла творит фантастическую фигуру, персонажа с надуманными занятиями, которые он осуществляет ради самоосуществления или, иначе, для реализации себя как человека-техника?

5. Человек-техник

Человеческая жизнь, бытие человека состоит из удобств и трудностей, констатирует Ортега. Для человека существовать, быть — это значит бороться с окружающими его трудностями. И в этой борьбе человек создает себя. Эту же мысль Ортега выражает по-другому: существование дано человеку как абстрактная возможность. Превращать эту возможность в действительность, в конкретную реальность человеку приходится самому. В каждый жизненный миг не только экономически, но и метафизически человек обречен зарабатывать себе на жизнь.

Почему человек так живет? Потому, отвечает Ортега, что человек одновременно и естествен, и сверхъестествен. Человек — это своего рода онтологический кентавр, одна половина которого вросла в природу, а другая выходит за ее пределы, то есть трансцендентна.

Жить — это значит неудержимо стремиться к воплощению определенного проекта или программы. Поэтому человек — это прежде всего нечто, не имеющее телесной или духовной реальности, человек — это программа как таковая и, следовательно, то, чего еще нет, а также то, что силится быть. Разумеется, Ортега здесь размышляет о сущности человека.

Проблему соотношения сущего и должного применительно к человеку-технику Ортега решает следующим образом. «Перед нами удивительное существо, — пишет Ортега. — Его бытие состоит не в том, что уже есть, как у всякой вещи или природного феномена, а в том, чего еще нет. Иначе — сущее в том, чего еще не существует. Человек — это не вещь, а некое усилие быть или тем, или другим. И каждая эпоха, и каждый народ, и даже каждый индивид по-разному формирует такое общечеловеческое стремление».

Техника жизни человека, в понимании Ортеги, совсем не то, что техника или тактика жизни в понимании Шпенглера. Если у Шпенглера техника — это чудовищно всеобщее, то у Ортеги техника — это всегда особенное и даже индивидуальное.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]