Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
КАТЯ.docx
Скачиваний:
13
Добавлен:
01.04.2015
Размер:
50.22 Кб
Скачать

Глава 2. Византийская империя 1261-1453гг.

2.1. Социально-политические проблемы империи

Важно подчеркнуть то, что даже после восстановления единства империи, страна не обрела политического и экономического единства. Тому были внутренние причины и гражданские войны. Эпоха Палеологов была полна восстаний и гражданских смут. Против Андроника II поднялся его внук, Андроник III, которого он хотел лишить престола; война шла 7 лет, опустошая империю. В период регентства Анны Савойской и малолетства Иоанна V Палеолога Иоанн Кантакузин провозгласил себя императором(1341), и на шесть лет византийский мир разделился на две части: аристократия стояла за узурпатора, народ за законную династию. В период правления Иоанна Кантакузина интриги Иоанна V Палеолога, который также имел власть, привели к новому восстанию, свергнувшему Иоанна Кантакузина. Затем последовали столкновения Иоанна V с его сыном Андроником (1376) и с внуком Иоанном (1391), и в результате этим последним удалось на короткое время лишить его престола. Весьма важно то, что в продолжение этой борьбы противники без угрызений совести призывали на помощь всех врагов империи, особенно турок.

Также отдельно следует рассмотреть также социальные и религиозные раздоры. К середине XV века по империи прошли социальные революции: низшие классы восставали против родовой и денежной аристократии. В продолжение 7 лет (1342-1349) зилоты вызывало восстания в Фессалонике, втором городе империи. Город превратился в независимую республику. Иоанну Кантакузину лишь с большим трудом удалось в конце концов восстановить порядок и мир в восставшем против него городе.

Религиозная борьба между византийцами и латинянами, еще больше увеличивала разруху. Михаил VIII, исходя из политических соображений, решил сблизиться с Римом и восстановить единство церкви; это вызвало недовольство, и первой заботой его преемника Андроника II было установить мир с православным духовенством отказом от соглашения с папой. Это усилило антагонизм между латинянами и греками. Даже внутри империи начался конфликт между сторонниками и противниками соединения церквей. Это перерождалось в симпатию к идеям латинян и предательство по отношению к родине. Это вызвало движение исихастов которое в течение десяти лет волновало империю. После того как Кантакузин стал на сторону Афона, а Анна Савойская — на сторону Варлаама, борьба приняла политическую окраску.

Иоанн VIII, чтобы предотвратить турецкую опасность, предпринял отчаянную попытку: император лично явился в Италию (1437) и на Флорентийском соборе подписал с Евгением IV унию, которая полагала конец разделению церквей (1439). Так же, как и Михаил VIII, он столкнулся с ожесточенной непримиримостью православного духовенства и народа. Тщетно пытались Иоанн VIII и его преемник Константин XI навязать унию силой: возмущение кипело даже под сводами святой Софии (1452). Накануне гибели Константинополя по всему городу бушевали страстные споры между сторонниками и противниками унии и находились люди, заявлявшие, что они «предпочли бы видеть в Византии турецкий тюрбан, чем папскую митру».

Финансовые и военные бедствия. Несмотря на фискальный гнет, в стране, совершенно разоренной войной, поземельный налог приносил в казну совершенно недостаточные средства. С тех пор как имперская торговля оказалась в руках венецианцев и генуэзцев, таможенные почти пропали. Не менее серьезным был упадок военного могущества: малочисленная, дезорганизованная и непокорная армия становилась все менее способной защитить империю. Наемники, находившиеся на службе у империи, восставали против нее; при Андронике II Большая каталонская компания овладела Галлиполи, в течение двух лет (1305—1307) блокировала Константинополь и пала Македония и Греция; в середине XIVв. турецкие наемники разграбили и опустошили империю. Та же слабость была и на море. Михаил VIII попытался было восстановить византийский флот, но его наследники сочли эти расходы бесполезными и предоставили господство в восточных морях эскадрам итальянских республик.