Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИСТОРИОГРАФИЯ.docx
Скачиваний:
56
Добавлен:
31.03.2015
Размер:
173.31 Кб
Скачать

26. Фурье

Идея: цивилизация дошла до высшей точки в плане деформации моральных качеств. Источник зла – торговля. Общественная ячейка-«фаланга». Производство всего необходимого для жизни, работа по сериям и по группам, разнообразная. Центр – ФАЛАНСЕР – поселение-дворец. Так как труд не однообразен – все изменится, все будут богаты, изменится природа (антитигр!).

СЕН СИМОН

Вдохновился войной за независимость (доброволец), отказался от графского титула и званий. Яблоком раздора в обществе считал собственность, отсюда – общество будущего, промышленное и индустриальное. Постепенный отказ от собственности должен был снизить расходы на управление, власть – совету промышленников, а духовная – академии наук, все это должно повысить моральное и физическое состояние трудящихся. Труд будет приносить радость, а объемы производства вырастут настолько, что распределение благ будет происходить по потребностям. Для этого – «реформа сверху».

15. Романтическая историография

Крайняя неоднородность романтического течения в историографии очень затрудняет всякую попытку дать ему всеохватывающую характеристику. Все же представляется возможным выделить некоторые наиболее общие черты романтической историографии, отличавшие ее от просветительской.

Главной позитивной чертой романтической историографии были историзм и тесно с ним связанное представление об «органическом», т. е. не зависимом от сознательной воли отдельных людей, развитии исторического процесса. Историзм, ставший отличительным признаком научного мышления XIX в., требовал генетического анализа общественных явлений -- конкретного изучения их развития с момента зарождения до наивысшего этапа и упадка. Определенная тенденция к историзму была присуща и исторической мысли просветителей, но она сильно ослаблялась их абстрактно-рационалистическим, механистическим методом мышления. В результате целые эпохи в истории человечества, прежде всего период средних веков, оказались лишенными позитивного исторического содержания. Романтическая историография пересмотрела эту оценку средневековья. Для нее характерен особенно пристальный интерес именно к истории данного периода, а для многих ее представителей -- и его идеализация.

Характерной чертой романтической историографии, вытекавшей из историзма, было представление о том, что «органическое» развитие исторического процесса раскрывается не в глобальном развитии всего человечества, а в конкретной истории отдельных народов и стран. Если просветители в истории различных народов искали прежде всего общее, универсальное, то романтическая историография стремилась выявить особенные, самобытные черты каждой национальной истории. Эти особенности романтическая историография, идеалистическая по своей философской основе, связывала с чертами присущего каждой нации «народного духа» (Volks-geist -- по терминологии немецких историков, стоявших у истоков этой идеи). Сообразно с ним происходит развитие национальной культуры и национального государства. Сама идея «духа народа» (I'esprit du peuple) была выдвинута еще просветителями (Монтескье, Вольтером), но в рамках рационалистической методологии не получила широкой разработки и позднее наполнилась иным содержанием.

Стремясь преодолеть абстрактно-рационалистический подход к истории, романтическая историография придавала большое значение отображению своеобразных черт каждой исторической эпохи в ее национальной и географической определенности. Историки-романтики хотели воссоздать неповторимые особенности духовного склада людей прошлого, их быта, одежды и т. д. Отсюда выдвигавшийся некоторыми историками первой половины XIX в. принцип «вживания», «вчувствования» в изучаемую эпоху, «сопереживания» с нею, присущая романтической исторической литературе живость и красочность изложения, стилизация (нередко в ущерб исторической точности).

Торжество историзма в общественной мысли в первой половине XIX в. вело к возрастанию общественной роли и влияния исторической науки, которая стала «наукой века». «Именно история,-- с гордостью писал в 1823 г. О. Тьерри,-- наложит свой отпечаток на XIX век... она даст ему имя, как философия дала свое имя XVIII веку» 3. С этим был связан и процесс постепенной профессионализации труда историков, отделения историографии как особой отрасли научного знания от «изящной словесности».

В Англии наиболее ярким не столько представителем, сколько предвестником консервативно-романтических идей выступил известный вигский публицист Э. Бёрк, опубликовавший в 1790 г. памфлет «Размышления о Французской революции» и оказавший большое влияние на консервативную общественную мысль первой половины XIX в. Политические взгляды Бёрка наиболее последовательно отразились в его памфлетах против Великой французской революции. Бёрк первым подверг идеологию французских революционеров систематической и безжалостной критике. Корень зла он видел в пренебрежении традициями и ценностями, унаследованными от предков, в том, что революция бездумно уничтожает духовные ресурсы общества и накопившееся столетиями культурно-идеологическое наследие. Радикализму французских революционеров он противопоставлял неписаную британскую конституцию и её основные ценности: заботу о политической преемственности и естественном развитии, уважение к практической традиции и конкретным правам вместо абстрактной идеи закона, умозрительных построений и основанных на них нововведениях. Бёрк полагал, что общество должно принять за должное существование иерархической системы среди людей, что ввиду несовершенства любых человеческих ухищрений искусственное перераспределение собственности может обернуться для общества катастрофой. Разразившаяся в 1789 году Французская революция положила конец долгой дружбе Бёрка с вождём английских либералов, Чарльзом Фоксом. Как и многие другие борцы за свободу личности, Фокс приветствовал события во Франции, в то время как Бёрк воспринял их крайне негативно, считал их ужасной демонстрацией власти толпы и подверг резкой критике. В книге «Размышления о Французской революции», опубликованной в 1790 году и положившей начало неоконченной до сих пор дискусии, Бёрк показал свою убеждённость в том, что свобода может быть только в рамках закона и порядка и что реформы должны осуществляться эволюционным, а не революционным путём. В итоге взгляды Бёрка возобладали и убедили большинство вигов поддержать решение правительства консерваторов (тори) Уильяма Питта Младшего вступить в войну с Францией. Этот труд вошёл в историю общественной мысли как классическое изложение принципов консервативной идеологии.