Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Сборник_материалов_конференции

.pdf
Скачиваний:
82
Добавлен:
30.03.2015
Размер:
4.55 Mб
Скачать

6.Кон И.С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности): учеб. пособ. для студ. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1979. 175 с.

7.Семенова Л.А. Кадровый потенциал постсоветской России: потери, обретения, проблемы. Социологический анализ. Saarbruken, LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. 90 с.

8.Статистический ежегодник Пермского края. 2012: стат. сб. /

Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю (Пермьстат). Пермь, 2012. 442 с.

9.Davis К., Mооre W. Soте Principles of Stratification // Amer. Sociol. Rev. 1945.Vol. 10, № 4. P. 242–249.

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF YOUTH: A FUNCTIONAL NECESSITY

OR THE REALIZATION OF PERSONAL MOTIVES

V.S. Volegov

Perm State Academy of Arts and Culture

The article is dedicated to the theoretical aspects of the study of the problems of professional self-determination of youth from the point of view of the two main paradigms of sociological knowledge, «macro-» and «micro theoretical» approaches. On the basis of the description of these approaches the author concludes that the need for a qualitatively different research focus, aimed at studying the value-normative grounds drafting plans for a career path – cultural approach.

260

УДК 316.622

СОЦИАЛЬНАЯ МИКРОСРЕДА КАК ДЕТЕРМИНАНТА АЛКОГОЛЬНОГО

ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ: ОБЗОР РЕЗУЛЬТАТОВ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

С.С. Гордеева

Пермский государственный национальный исследовательский университет

Осуществлены систематизация и анализ детерминант алкогольного поведения в молодежной среде. Сопоставлены результаты социологических исследований детерминант поведения молодых людей в отношении алкоголя. Определено влияние социально-демографических характеристик индивида, индивидуальных особенностей поведения и ближайшего социального окружения на алкогольное поведение среди молодежи.

Социальные факторы алкогольного поведения молодежи макроуровня выступают в качестве условий формирования и развития социальной микросреды, детерминирующей поведение молодых людей в отношении алкоголя. В качестве детерминант алкогольного поведения выступают социальнодемографические характеристики (пол, возраст) индивида, а также детерминанты микросреды, среди которых индивидуальные особенности поведения индивида и его ближайшее социальное окружение (семья, референтная группа).

Социально-демографические характеристики индивида, влияющие на поведение подростков в отношении алкоголя, включают в себя пол и возраст индивида. Согласно экспертам ВОЗ, несмотря на социальные изменения и сокращение гендерных разрывов во многих сферах, гендерные различия в отношении здоровья и алкогольного поведения подростков в частности по-прежнему сохраняются [9]. Девочки с большей вероятностью усваивают формы поведения, способствующие укреплению здо-

© Гордеева С.С., 2013 261

ровья, например, ограничение употребления безалкогольных напитков. Мальчики с большей вероятностью начинают приобщаться к таким рискованным формам поведения, как употребление алкоголя и курение конопли и/или табака. В то же время, результаты исследования О.А. Кислицыной, не обнаружили существенные гендерные различия в приобщении подростков к алкоголю [5]. По мнению автора, произошедшие за последние десятилетия перемены (увеличение занятости женщин, изменение их социального статус, расширение социальной приемлемости) способствовали сокращению гендерных различий в распространенности потребления алкоголя.

Среди индивидуальных особенностей детерминирующих поведение в отношении алкоголя в молодежной среде, чаще других исследователи называют наличие у молодых людей склонности к насилию, рискованному поведению, импульсивности, тревожности, низких самооценок [7]. С одной стороны, чаще употребляют алкоголь подростки с низкой самооценкой [7], с другой – фактором риска употребления алкоголя является завышенная самооценка подростков [5]. На основе неадекватно завышенной самооценки у подростка возникает неправильное представление о себе и своих возможностях, что приводит к дистанцированию себя от потенциально губительного воздействия от употребления алкоголя.

