Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Uch_pos_Otech_istor_rezultat.doc
Скачиваний:
176
Добавлен:
28.03.2015
Размер:
1.25 Mб
Скачать

Кутузов а.В.

Отечественная история

2005

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ (г.Санкт-Петербург) ФИЛИАЛ

Кафедра гуманитарных дисциплин

действительный член Академии

военно-исторических наук,

член международной Ассоциации историков

блокады и битвы за Ленинград в годы второй мировой войны,

кандидат исторических наук, доцент

Кутузов А.В.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Учебное пособие

Санкт-Петербург

2005

Отечественная история: учебное пособие / А.В.Кутузов. Государственное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования «Российская Правовая Академия Министерства Юстиции Российской Федерации» Северо-Западный (г.Санкт-Петербург) филиал – СПб., 2005.–168 с.

В учебном пособии освещаются основные вехи исторического развития России от расселения восточных славян до наших дней. Особое внимание уделено узловым моментам истории. Показ исторических событий сопровождается краткими рассказами о жизни и деятельности исторических личностей. Книга рассчитана на студентов высших учебных заведений, изучающих курс «Отечественной истории».

Рецензенты:

доктор исторических наук, профессор М.П. Ирошников (СПбГУ)

доктор исторических наук, профессор М.И. Фролов (ЛГУ)

кандидат педагогических наук, доцент Г.А. Иванова (СЗФ РПА МЮРФ)

Рекомендовано Ученым советом СЗФ РПА МЮРФ в качестве учебного пособия.

Оглавление.

Введение. История как наука. Источники изучения истории………………..5

Глава 1. Восточные славяне. Образование древнерусского государства…..9

Глава 2. Русские земли в период государственной раздробленности……...16

Глава 3. Монголо-татарское иго на Руси и его влияние на социально-экономическое, политическое и культурное развитие страны…………......19

Глава 4. Борьба русского народа с немецкой и шведской агрессией в ХIII веке…………………………………………………………..……………………..25

Глава 5. Образование и развитие единого русского государства. Начало объединения русских земель вокруг Москвы………………………………....28

Глава 6. Завершение объединения русских земель под властью Москвы. Иван III. Василий III……………………………………………...……………....31

Глава 7 Реформы Ивана IV(1533-1584)………………………………………..36

Глава 8 Внешняя политика Русского государства при Иване IV. ………...40

Глава 9 Смутное время в московском государстве: «Бунташный» век….47

Глава 10. Эпоха Петровских преобразований………………………………...62

Глава 11. Эпоха «Дворцовых переворотов». Причины и ход семилетней войны………………………………………………………......…………………...69

Глава 12. «Золотой век Екатерины II»: укрепление абсолютизма. (1762-1796г.г.)…………………………………………………………………. ……..…..72

Глава 13. Противоречия личности и политики Павла I (1796-1801 гг.)…...77

Глава 14. Внутренняя политика Александра I……………………………….81

Глава 15. Внешняя политика в начале XIX в………………………………...83

Глава 16. Основные черты внутренней и внешней политики Николая I...92

Глава 17. Реформы Александра II……………………………………………...99

Глава 18. Внешняя политика России в 60-70-е гг…………………………..101

Глава 19. Общественные движения…………………………………………...103

Глава 20. Курс на усиление правительственной власти (80-90-е годы)….107

Глава 21. Россия на рубеже XIXXX вв…………………………………….110

Глава 22. 1917 год – год революционных потрясений……………………....121

Глава 23. Гражданская война………………………………………………….125

Глава 24. Форсированная реконструкция советского общества в 20-30-х гг………………………………………………………………...………128

Глава 25. Основные направления советской внешней политики в 20-30 годы ………………………………………………………………...…….132

Глава 26. Вторая мировая война и ее политические последствия………..136

Глава 27. Проблемы развития СССР 1945 – 1985 годов…………………….158

Глава28 Идеология и политика перестройки.……………………….…........169

Глава 29. Россия в конце XX – начале XXI века……………………………171

ИСТОРИЯ КАК НАУКА.

ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ

Криминалистике давно известно правило: расследование сложных, загадочных преступлений начинается с изучения личности погибшего, его окружения, среды, в которой он жил и работал. Перифраза этого высказывания применительно к исторической науке будет звучать приблизительно так: изучение исторических явлений начинается с расследования обстоятельств, наложивших свой отпечаток на формирование личности, действующей в конкретно-исторической обстановке. Иными словами говоря, мы не можем рассматривать действия исторических персонажей не понимая причин, побудивших их действовать. Вырвав героя из культурного контекста определенной эпохи и перечисляя одни только исторические факты, мы невольно ставим в глупое положение читателя, взявшего в руки книгу, поскольку он не в состоянии раскрыть причины как положительных, так и отрицательных поступков. Без объяснения причин, толкнувших людей на те или иные действия, история заставляет нас переносить стереотипы поведения своего времени на иное, в результате чего создается картина изначально неверная, поступки исторических героев теряют всякий смысл, поскольку в каждый отрезок времени действует своя шкала ценностей. Выявив то главное, на чем она базируется, мы можем попытаться увидеть логику в казалось бы совершенно бессмысленных с точки зрения современности поступках.

