Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Сборник_материалов_конференции

.pdf
Скачиваний:
71
Добавлен:
30.03.2015
Размер:
4.55 Mб
Скачать

гических исследований Пермского государственного университета. Ими было проведено социологическое исследование, методология и инструментарий которого определялись типовой программой и методикой составления социологического портрета региона, предложенной сотрудниками ЦИСИ при участии специалистов МГУ, ряда других вузов и исследовательских центров (в рамках проекта РГНФ № 07-03-14079). Всего по репрезентативной выборке было опрошено 1000 чел. Опрос проводился в домохозяйствах г. Перми, в городах и районах Пермского края в феврале – марте 2011 г.

Впроцессе анализа связи между рассматриваемыми показателями учитывались значения коэффициента корреляции Спирмена, для выявления зависимостей использовался коэффициент d Сомерса.

Данные частотных распределений показали, что к религиозным (верующим и скорее верующим) гражданам Пермского края относят себя более 75,0 % респондентов. Уверенно заявляют о себе как о верующих 35,0 % опрошенных. Лишь 12,2 % респондентов полностью отрицают религию (неверующие и атеисты).

Абсолютное большинство среди религиозных респондентов составляют представители православной веры, 4,1 % – приверженцы ислама. 1,8 % верующих отказались от ответа на вопрос

орелигиозной самоидентификации. Остальные 2 % высказывают предпочтение другим конфессиям (буддизм, протестантизм и др.).

При рассмотрении влияния религиозности на формирование ценностных ориентаций мы отталкивались от того, что религиозным людям свойственен набор так называемых «ценностей сохранения» [4, с. 76] (приверженность традициям, порядку, альтруистическое поведение, властность); неверующим приписывается набор «ценностей изменения» [4, с. 76] (стремление к свободе, независимости, инициативность и своевольность в поведении).

Впроцессе анализа были обнаружены, но весьма слабые, корреляции признака «религиозность» с такими ценностями как

230

нерушимость традиционных норм , альтруистическое поведение и забота о воспитании детей .

Третья часть верующих выражает полное согласие с необходимостью уважения к сложившимся обычаям и традициям, и лишь пятая часть неверующих согласны с такой установкой, в то время как большинство из них присваивают этой характеристике более низкие баллы согласия.

Было установлено, что верующие жители Пермского края более других склонны соглашаться с такими традиционно нерелигиозными ценностями как забота о своем благополучии (17,5 %), котороедостигается благодаря собственным усилиям, с чем полностью согласно на 10,0 % больше верующих, чем не верующих. 12,0 % религиозных людей в большей мере склоны считать, что главное – это инициатива, предприимчивость, поиск нового в работе и жизни. Примечательно также и то, что среди неверующих людей больше тех, кто выражает полное несогласие с ценностью власти, тогда как верующие более к этому лояльны.

Было также обнаружено, что такие ценности как человеческая жизнь, вопросы ее безопасности, свобода, интересная работа, дружеские отношения и альтруистическое поведение являются универсальными для представителей обоих категорий. Так, четверть опрошенных среди приверженцев религии и неверующих в равной мере полагают, что самое ценное на свете – это человеческая жизнь, и никто не вправе лишать человека жизни ни при каких обстоятельствах. Аналогично складывается ситуация и с ценностью человеческой свободы. По 40 % религиозных и неверующих респондентов полностью согласны с ее важностью.

Выявлено, что религиозность имеет весьма слабое влияние на мотивы труда. Тем не менее, можно заметить, что пятая часть

Коэффициент dСомерса – r = -0,241, p (односторонний критерий значимости) = 0,000

Коэффициент dСомерса – r = -0,106, p (односторонний критерий значимости) = 0,014

Коэффициент dСомерса – r = -0,098, p (односторонний критерий значимости) = 0,015

231

верующих респондентов предпочитают иметь пусть небольшой, но твердый заработок. Среди атеистов та же пятая часть хотели бы иметь собственное дело, вести его на свой страх и риск.

В целом, религиозность не оказывает существенного влияния на удовлетворенность жизнью жителей Пермского края. Тем не менее, доля скорее удовлетворенных своей жизнью среди религиозных граждан составляет 41,8 %, среди нерелигиозных людей удовлетворены своей жизнью более половины опрошенных.

Также не обнаружено линейной связи между религиозностью и социальным самочувствием жителей Пермского края. Мы можем лишь говорить о том, что 36,5 % верующих и 47,0 % скорее верующих имеют достаточно высокий (от 0,6 до 0,8) уровень социального самочувствия. Среди неверующих таких

56,0 %.