На поведение в отношении алкоголя в значительной мере влияет возраст человека. Вероятность приобщения к психоактивным веществам, в частности к алкоголю, увеличивается с возрастом [4]. Говоря о моделях потребления алкоголя и рисках возникновения вредных последствий, следует отметить, что для молодых людей подросткового и юношеского возраста свойственны интенсивные приемы алкоголя, экспериментальный характер употребления алкогольных напитков. В связи с рассмотрением возраста употребления алкоголя как детерминанты алкогольного поведения, большое внимание уделяется возрасту приобщения к алкоголю. Поведение молодых людей в отношении алкоголя зависит возраста и особенностей приобщения молодых людей к спиртным напиткам. Большая часть подростков знакомится со спиртным в 12–15 лет, при этом возраст алкогольного дебюта снижается от поколения к поколению [1; 7].

262

Семья как малая группа, в которой индивид получает первый опыт социального взаимодействия, является одним из основных факторов микросреды, детерминирующим поведение молодежи в отношении алкоголя [6]. При изучении семьи важными характеристиками выступают социальные (тип семьи, социальноэкономический статус) и социально-психологические (семейный климат, алкогольные традиции) факторы. Исследования, рассматривающие связи между типом семьи и поведением молодых людей в отношении алкоголя, являются противоречивыми. Многие авторы отмечают противоречивость исследований, в которых качестве типов семьи, детерминирующей алкогольное поведение выступает разделение на полные (семья с обоими родителями) и неполные семьи (семья с одним родителем) [6], при этом одни авторы обнаруживали связь неполной семьи с употреблением и злоупотреблением алкоголем подростками [7], другие не находили этой связи. В современных исследованиях алкогольного поведения молодежи все чаще встречается разделение на полные семьи с биологическими родителями и полные семьи, где один из родителей не родной (отчим или мачеха). Авторы отмечают, что подростки из семей с неродными родителями более агрессивны, импульсивны [3], испытывают больший стресс по сравнению с теми, кто живет с родными родителями и большей частотой употребляют алкогольные напитки.

Исследования связи между социально-экономическим статусом семьи и алкогольным поведением молодежи носят противоречивый характер. Некоторые из них свидетельствуют о более высоком риске употреблении алкоголя среди молодежи в семьях с низким социально-экономическим статусом [6], другие не подтвердили такую связь [5], третьи отмечают обратную направленность этой связи, согласно которой молодые люди из семей с более высоким социально-экономическим статусом более склонны к потреблению алкогольных напитком по сравнении с менее обеспеченными сверстниками [7]. Как отмечает О.А. Кислицына, связь между потреблением алкоголя подростками и социально-экономическим статусом семьи отсутствует в силу того, что социально-экономический статус родителей не является индикатором подросткового социального статуса, поскольку большую роль в определении поведения в отношении

263

алкоголя играет социальный статус подростка, который он приобретает среди своих сверстников [5].

В числе социально-психологических факторов, детерминирующих поведение молодых людей в отношении алкоголя, выступают семейный климат и алкогольные традиции. По мнению авторов, в родительской семье социально-психологические факторы более значимы, чем факторы социального статуса. Целый ряд исследований разделяет мнение, согласно которому семейная стабильность и сплоченность, адекватное воспитание, теплые и близкие отношения с членами семьи выступают факторами антириска от злоупотребления алкоголя молодежью [1, 8].

Значимым фактором, детерминирующим инициацию потребления алкоголя в подростковой и молодежной среде, является злоупотребление алкоголем родителями. Родители, злоупотребляющие алкогольными напитками, помимо генетической предрасположенности к алкогольной зависимости, передают своим детям негативные образцы поведения в отношении алкоголя, неспецифическую предрасположенность в патологическому поведению [11].

Поведение молодых людей в отношении алкоголя реализуется в условиях повышенной роли сверстников в системе социальных взаимоотношений. Сверстники постепенно становятся для подростков референтной группой, транслируемые нормы и ценности данной группы принимаются как личные [2]. Важным аспектом рассмотрения проблемы влияния сверстников на поведение подростков в отношении алкоголя является изучение отношения подростков к сверстникам, употребляющим алкоголь. По данным А.В. Давыдова, наблюдается толерантное отношение подростков к сверстникам, склонным к употреблению алкоголя [2]. В то же время, подростки и юноши, имеющие напряженные взаимоотношения со сверстниками, более склонны к различным формам девиантного поведения [10].

