Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
курсовая 2014.docx
Скачиваний:
106
Добавлен:
30.03.2015
Размер:
84.78 Кб
Скачать

1.2. Понятие принудительных мер медицинского характера, их правовая природа, значение и цели.

Понятие принудительных мер медицинского характера законодательно не закреплено ни в УК РФ, ни в УПК РФ, что касается иных нормативно – правовых актов, то Постановление Пленума ВС РФ от 7 апреля 2011 г. N 6 «О практике применения судами принудительных мер медицинского характера» дает лишь разъяснение по этому поводу. В п. 2 постановления содержится следующее разъяснение: «принудительные меры медицинского характера являются мерами уголовно-правового характера и применяются только к лицам, совершившим предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние в состоянии невменяемости или у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение, а также к лицам, совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, и лишь при условии, когда психическое расстройство связано с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц».9

Данное понятие широко трактуется в юридической литературе. УК раскрывает основания, цели, виды принудительных мер медицинского характера, а также порядок продления, изменения и прекращения таких мер. Исходя из этих нормативных положений, ученые дают либо более широкое (включающее основные и второстепенные признаки), либо более узкое (включающее наиболее существенные признаки) определение этого института уголовного права. Отечественные правоведы предлагали различные доктринальные определения принудительных мер медицинского характера. В этих определениях авторы, как правило, стремились отразить содержание и цели принудительных мер медицинского характера, а также указать лиц, к которым они применяются.

Профессор Чучаев А. И. определяет принудительные меры медицинского характера как меры государственного принуждения, назначаемые судом лицам, страдающим психическими расстройствами, в случае совершения ими общественно опасного деяния или преступления. Эти меры являются принудительными, так как применяются независимо от желания лица и его близких, влекут ограничение некоторых прав и свобод.

Б. А. Протченко дал следующее определение: «Принудительные меры медицинского характера – это установленные законом медико – судебные меры, назначаемые судом представляющим опасность по своему психическому состоянию и характеру содеянного невменяемым, а также заболевшим после совершения преступления хронической или временной душевной болезнью вменяемым лицам. Принудительные меры медицинского характера не являются наказанием, они преследуют цели восстановления психического здоровья указанных лиц и предупреждения совершения ими новых общественно опасных деяний, обусловленных расстройством психической деятельности, а в отношении совершивших преступление вменяемых лиц и предупреждения новых преступных действий».10

Иное определение дано В. И. Горобцовым: «Под принудительными мерами медицинского характера понимается предусмотренная уголовным законодательством разновидность уголовно – правового принуждения, применяемая судом к лицам, нарушившим уголовно – правовые запреты в состоянии невменяемости либо ограниченной вменяемости либо совершившим преступление в состоянии вменяемости, но заболевшим после их совершения психическим расстройством, делающим не возможным назначение или исполнение наказания, а также совершившим преступления и нуждающимся в лечении от алкоголизма или наркомании, и заключающаяся в принудительной реализации медицинского воздействия и специально – предупредительных мер в целях излечения или улучшения психического состояния этих лиц, предупреждения совершения ими новых общественно опасных деяний, обеспечения безопасности, как общества, так и больного, проведение мер социальной реабилитации».11Следует согласиться с В. И. Горобцовым в том, что принудительные меры медицинского характера являются мерами уголовно – правового принуждения. Но является дискуссионным положение о том, что принудительные меры медицинского характера могут применяться «к лицам, нарушившим уголовно – правовые запреты», а не только к лицам, совершившим деяние, представляющее общественную опасность.

Благов Е. В. дает следующее определение принудительных мер медицинского характера: «Судя по содержанию закона, это мера пресечения, применяемая против воли лица, психическое расстройство которого связанно с возможностью причинения иного существенного вреда либо с опасностью для себя и других лиц, и направленная на излечение или улучшение психического состояния, а также предупреждение совершения новых деяний, предусмотренных статьями Особенной части Уголовного кодекса».12

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что принудительные меры медицинского характера – это меры предусмотренные уголовным законом в виде принудительного лечения, применяемые судом к лицам, которые совершили общественно опасное деяние или преступление, предусмотренное УК РФ, страдающим психическими расстройствами, в случаях если эти расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо если эти лица опасны для себя или других лиц. Они являются уголовно-правовыми мерами государственного принуждения.