Во все времена ответ на вопрос что такое хорошо и что такое плохо звучал немножко по-разному. Но решение этой головоломки базировалось на опыте ответов предыдущих поколений, поэтому мы можем постараться четко выделить нечто общее, характерное для всех эпох. Когда А.С.Пушкин создавал образ Пимена, который равнодушно взирает на добро и зло, поэт создает идеальную модель ученого-историка. Но вымысел всегда отличается от реальности. Настоящий летописец никогда не стоял по ту сторону добра и зла, он был политизирован. В зависимости от того, к какому княжеству он принадлежал, тот удел и выступал в образе символа добра и справедливости. Разве история Господина Великого Новгорода, Тверского или Рязанского княжества менее интересна и поучительна, чем описание жизни Москвы? Нет, но мы всегда будем изучать прежде всего историю победителей. Победила Москва, поэтому даже символические битвы нашей Родины связаны с князьями московской династии и их прародителем Александром Ярославовичем Невским. И история России во веки веков будет связана с князьями московского дома, их потомками и всеми теми, кто впоследствии правил в столице.

В истории каждого государства есть символические битвы и города-символы. Петербург всегда являлся в нашей истории символическим городом: столица необъятной империи, население которой говорило на многих языках, он был, с одной стороны, форпостом распространения западной культуры, а с другой – плавильным тигелем, где объединялись в единое целое прибывшие с разных концов империи разнородные элементы, именно здесь ковались блестящие победы русского оружия и страшные поражения. После красот его зданий и великолепия пригородов не впечатляет даже Версаль. Петербург – символ выхода России к Балтийскому морю и неудержимого распространения империи в западном направлении. И более того, этот город, переживший три отечественные войны, никогда не побывал в руках врагов. После октября 1917 года город трех революций стал символом победившего социализма, победы в гражданской войне. Поменялось его название, так как геостратегическое положение после развала империи не позволило больше быть столицей, но символом новых идей город продолжал оставаться. Ленинграду предстояло пережить самую долгую, страшную и кровопролитную осаду в истории человечества. Когда-то она рассматривалась исключительно как символ мужества и героизма. Но наступили иные времена, когда крушились «ненавистные» символы. И вновь все смешалось…

Как нам представляется, следует обратить внимание и на то, как меняется описание того или иного исторического события в эпоху «разрушения» старого мира или во время «созидания» нового. Очень часто оценка одних и тех же фактов диаметрально противоположна, но в этом виновата конъюнктура, дама приятная во всех отношениях. Историография иногда выступает как мифотворчество: происходит разрушение старых мифов о событиях и сотворение новых в угоду политической конъюнктуре.

В каждую «новую» историческую эпоху идет активный процесс уничтожения некоторых элементов, на которых базируется история. Мы можем представить себе историю в виде здания, фасад которого все время перестраивается то в восточном, то в античном, то в модернистском стиле. Но эти изменения почти не затрагивают фундамента, поэтому если мы попытаемся копнуть чуть-чуть глубже, то увидим, что ее основы не столь подвержены изменениям, как видимая всеми внешняя часть. Подобно айсбергу, оторванному от ледового континента, видимая часть истории всегда будет изменяется под палящими лучами политического солнца, но глубоко под толщей воды еще долго будет сохраняться не видимая с кораблей его основа, зачастую тянущаяся под водой на многие мили, переживающая губительный солнечный свет.

Мало кто знает, что Санкт-Петербург является столицей изучения русской истории, поскольку большинство ее источников, включая Повесть Временных Лет, находится здесь. Но до наших дней дошло не так уж много исторических источников из прошлого. Шли войны, полыхали архивы. Основываясь на незначительном количестве исторического материала, можно делать совершенно разные, диаметрально противоположные выводы. Поэтому в исторической науке существуют совершенно разные точки зрения на одно и то же событие. Каждый историк стремится познать истину, но говорит правду. А к правде всегда примешивается какая-нибудь маленькая ложь, вычленить которую невозможно. Чем глубже в прошлое мы погружаемся, тем меньше находим точек опоры, тем более зыбкой становится историческая почва, тем больше простора для мифотворчества. Но и современность невозможно отражать объективно: слишком много засекреченных документов, не зная о существовании которых историки создают не совсем объективную картину.

В 90-е годы, благодаря работе средств массовой информации, историю захлестнули грязные потоки фальсификации, началась самая настоящая эпидемия СПИДА (Спекуляция историческими документами). Каждое историческое событие состоит из причины, самого факта события и его последствий, которые концентрическими кругами расходятся во времени, поражая воображение последующих поколений. Для его искажения достаточно вырвать из контекста события всего один кирпичик, именуемый причиной. И без этого фундамента рухнет Вавилонская башня истории, поступки, лишенные мотивации станут смешными, герои – нелепыми. Давайте направим караван нашего внимания и на то, что искажение или замалчивание последствий исторического события также приводит к аналогичной катастрофе. Во всей красе своей наготы перед нами предстанет один голый факт, который, несомненно, явится отражением клинического идиотизма наших предков. Но стоит немного покопаться в причинах, вызвавших подобного рода поведение, его последствиях, и событие предстанет перед нами совсем в другом свете.