Рассмотрение детерминант алкогольного поведения среди молодежи предполагает изучение взаимосвязи индивидуальных характеристик индивида и особенностей воздействия ближайшего социального окружения на поведение молодых людей в отношении алкоголя. Индивидуальные особенности подростков и юношей, их интегрированность в социальную среду позволяет

264

выделить определенный стиль поведения, характерный для данной возрастной группы. Выделенные детерминанты алкогольного поведения среди молодежи оказывают существенное влияние на формирование тенденций в алкогольном поведении, характерных для молодежной среды.

Библиографический список

1.Алкогольные традиции в современной России // Россия реформирующаяся: Ежегодник–2011 / отв. ред. М.К. Горшков. Вып. 10. М.; СПб.: Ин-т социологии РАН, Нестор-История, 2011. С. 350–372.

2.Давыдов А.В. Роль микросоциального окружения подростков в формировании их отношения к употреблению алкоголя // Педагогика. 2008. № 2(55). С. 51–55.

3.Зайцева Н.В., Алексеев В.Б., Лебедева-Несевря Н.А., Барг А.О.,

Гасников В.К. Анализ влияния социально-демографических факторов на распространенность некоторых форм девиантного поведения // Социальные аспекты здоровья. 2011. Т. 19. № 3.С. 24.

4.Кислицына О.А. Потребление подростками психоактивных веществ // Народонаселение. 2012. № 3. C. 12–19.

5.Кислицына О.А. Факторы, детерминирующие приобщение подростков к употреблению алкогольных напитков // Доклады III Социологического конгресса. URL: http://www.isras.ru/publications_bank/1227702753.pdf (дата обращения: 12.08.2013).

6.Копытов А.В. Роль семейной среды в формировании алкогольной зависимости у подростков и молодых людей мужского пола // Вестник Витебского государственного медицинского университета. 2012. Т. 11. № 2. С. 151–157.

7.Моисеева В.В. Основные тенденции и факторы риска в алкогольном поведении молодежи: связь с девиацией // Информационноаналитический вестник. Социальные аспекты здоровья населения.

2010. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/224/30/ (дата обращения: 10.08.2013).

8.Пономарева М.С. Оценка микроэкономических факторов потребления алкоголя молодыми людьми: автореф. дис. … канд. экон. наук. М., 2013. 29 с.

9.Социальные детерминанты здоровья и благополучия подростков // Всемирная организация здравоохранения. Основные результаты обследования HBSC 2009–2010 гг. URL: http://www.euro.who.int/__ data/assets/pdf_file/0009/163791/Key-Findings-Russian-rev.pdf (дата обращения: 30.08.2013).

265

10.Тачина С.В. Особенности девиантного поведения подростков: социологический анализ: автореф. дис. … канд. социол. наук. Екатеринбург, 2003. 39 с.

11.Штефан А.В. Влияние лиц, употребляющих алкоголь, на социаль- но-психологическое развитие ребенка // Вестн. Челяб. гос. ун-та. Сер.: Право. 2009. № 36. С. 91–93.

SOCIAL MICROENVIRONMENT

AS A DETERMINANT OF THE YOUTH

ALCOHOLIC BEHAVIOR:

REVIEW OF SOCIOLOGICAL RESEARCHES

S.S. Gordeyeva

Perm State National Research University

Determinants of the alcoholic behavior within the youth are systematized and analyzed in the work. Results of the sociological researches of the youth behavior determinants regarding alcohol are compared and analyzed. Influence of the social and demographic characteristics of the individual on the alcoholic behavior of the youth are defined alongside with the influence of the individual behavioral peculiarities and the nearest social environment.

266

УДК 316.334.56

НЕПОЛИТИЧЕСКИЙ АКТИВИЗМ ГОРОДСКИХ ПОЛИТИЗИРОВАННЫХ СООБЩЕСТВ: ТЕХНОЛОГИИ, ВОЗМОЖНОСТИ, ОГРАНИЧЕНИЯ

К.В. Демакова

Пермский государственный национальный исследовательский университет

Автор исследует неполитический активизм в России, в том числе – неполитической, общественной активности политизированных субкультур в городах. Оцениваются возможности и ограничения их участия в городской гражданской жизни, а также описываются технологии, которые они применяют в своей деятельности.

В процессе оценки потенциала российского гражданского общества, в частности, различных социальных групп, которые могут принимать участие в добровольческой деятельности, защите общественных интересов, формировании гражданских инноваций и т.д., исследователи практически не уделяют внимания такому феномену, как неполитический активизм городских политизированных сообществ [1].