Говоря о локусе контроля рассматриваемых групп респондентов, стоит отметить, что как верующим, так и неверующимсвойственно возлагать ответственность за улучшение своей жизни на самих себя и друзей. Однако пятая часть верующих, в отличие от 10,0 % неверующих, выражает полное согласие в том, что их жизнь зависит от помощи родных и близких.

Таким образом, мы получили подтверждение того, что религия не оказывает существенного влияния на формирование традиционных религиозных ценностей жителей Пермского края. Многие из рассматриваемых ценностей перешли в разряд универсальных и одинаково присущи как религиозным, так и неверующим людям. Более того, обнаружилось, что «ценности изменения» свойственны религиозным людям в большей мере, чем неверующим. Однако это несколько противоречит их устойчивой приверженности к сохранению традиций. Это говорит

Коэффициент dСомерса – r = -0,056, p (односторонний критерий значимости) = 0,05

Коэффициент dСомерса – r = -0,051, p (односторонний критерий значимости) = 0,19

Коэффициент dСомерса – r = 0,034, p (односторонний критерий значимости) = 0,24

232

о том, что требуются дополнительные исследования этого феномена.

Религиозность также не оказывает особого влияния на социальное самочувствие жителей Пермского края. Тем не менее, доля удовлетворенных жизнью и уверенных в будущем больше среди неверующих граждан.

Мы читаем, что выявленные закономерности отражают особенности исторического развития России. Долгая изоляция людей от религии в советский период привело к тому, что люди пребывают в растерянности, приводящей к духовнонравственному кризису. Наблюдается состояние, которое Э. Дюркгейм называет аномией, когда старые ценности патриархальной России себя изжили, а новые – ценности капиталистического общества еще не прижились.

Однако налицо довольно устойчивое положение религии в Пермском крае, выраженное значительной долей верующих граждан. По мнению А.М. Филиппова [8], ослабление роли церкви в современном мире не свидетельствует об устранении религии из жизни людей. Полагается, что она трансформируется в новую социальную форму, чертой которой станет индивидуальный выбор ценностей.

Характерным является появление у людей возможности «конструировать себе религию» [6]. Создавая такие «лоскутные религии», российское общество формирует новую религию как достойную альтернативу старой, поддерживающей адаптацию современных граждан к формирующимся рыночным отношениям.

Библиографический список:

1.Августовская М.В. Эмпирическое исследование взаимосвязи религиозной идентификации и ценностной сферы личности // Материалы II Всерос. науч.-практ. (заочн.) конф. / под ред.

М.С. Волохонской, А.В. Микляевой. МО: СВИВТ, 2012. С. 110– 116.

2.Бреская О. Религия: между публичным и частным. URL: http://religo.ru/journal/3712 (дата обращения: 30.04.2013).

3.Гараджа В.И. Религиоведение: уч. пособ. для студ. вузов. 2-е изд., доп. М.: Аспект Пресс, 1995. 351 с.

4.Лапин Н.И., Беляева Л.А. Программа и типовой инструментарий

233

«Социокультурный портрет региона России» (Модификация – 2010). М., МФРАН, 2010. 135 с.

5.Мчедлова М.М. Роль религии в современном обществе // Социологические исследования. 2009. № 12. C. 77–84.

6.Синелина Ю. Религия в современном мире // Эксперт. 2012. № 1. URL: http://expert.ru/expert/2013/01/religiya-v-sovremennom-mire/

(дата обращения: 25.03.2013).

7.Скорынина О.А. Религиозная идентификация: сущность и структура // Профессиональное образование в современном мире. 2012. № 2(5). С. 89–94.

8.Филиппов А.М. Институциональный подход к социологическому изучению религии. 2006. URL: http://www.alexanderfilippov.com/ips.html (дата обращения: 30.04.2013).

9.Человенко Т.Г. Религиозные ценности в контексте поиска современной цивилизационной стратегии. 2011. URL: http://www.bogoslov.ru/text/1801395.html (дата обращения:

18.03.2013).

THE ROLE OF RELIGION IN MODERN SOCIETY

AND CITIZEN’S LIFE

A.V. Bezrukov, E.V. Vilisova, E.V. Osina

Perm State National Research University

There is the development of secularization of consciousness in the modern world. Religion is losing its former influence on society and the individual. However, in recent years, we can see that the church tries to play more prominent role in society and the citizen. Scientific interest in the study of religion and spiritual values has been increased against the backdrop of the ongoing processes in society.

234

УДК 316.654

ОТНОШЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ К МЕРАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ

Е.М. Берестова

Пермский государственный национальный исследовательский университет

Вданной статье рассматривается проблема отношения населения к мерам по регулированию алкоголя на региональном и на федеральном уровнях. Определены приоритетные направления алкогольной политики, а также оценена их эффективность.