Когда-то, чрезмерно увлекшись политикой, французские революционеры навсегда остались без ценнейших исторических источников. Бастильские архивы были выкинуты во рвы. Вокруг костров в восторге танцевали победители. Когда новая власть стала искать архивы, большей их части уже не было во Франции. Их с дипломатической почтой переправили в Россию. В 1918 году французы просили Ленина вернуть свои архивы. Дескать, была у нас революция, погорячились, а теперь революция у вас, войдите в наше сложное положение… Ленин сказал: советское правительство признает, что бастильский архив - ценность французского народа, и обещает его вернуть …на следующий день после победы социалистической революции во Франции.

До сих пор профессиональные французские историки работают со своими историческими документами в Санкт-Петербурге.

Вырванная из контекста культуры история теряет всякий смысл, поскольку не может быть грани, разделяющей исторические и культурные процессы. Без четкого объяснения событий предшествующего периода история теряет свою логику и превращается в бессмысленное нагромождение фактов и дат. История рассказывает нам, какие события происходили, а культура той или иной эпохи отвечает на вопрос, почему исторические деятели поступали так, а не иначе. Культура каждой эпохи имеет элементы расхождения и элементы слияния с культурой предыдущей эпохи. И сегодня, так же как и много веков тому назад, всех нормальных людей мучают вопросы: кто мы такие, откуда пришли и куда идем?

В бурные эпохи перемен пришедшие к власти новые силы начинают активно доказывать, что почти все происходившее в прошлом бессмысленно и глупо, и в хрустальном мире светлого будущего ничего подобного не будет. Начинается идеологическая атака на культурные ценности прошлого, которые должны быть похоронены под руинами старого мира. По всей видимости, этот процесс активно связан с возрастанием (по мере ослабления государственной власти) сепаратистских тенденций, которые порождают смуту и, как следствие, побуждают власть начинать искать новые точки опоры. Поэтому все начинается с лозунгов «Пройдемся Карфагеном по остаткам Древнего Рима», а заканчивается патриотическим воспитанием подрастающего поколения, признанием церкви, и, возрождая связь времен, зачислением в штат народных героев крепостников-эксплуататоров Суворова и Кутузова. Но подобного рода процессы активно связаны с политикой. Поэтому каждое знаковое историческое событие переламывается в политической призме, по меньшей мере, в трех ракурсах: замалчивание (когда это невыгодно правящей элите) или попытка представить факты в выгодном для власти и невыгодном для политических противников свете (очернить или обелить), но когда начинается очередная война, историческая наука опирается только на героические примеры из прошлого.

Все эти тенденции мы можем проследить и на примере нашей истории, которая в различные исторические эпохи получала разное отражение не только на Родине, но и за рубежом. Корни этого процесса уходят глубоко в заболоченную историческую почву.

…Чтобы понять ограниченную историческую эпоху, - писал К. Маркс, - надо выйти за ее пределы и сравнить ее с другими историческими эпохами. Чтобы судить о правительствах и делах, надо подходить к ним с меркой их эпохи и понятий современников. Никто не станет осуждать английского государственного деятеля 17-го века, который в своих действиях руководствовался бы верой в колдовство, если сам Бэкон относил демонологию в разряд наук. Кстати, этот фактор мы должны учитывать на протяжении довольно длительного исторического периода. Например, Ан-Насави, личный секретарь султана Джалал ад-дина, сообщал о том, что однажды султан, тюрок канглы по происхождению, совершал магические действия с камнями, вызывающими дождь. О возможностях тюрков в войске монголов ходили слухи, что они заклинаниями превращают воду в лед, а на неприятеля насылают ливни и грозы, волшебством способны вызвать ненастье. Сам ал-Бируни, несмотря на свой скепсис и научные опыты, не мог повлиять на всеобщую убежденность в магической силе «камня дождя». Что стоит за этим - реальные факты или отголоски психологической войны того времени, - мы можем только предполагать. Но современники ни на секунду не сомневались в гигантском колдовском потенциале монгольской армии после присоединения к ним тюрок.

Основой исторической науки является собирание разрозненных фактов, их систематизация и обобщение, при этом исследователь предпринимает попытку понять их взаимную связь, обобщить и прийти к определенным выводам. Деление на точные и неточные науки чисто условное, поскольку нарушение законов физики неизбежно приводит к Чернобыльской трагедии, а нарушение исторических законов общественного развития – к падению власти и смуте. Без знания истории и анализа предшествующего развития человечества невозможно ни исследовать настоящее, ни прогнозировать будущее.

Исторические источники это все, что может дать хоть какую-либо информацию о прошлом. Рассматривая их с различных точек зрения всегда можно получить какую-либо информацию о прошлом, особенно если применять новые методы исследования. Историки чаще всего обращаются к письменным источникам. Их работа очень похожа на работу следователя, только пытаются историки воссоздать события, от которых нас отделяет довольно значительный промежуток времени.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]