Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
93
Добавлен:
30.03.2015
Размер:
103.42 Кб
Скачать

§3. Иные нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в области государственной тайны.

3.1. Определение Конституционного Суда рф от 10 ноября 2002 г. N 314-о

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Ю.П.Романов оспаривает конституционность статей 21 и 21.1 Закона Российской Федерации «О государственной тайне», на основании которых Иркутский областной суд при рассмотрении иска Ю.П.Романова к ОАО «Иркутское авиационное производственное объединение» отказал в удовлетворении ходатайства истца о допуске к участию в деле его представителя - адвоката В.И.Голикова.

По мнению заявителя, названными нормами нарушается статья 48 (часть 1) Конституции Российской Федерации, гарантирующая право на квалифицированную юридическую помощь, а также статья 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В своем Определении Конституционный суд констатировал следующее:

Порядок гражданского судопроизводства в судах общей юрисдикции в соответствии со статьей 1 ГПК РСФСР (в редакции от 7 августа 2000 года) определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», названным Кодексом и другими федеральными законами. Глава 5 ГПК РСФСР, устанавливающая основания для отказа представителю в участии в судебном заседании, не предусматривает в качестве такового отсутствие у адвоката допуска к государственной тайне при рассмотрении судом соответствующей категории дел.

Статьи 43 и 44 ГПК РСФСР, предусматривающие возможность участия адвоката как представителя стороны в рассмотрении судами общей юрисдикции гражданских дел, конкретизируют применительно к процедуре гражданского судопроизводства положения статьи 48 (часть 1) Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право на получение квалифицированной юридической помощи.

Отстранение судом общей юрисдикции на основании оспариваемых норм адвоката, являющегося представителем истца, от участия в судебном заседании по мотивам отсутствия у него допуска к государственной тайне лишает истца возможности реализовать названное конституционное право в процедуре гражданского судопроизводства, которое должно осуществляться на основе принципов состязательности и равноправия сторон (статья 123, часть 3, Конституции Российской Федерации).

Вместе с тем суд общей юрисдикции в целях обеспечения режима секретности при рассмотрении гражданских дел, связанных с государственной тайной, вправе применить иные средства и способы, предусмотренные законодательством, - проведение закрытого судебного заседания (статья 9 ГПК РСФСР), а также предупреждение участников процесса о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с производством по делу, привлечение этих лиц к уголовной ответственности в случае ее разглашения.

В итоге в Определении Конституционного суда определено, что Статьи 21 и 21.1 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами в качестве основания для отстранения адвоката, являющегося представителем истца, от участия в рассмотрении дела судом общей юрисдикции в процедуре гражданского судопроизводства в связи с отсутствием у него допуска к государственной тайне.

В Статье 24 оговаривается, что должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться права выезда за границу на определенный срок. Эта же норма заложена и в ст. 15 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»

В частности, может быть наложено ограничено право на выезд на срок до пяти лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями. А в случаях, эти сведения сохраняют соответствующую степень секретности, то срок невыезда быть продлен до десяти лет.

3.2. Решение Верховного Суда РФ от 13 февраля 2002 г. N ВКПИ 02-6

Верховный Суд Российской Федерации рассмотрев в закрытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Пасько Г.М. о признании незаконной части подпункта «а» пункта 70 Наставления по защите государственных секретов в Вооруженных Силах СССР (далее - Наставление), установил:

Подпунктом «а» пункта 70 Наставления, введенного в действие приказом Министра обороны СССР от 7 августа 1990 года N 010, лицам, допущенным к секретным работам, документам и изделиям, запрещается посещать посольства, консульства и другие представительства иностранных государств, частных компаний и фирм, устанавливать и поддерживать непосредственно или через других лиц связь с иностранными гражданами, если это не входит в круг их служебных обязанностей.

Суд заслушав объяснения представителя заявителя Павлова в обоснование жалобы и представителя ответчика Романова О.А., исследовав письменные доказательства и выслушав заключение прокурора Косова О.С. об удовлетворении жалобы, Верховный Суд РФ находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 23 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни. А это подразумевает и право на свободное общение с другими лицами.

В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации это право, как и другие права и свободы человека и гражданина, может быть ограничено лишь федеральным законом.

Статьей 24 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года установлены ограничения прав должностного лица и гражданина, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне. Перечень этих ограничений исчерпывающей, но в нем нет рассматриваемого запрета, т.е. запрета на общение.

На основании изложенного Верховный Суд Российской Федерации решил Жалобу Пасько Григория Михайловича удовлетворить.

Статьей 8 Закона о Гостайне установлена классификация сведений, составляющих государственную тайну, по степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.

Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

Соседние файлы в папке Консп.лекц. правовед