Впоследние 5 лет смертность в Российской федерации возросла, этот показатель в 3–5 раз выше, чем в большинстве стран Европейского региона. Данный показатель обусловлен поведенческими факторами такими как: алкоголизм, курение, депрессии

идр., то есть тем, что обусловливает отношение к своему здоровью [5]. По данным авторов, алкогольная смертность в России 600–700 тыс. человек в год, покрывает собой большую часть разрыва между рождаемостью и смертностью, обуславливающего депопуляцию России [10, с. 38].

Состояние здоровья российских граждан существенно хуже, чем в других странах. Об этом свидетельствуют данные самооценки здоровья граждан различных стран. Так, считают себя здоровыми: в Швейцарии 93 %, в Швеции — 72 %, во Франции

— 55 %, в Германии — 40 %, в России — 28 % граждан, поэтому в России, так же как и в странах Европейского региона сформировались тенденции направленные на сохранения и укрепления здоровья для всех возрастных групп населения [7].

Прежде всего отношение к здоровью формируется под воздействием различных социальных институтов таких как: государство, здравоохранение, образование, семья, СМИ и др. [3]. Нужно отметить, что социальный институт СМИ постоянно за-

© Берестова Е.М., 2013 235

трагивает проблему употребления алкоголя, его негативное влияние на человеческий организм и меры по регулированию на региональном и государственном уровнях.

Журнал Американской медицинской ассоциации определяет алкоголизм как «первичное, хроническое заболевание, характеризующееся нарушением контроля над приемом спиртного, пристрастием к алкоголю, употреблением алкоголя, несмотря на отрицательные последствия, и искажением мышления» [11]. Данное определение отражает сущность понятия алкоголизм через его дальнейшие последствия.

Самое печальное, что практически ни одна система человеческого организма не остается «равнодушной» даже к самым безобидным, на первый взгляд, дозам спиртного. И реагирует на это не самым лучшим образом. Длительное злоупотребление алкоголем приводит к необратимым изменениям внутренних органов, нарушения нервной системы, поражение сердечнососудистой системы, а также к психическим расстройствам и интоксикации всего организма.

Для регулирования проблемы злоупотребления алкоголем принимаются меры на региональном и государственном уровнях.

Алкогольная политика — государственная политика, направленная на снижение смертности, заболеваемости и социальных проблем, связанных с алкоголем. С распространением современных подходов в сфере общественного здоровья алкогольная политика государства начала рассматриваться как потенциальный инструмент для улучшения здоровья общества [6].

Другим важнейшим принципом современной алкогольной политики является ее нацеленность на поведение население в отношении алкоголя. Алкоголизм − болезнь социальная, и для лечения ее необходимо воздействовать на все общество, поскольку все когорты потребителей алкоголя в обществе воздействуют друг на друга. Одной из главных целей современной алкогольной политики является снижение потребления алкоголя до относительно безопасного уровня. Эксперты Всемирной Организации Здравоохранения называют в качестве такового 8 л этанола на взрослого человека в год. В современной России легальное и нелегальное потребление составляет 14−15 литров. При таком высоком уровне потребления алкоголя, как в России,

236

даже небольшое снижение общего уровня потребления алкоголя будет сопровождаться заметным сокращением количества алкоголиков, а значит также количества алкогольных отравлений, циррозов, детей с олигофренией и т.д. [1].

В российских условиях особенно важным является сокращение потребления крепких алкогольных напитков. Также важным приоритетом является максимальное сокращение потребления алкоголя молодежью. Алкогольная политика включает уменьшение доступности алкоголя, в особенности крепких напитков, экономически, в пространстве, во времени и по возрасту, а также ограничением производства и продажей нелегального алкоголя. Ценовое регулирование также является эффективным способом снижения потребления алкоголя. Повышение цены на алкоголь − меры, направленные на ограничение физической доступности алкогольных напитков.

