Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тектонические циклы протерозоя.doc
Скачиваний:
33
Добавлен:
29.03.2015
Размер:
22.26 Mб
Скачать

Pr2 – байкальский тектонический цикл

1650 – 542 Млн лет назад

Стратиграфия. Верхнепротерозойская энотема делится на энотему рифей (RF) и систему венд (V). Название «рифей» происходит от древнего названия Урала. Стратотип находится на Южном Урале в Башкирском антиклинории и относится к геосинклинальному типу разреза. Все породы смяты в складки и слабо метаморфизованы. Это циклично построенная толща. Каждая серия (бурзяний – RF1, юрматиний – RF2, каратавий – RF3) отделяется от соседних толщ стратиграфическим перерывом и состоит в нижней части из песчаников и конгломератов, в средней части – глинистых пород, вверху – известняки и доломиты с органическими остатками. Имеются прослои вулканитов разного состава. Мощность рифея в стратотипе достигает 14 км. Вендская система представлена молассовой формацией.

Стратотипической местностью для вендской системы является западная часть Восточно-Европейской системы (Подолия).

Тектоника.

Тектонические структуры начала цикла: 1) Пангея I, состоящая из эпикарельских платформ; 2) Панталасса.

В RF1 (ранний рифей) Пангея I сохраняла свою целостность, но подвергалась сильному разогреву (вследствие накопления тепла под её мощной корой). Это проявилось в широком развитии магматизма по периферии суперконтинента: габбро, граниты, кислый наземный вулканизм.

RF2 (средний рифей)– начало раскола Пангеи I. На эпикарельских платформах, входящих в состав Пангеи I, преобладает поднятие. По этой причине отложения нижнего и среднего рифея на Земле имеют ограниченное распространение. С расколом суперконтинента связано образование многочисленных авлакогенов в фундаменте древних платформ (авлакогеновая стадия развития древних платформ).

RF3 (поздний рифей) – полный раскол Пангеи I и обособление древних эпикарельских платформ, которые стали в дальнейшем ядрами современных континентов. ! Заложение широких подвижных геосинклинальных поясов на начальной стадии палеоокеанов, которые затем эволюционируют на протяжении фанерозоя. Это такие океаны, как Япетус, Палео-Азиатский, Тетис, Тихий. Тектоника плит приобретает современный характер со всеми своими атрибутами: офиолитами, островодужными вулканитами и гранитными батолитами.

В рифее несколько раз проходили эпохи складчатости, самая мощная из них – !байкальская складчатость (конец рифея – начало венда). Некоторые части ГСП стали жёсткими. Орогенный этап сопровождался внедрением крупных батолитов. Байкалиды 1) увеличили площади древних эпикарельских платформ (ВЕП, Сибирская платформы); 2) соединили несколько древних платформ, то есть вновь начинается образование суперконтинентов: Северо-Китайская платформа и !Гондвана. Вендская система во многих разрезах представлена молассовой формацией.

Структуры земной коры на палеотектонической основе

к началу фанерозоя (итоги байкальского цикла)

Палеогеография.

В RF1 – RF2 на Земле преобладает жаркий влажный климат (температура около 400). Атмосфера насыщена углекислым газом, что способствовало образованию строматолитовых известняков. Присутствие эвапоритовых формаций указывает на наличие участков с засушливым климатом.

RF3 – понижение температуры в связи с горообразованием и поднятием континентов. Происходит обособление областей с холодным и жарким климатом. В венде известны покровные оледенения.

Органический мир. В рифее отмечается расцвет цианобионтов с образованием мощных толщ строматолитовых известняков. Для рифея характерны столбчатые строматолиты, которые используются в биостратиграфии верхнего протерозоя – важнейшие руководящие формы рифея.

RF2 – появление многоклеточных животных и растений (встречаются ходы илоедов). Появляются акритархи (остатки фито- и зоопланктона). Все эти процессы связывают с насыщением атмосферы кислородом (0,1% от современного уровня).

Gymnosolen– руководящая форма рифея Урала

Рифейские строматолиты в породе

Акритарх

!Органический мирвендского периодасвоеобразен. Характеризуется взрывной эволюцией многоклеточных животных, не имеющих минерального скелета: медузоиды, плоские черви, перистовидные колониальные кишечнополостные (? напоминают современные морские перья). Многие достигали в размерах 1,5 м.

Протерозойские многоклеточные – очень странные. Многих из них трудно отнести к какой-либо из известных групп. Некоторые как будто похожи на медуз – но с трехлучевой симметрией, а у "нормальных" кишечнополостных такой симметрии не бывает. Другие напоминают членистоногих или многощетинковых червей, но парные конечности у них расположены не друг напротив друга, а в шахматном порядке. Они отличаются рядом особенностей: 1) отсутствие у большинства форм признаков рта, ротовых придатков, структур для сбора пищи; 2) отсутствие пищеварительной системы; 3) отсутствие каких-либо устойчивых и способных мумифицироваться покровных структур, не говоря уж о скелетах; 4) неподвижный образ жизни большинства организмов. Причем ученые до сих пор спорят, были это животные или растения.

Немиана

Членистоногая форма

Чарния – «морское перо»

Полезные ископаемые: 1) железные, медные, никелевые, урановые и полиметаллические руды;

2) первые месторождения нефти в карбонатных толщах рифея Восточной Сибири.

Структуры земной коры конца раннего протерозоя на современной географической основе

Структуры земной коры конца протерозоя на современной географической основе

Палеотектоническая карта конца байкальского цикла