- •К.Г. Малыхин
- •Введение
- •Модуль №1 РоссийскИе социал-демократЫ в 20-30-е годы: Оценки большевистского реформирования России.
- •В ее основу меньшевики положили несколько принципиальных соображений.
- •Проектное задание.
- •Тест рубежного контроля №1
- •Бланк ответов
- •Литература к первому модулю.
- •Модуль №2 РоссийскИе социалИсты-революционеры в 20-30-е годы: Оценки большевистского реформирования России.
- •Тест рубежного контроля №1
- •Бланк ответов
- •Литература ко второму модулю.
- •Модуль №3 левые либералы и п.Н. МИлюков в 20-30-е годы: Оценки большевистского реформирования России.
- •Тест рубежного контроля №1
- •Бланк ответов
- •Литература ко второму модулю.
Модуль №1 РоссийскИе социал-демократЫ в 20-30-е годы: Оценки большевистского реформирования России.
Комплексная цель модуля.
Ознакомить студентов с проблематикой развития социал-демократического движения в изгнании в 20-30-е гг. Проследить динамику оценок российскими социал-демократами социально-экономических мероприятий большевистской России. Выявить программы развития постбольшевистской России и попытаться дать взвешенную оценку предложениям социал-демократов 20-30-х гг.
Содержание модуля
В октябре 1922 года Московская конференция РСДРП распустила ЦК, избранный в 1917 году и передала его полномочия Заграничной делегации РСДРП. Эта же конференция объявила выходивший в Берлине «Социалистический вестник» Центральным Органом партии. В феврале 1923 года Российское Бюро ЦК приняло решение об отказе от участия в выборах Советов, что на деле означало признание факта нелегального существования партии. К 1923 году чмсленность РСДРП сократилась с 200000 членов, (осень 1917 г.) до нескольких сотен человек.
В последующие годы меньшевики пытались наладить нелегальную работу. С августа 1922 года до своего ареста в 1925 году нелегальную работу Российского Бюро ЦК возглавлял Г. Д. Кучин-Оранский. Ему удалось организовать типографию, наладить выпуск меньшевистских изданий, и даже укрепить связи с местными организациями и с Заграничной делегацией, что было весьма проблематично в условиях того полицейского режима, который установили в России большевики. Однако после его ареста партийная работа была практически прекращена. Молодежное социал-демократическое движение, возникшее в 1921—1922 годах в качестве сети союзов социал-демократической молодежи (ССДРМ), действовавших в различных городах достаточно независимо от «взрослых» партийных организаций и изначально ориентированных на нелегальный активизм, также было разгромлено практически полностью (арест Учредительного съезда в Ирпени в сентябре 1923 г.). Попытки наладить работу РСДРП в СССР с помощью эмиссаров Заграничной делегации также кончились провалом (арест Е. Л. Бройдо в 1928 г. и М. А. Броунштейна-Валерианова в 1929 г.)
В 30-е гг. правящий режим продолжил свой курс на физическое уничтожение своих оппонентов из рядов российской социал-демократии. В 1930—1931 гг. 11 марта 1931 г. в Москве открылся процесс «Союзного Бюро меньшевиков» — никогда не существовавшей организации, созданной ОГПУ. Это был один из первых т.н. «Московских процессов», призванных найти виновных за провалы того курса, который проводился в СССР с конца 20-х гг. Основой для их «вредительской» деятельности должна была стать идеология меньшевизма. На местах местные представительства ОГПУ начали фабриковать схожие дела. Начались массовые аресты и осуждения бывших меньшевиков.
В 1935 году, после последовавшего 1 декабря 1934 г., убийства С.М. Кирова, органы НКВД снова стали фабриковать меньшевистские «заговоры». Однако вскоре, через два года, в 1937 г. оставшихся бывших меньшевиков настигли репрессии «большого террора», когда сама принадлежность в прошлом к РСДРП(м) уже служила достаточным поводом для расстрельного приговора . Именно в это время большинство бывших российских социал-демократов было уничтожено. В 1948 году были добиты немногие случайно выжившие меньшевики.
После разгрома русской социал-демократии в большевистской России, фактическая деятельность меньшевиков свелась, прежде всего, к публицистической деятельности. В эмиграции социал-демократы группировались вокруг Центрального Органа Российской Социал-Демократической Рабочей Партии – журнала «Социалистический Вестник» и ее Заграничной делегации.
«Социалистический вестник» выходил в Европе еженедельно с завидной регулярностью в течение 1921-1940 годов, первоначально в Берлине, а после прихода в Германии к власти нацистов, - в Париже. После начала активной фазы Второй мировой войны и разгрома Франции, большинство меньшевиков перебралось в США, где они возобновили выход «Социалистического вестника» в Нью-Йорке. «Социалистический вестник» выходил вплоть до 1963 г. (№684). В 1952 году, русские социалисты создали США единую еиную Социалистическую партию, т.к., действительность, процессы, произошедшие в СССР после окончания второй мировой войны, сняли теоретические проблемы выбора пути развития России.