Алкогольная политика может быть рассмотрена на региональном и федеральном уровнях. На федеральном уровне принимаются различные меры по регулированию продажи и рекламы алкогольной продукции, среди них: Одной из мер по снижению масштабов злоупотребления алкоголя является ночной запрет на продажу алкоголя крепостью выше 15 с 22.00 до 10.00. Как показывает практика, это довольно действенный метод, так как уже можно отметить значительное снижение уровня преступности в ночное время, снижение роста подросткового алкоголизма и общее сокращение употребления спиртных напитков среди взрослого населения. Регионы Российской Федерации, согласно закону «О государственном регулировании спиртосодержащей продукции», самостоятельно устанавливают ограничения по времени продажи алкоголя. Также правительством предприняты такие меры, как запрет продавать алкогольные напитки не ближе 200 м от школ, средних специальных учебных заведений, медицинских учреждений. С 2011 г. в России вступил в силу полный запрет на употребление алкоголя за рулем, причем это касается также кумыса, айрана и кефира, так как они содержат некоторую долю спирта. Правительство не обошло своим вниманием и рекламу. Так как целевой аудиторией пивной рекламы является как раз молодежь и подростки. Депутаты Государственной Думы предлагают наложить полный запрет на

237

рекламу алкоголя по телевизору и в печатных СМИ [4].

На региональном уровне в качестве примера можно привести Пермский край, в котором принимается ряд мер.

С лета 2008 г. по 1 января 2009 г. в крае действовал закон, согласно которому существовал запрет на продажу в ночное время алкогольной продукции с содержанием спирта более 15 %. Позже действие закона стало бессрочным. В 2011 г. были введены временные ограничения на продажу любых видов алкогольной продукции, кроме пива, с содержанием спирта более 4,5 %. В настоящее время, в Пермском крае планируют расширить ограничения на время продажи алкоголя. Губернатор В. Басаргин заявил, что всегда поддерживал ограничение времени продажи алкоголя. В УМВД Перми уверены, что ужесточение законодательства позволит улучшить криминогенную ситуацию в городе

[8].

Исследования последних лет, подтверждают как эффективность одних мер, так и не эффективность других принимаемых по регулированию алкоголя. Всероссийский центр изучения общественного мнения провел опрос 17–18 ноября 2012 г. В ходе которого было опрошено 1600 чел. в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России и представляет данные о том, сталкивались ли россияне с нарушениями закона, ограничивающего оборот и потребление алкоголя, как оценивают эффективность запрета на продажу алкоголя в ночное время. Пресс-релиз также содержит результаты мониторинга социальных медиа на тему отношения к действиям властей по ограничению продажи алкоголя, проведенного агентством «Социальные Сети» [2]. По данным мониторинга социальных медиа, из 516 релевантных сообщений на тему борьбы с алкогольной угрозой, большая часть носила негативный характер, и только в 11 % постов зафиксирована поддержка политики ограничения продажи алкоголя.

Респонденты, принимавшие участие в опросе отмечают, что по-прежнему сталкиваются с нарушениями закона, ограничивающего продажу и потребления алкоголя, а запрет на продажу спиртных напитков в ночное время признают скорее недейственным. Мнение общества поддерживают и пользователи социальных медиа, отмечающие низкую эффективность предпринимаемых государством мер.

238

В содержательном аспекте, большая часть сообщений в социальных медиа посвящена неэффективности принимаемых мер, с точки зрения пользователей. Значительная доля постов содержит опасения, что ограничения на продажу алкоголя приведут к росту отравлений суррогатами. Немало и тех, кто высказывает предположение о стремлении государства установить «сухой закон».

Данные, полученные в результате исследования, создают необходимую основу для внедрения и успеха политических инициатив и вмешательств. Подобные исследования необходимы для оценки распространенности и тенденций связанного с вредными последствиями употребления алкоголя, обеспечения основы для пропагандистской деятельности, формирования политики и оценки эффективности вмешательств. Можно отметить, что с развитием устойчивых национальных информационных систем, создает важную основу для достоверной оценки национальных мер по снижению вреда, связанного с употреблением алкоголя. Также оно полезно с точки зрения установления подходов к проведению исследований на субрегиональном, региональном и федеральном уровнях [9].

Формирование общественной поддержки алкогольной политики не происходит само собой и требует целенаправленной работы экспертного сообщества и властных структур по информированию населения о реальной алкогольной ситуации в стране и эффективности мер алкогольной политики. Таким образом, можно сделать вывод о том, что российскому обществу необходимо прививать культуру, в которой здоровье будет выступать, как лидирующая ценность, также необходимо осознание обществом положительного воздействия принимаемых мер по регулированию и ограничения алкоголя на региональном и государственном уровнях.

Библиографический список

1.Актуальные темы. URL: www.infoalcohol.net/print?path=node%2F227#f (дата обращения: 07.09.2013).

2.Алкоголь для молодежи. URL: www.wciom.ru/index.php?id=301 (дата обращения: 05.09.2013).

3.Альбицкий В.Ю., Иванова А.Е., Ильин А.Г., Терлецкая Р.Н. Смерт-

ность подростков в РФ // Научный Центр здоровья детей РАМН.

239