Принудительные меры медицинского характера нельзя назвать наказанием, но они имеют с ним сходства и различия.

Различия состоят в том, что наказание может применяется к лицам виновным в совершении преступления, принудительные меры медицинского характера - к лицам, страдающим психическими расстройствами и представляющим общественную опасность в силу своего психического состояния и возможности совершения ими общественно опасного деяния (или преступления). Необходимо учитывать состояние лица не только на момент его освидетельствования, но и прогнозируемое состояние в будущем. Принудительные меры не применяются, если лицо страдает таким психическим расстройством, которое исключает рецидив общественно опасного деяния либо не связано с опасностью для себя или других. И наоборот, если оно в результате временного улучшения состояния в момент его освидетельствования не представляет опасности, но с учетом характера течения болезни и выработанных психиатрией критериев нельзя исключить возможность повторения общественно опасного деяния, то применение принудительных мер будет обоснованным.13

Принудительные меры медицинского характера не выражают отрицательной оценки от имени государства и суда общественно опасного деяния лиц, к которым они применяются; эти меры лишены карательного характера и не влекут судимости. Лица, к которым применены такие меры, не могут быть амнистированы или помилованы. Кроме того, они могут назначаться постановлением суда, и суд не устанавливает их продолжительность, так как нельзя определенно установить срок излечения или улучшения состояния здоровья лица с психическими расстройствами. Их длительность полностью зависит от психического состояния больного.14

Указанные принудительные меры лишены такого свойства наказания, как кара. Эти меры не преследуют цели исправления указанных лиц, а в соответствии со ст. 98 УК РФ направлены на их излечение или улучшения их психического состояния, а также на предупреждение совершения ими новых деяний, предусмотренных Особенной частью УК. Принудительные меры медицинского характера применяются только в отношении лиц указанных в ч.1 ст. 97 УК РФ.

Сходство с наказанием усматривается в том, что принудительные меры медицинского характера назначаются судом и представляют собой государственное принуждение и обеспечиваются принудительной силой государственных органов.15

Таким образом, можно сделать вывод о том, что принудительные меры медицинского характера имеют принципиальное отличие от мер уголовного наказания.

Многие авторы отмечают, что по своей юридической природе "меры медицинского характера не являются наказанием" например по мнению : Беляева А. А., Шаргородского М. Д. иногда без достаточных оснований утверждается, что "по своей юридической природе эти меры являются мерами государственного принуждения", то есть не проводится различие между наказанием и принудительными мерами медицинского характера. Такие авторы как Улицкий С. Я., Вицин С. Е. подчеркивают, что принудительные меры медицинского характера отличаются от наказания по основаниям применения (наличие психического заболевания и необходимость лечения), содержанию (отсутствие отрицательной уголовно-правовой оценки содеянного), целям (лечение, а не исправление), юридическим последствиям (принудительные меры не влекут судимости).

В УК РФ 1996 г. (ст. 98) впервые сформулированы цели применения принудительных мер медицинского характера. Их можно поделить на юридические и медицинские. К медицинским целям можно отнести излечение лиц, совершивших общественно опасное деяние, или такое улучшение их психического состояния, при котором они перестают представлять общественную опасность, а к юридическим предупреждение совершения такими лицами новых преступлений.

В процессе исполнения принудительных мер медицинского характера возникает необходимость их продления, изменения и прекращения. Эти вопросы, согласно ст. 102 УК РФ, решает суд по представлению администрации учреждения, осуществляющего принудительное лечение. В УК подчеркивается ведущая роль судебного контроля не только при назначении принудительных мер, но и на протяжении всего процесса их осуществления.

В юридической литературе отмечается, что перечень целей, закрепленный в ст. 98 УК РФ, является неполным.

Профессор Достовалов предлагает отнести к целям принудительных мер медицинского характера "проведение мер социальной реабилитации" (выработка у больных навыков жизни в обществе) в той мере, в какой это возможно в условиях медицинских учреждений, осуществляющих принудительное лечение16.

Таким образом, можно прийти к выводу, что принудительные меры медицинского характера имеют двоякую цель: защитить интересы больного лица, совершившего преступление и защитить интересы общества от дальнейшего совершения этим лицом преступлений, достигаемая путем его излечения.