Фактически, в 20-30-е гг., редакция «Социалистического вестника» и Заграничная делегация РСДРП были явлениями идентичными. Ни одно сколько-нибудь заметное событие социально-экономической, политической или культурной жизни не проходило мимо внимания авторов издания. Журнал, как правило, открывался редакционной статьей, посвященной наиболее важным, с точки зрения руководства меньшевистской партии, событиям в России или за рубежом. Обычно в каждом номере журнала публиковались одна или несколько дискуссионных статей, статьи и заметки о положении в российском и зарубежном рабочем и социалистическом движении, о положении РСДРП в России, письма и заметки из России.
Ядро «Социалистического вестника» составляли теоретики левого крыла российской социал-демократии. Лидером РСДРП и «Социалистического вестника» был один из патриархов русского социализма Л. Мартов, а после смерти последнего Ф.И. Дан. «Социалистический вестник» отличался в лучшую сторону от других зданий русского зарубежья наличием в нем целой плеяды талантливых теоретиков-публицистов – Р. Абрамовича, П. Гарви, Д. Далина, Ф. Дана, А. Югова и др. Журнал жил насыщенной творческой жизнью. На страницах журнала регулярно происходили серьезные обсуждения различных общественно-политических проблем и даже развертывались настоящие ожесточенные дискуссии.
Наиболее крупные дискуссии проходили в начале 20-х годов при подготовке Новой Программы РСДРП. В середине 20-х годов теоретики социал-демократии проанализировали проблемы, которые поставило перед Россией развертывание нэповских противоречий. В начале 30-х годов на страницах «Социалистического вестника» проходила крупная дискуссия, связанная с анализом сталинского «Великого перелома», его причин, сущности и последствий. Фактически меньшевики проанализировали основные вехи большевистской модернизации России. Этот анализ интересен еще и тем, что российские события анализировали люди, тесно связанные с большевизмом единством происхождения, схожестью методологических установок и одновременно ориентированные на западный идеал социал-демократии. По сути дела, русские меньшевики явились своеобразным мостиком между русским коммунистическим «Востоком» и европейским социалистическим «Западом».
Теоретики РСДРП не дистанцировались от проблем и противоречий большевистской России и воспринимали их с болью. Такой подход очень часто позволял меньшевикам отыскивать глубинную мотивацию там, где другие течения русского зарубежья видели злой умысел большевиков.
РСДРП рассматривала Октябрь 1917 года и последовавшие за ним события как закономерный этап Русской революции. Социал-демократы были уверены, что большевики выразили настроения значительной части русского народа, в то числе рабочих. Отношение российских социал-демократов к большевикам напоминало, по их же меткому выражению, отношение умудренных жизнью родителей или воспитателей к маленьким детям, которых можно и нужно ругать, но нельзя бить. Известно, что в годы гражданской войны меньшевики находились на полулегальном положении, поддерживая в то же время большевиков в критические моменты. Ситуация изменилась после введения НЭПа. Большевики фактически позаимствовали социально-экономические предложения РСДРП и ПСР, однако одновременно разгромили своих возможных оппонентов и конкурентов. Социалисты заполнили тюрьмы и концлагеря. Большевистская политика вызвала определенное непонимание, и даже шок. «Социалистический вестник» в начале 20-х годов резко критиковал большевиков и их политику, теоретические и тактические установки.
Изменения произошли в первой половине – середине 20-х годов. Исследовательские аспекты в работах социал-демократических теоретиков значительно увеличились. Безусловно, авторы «Социалистического вестника» не составляли монолитную группу. В редакции не затухала теоретическая борьба, связанная с наличием различных оценок проблем России. Левоцентристское течение было представлено самим патриархом русского марксизма Л. Мартовым, а после смерти последнего - Ф.И. Даном, А. Юговым, В. Гуревичем. Более правое направление было представлено известным социал-демократом, одним из основателей журнала Р. Абрамовичем, а также известными социал-демократическими публицистами - П. Гарви, Д. Далиным и др. Теоретики «Социалистического вестника» спорили, прежде всего, о принципах отношения к правящему в России режиму и той политике, которую он проводил. Левая группа принципиально не отрицала возможность достижения компромисса с коммунистами внутри страны и на международной арене во имя зашиты интересов трудящихся. Правая же группа, занимала по отношению к большевикам «революционную позицию». Эти методологические установки по сути дела и определяли теоретические разногласия в редакции «Социалистического вестника» и Заграничной делегации РСДРП.
Одной из важнейших тем, постоянно присутствовавшей на страницах журнала, была тема социально-экономического возрождения России, ее дальнейшего развития по пути мировой цивилизации, т.е. ее модернизации.
Общеизвестно, что российские социал-демократы, как ортодоксальные марксисты-западники предполагали, что развитие России происходило в направлении западноевропейского образца, что после «большевистского зигзага» Россия примется догонять Европу, однако на основе ценностей западной цивилизации - демократии и рынка.
Критикуя утопичные, по их мнению, теоретические схемы своих оппонентов-большевиков, меньшевики, в то же время предлагали свои оценки и свои модели развития России.
Первоначально, меньшевики разделяли большевистскую оценку русской революции как этапа международной революции. Меньшевики из этого предположения сделали вывод о существовании возможности некапиталистического развития страны, возможности ее социалистического развития на основе помощи со стороны передовых гипотетических пролетарских государств Запада.
Именно решению этой задачи была посвящена экономическая программа меньшевиков 1919 года.