Между тем, такие сообщества исполняют роль гражданских институтов, принимая участие в городских общественных кампаниях, создавая альтернативные общественные сервисы на основе безвозмездной деятельности, организуют общественные пространства и т.д.

Чаще всего такие сообщества рассматриваются исследователями в контексте социологии молодежи как представители различных политических субкультур, их полезность в качестве ресурса для развития гражданской активности остается за рамками академических исследований.

Публикация подготовлена по материалам исследования Фонда «Центр гражданского анализа и независимых исследований ГРАНИ» «Исследование неполитического активизма в России», проведѐнного при поддержке Фонда Чарльза Стюарта Мотта.

© Демакова К.В., 2013

267

Мы говорим о сообществах, которые характеризуются следующими признаками:

1.Малые группы (5–10 человек), участники близко знакомы между собой.

2.Причисляют себя к последователям той или иной политической идеологии (маргинального характера, например, от радикальных левых анархистов и троцкистов до радикальных правых националистов)

3.Имеют опыт коллективной деятельности, в том числе – производства благ для своего сообщества и для городских сообществ.

Технологии, которые они используют, сложно дифференцировать в зависимости от идеологической принадлежности группы, скорее, можно говорить об общей специфике. В частности, речь идет об уличных протестных акциях, так называемых «акциях прямого действия», которые направлены на решение проблемы «здесь и сейчас» в обход делегирования ее решения органам власти, об акциях, направленных на популяризацию спорта и здорового образа жизни, экологичного потребления. Для них так же характерно использование различных художественных акций: хепенингов, флеш-мобов, уличных выставок, граффити и т.д.; сбор средств для политических заключенных, организация обмена вещами и услугами внутри сообщества и для небольшого круга сочувствующих (бесплатные ярмарки, книгообменники и т.д.), формирование и поддержка работы собственных информационных ресурсов (от сайтов до печатных журналов и газет), включая систему внутригрупповой коммуникации (публичные страницы в социальных сетях, тематические рассылки, ЖЖ-сообщества и т.п.) [2].

В стиле их публичной гражданской активности есть ряд ограничений, которые способствуют герметизации сообщества, его маргинализации и отсутствию в поле публичной политической и гражданской активности:

Вектор их деятельности направлен вовнутрь сообщества, создания благ для узкого круга сочувствующих и единомышленников;

Ситуативность деятельности, отсутствие стратегических целей либо их «аутичность»;

Неактуальная для местных сообществ повестка дня;

268

Низкая степень договороспособности для сотрудничества с другими группами;

Нарочито героизированная стратегия деятельности, сопряженная с опасностью;

Малочисленность и текучесть состава

Однако, есть ряд условий, при которых политизированные городские сообщества могут быть «точкой роста» городской гражданской активности, ресурсом для местных НКО, инициативных групп, органов местного самоуправления:

Связь потребностей местных сообществ с целями и технологиями группы

Деятельность в составе общегородской гражданской кампании;

Наличие в группе открытого к взаимодействию, социально не аутичного лидера или группы лидеров;

Открытость, не конфликтность других институционально закрепленных групп, действующих на близком проблемнотематическом поле, их готовность к сотрудничеству с такими социально рисковыми сообществами.

Библиографический список

1.Исследование неполитического активизма в России. Пермь, 2012. Центр гражданского анализа и независимых исследований. URL: http://www.grany-center.org/userfiles/File/issled_activity_otchet(1).pdf (дата обращения: 13.08.2013).

2.Марченков А.А. Zip: Космонавты, растиньяки, бумеры, ушельцы // Альманах «Будущее прав человека в России». Вып. 1. URL: http://www.pgpalata.ru/reshr/alm/01-04e.shtml (дата обращения: 06.08.2013).

NON-POLITICAL ACTIVISM

OF POLITICIZED URBAN COMMUNITIES: TECHNOLOGY, CAPABILITIES, LIMITATIONS.

K.V. Demakova

Perm State National Research University

Author researches topic – political activism in Russia. In particular it is a non-political, social activism of politicized subcultures in urban areas. Evaluated are the capabilities and limitations of their participation in the city‘s civic life, as well as the technologies that they use in their work.

269