Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Документ Microsoft Office Word

.docx
Скачиваний:
8
Добавлен:
27.03.2015
Размер:
63.99 Кб
Скачать

Субъект преступления, предусмотренного частью 1 статьи 272 общий – лицо, достигшее 16 лет.

Часть 2 статьи 272 в качестве квалифицирующих обстоятельств предусматривает совершение того же деяния группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а также совершение деяния специальными субъектами: лицом, обладающим особыми служебными полномочиями или лицом, имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети.

Под использованием служебного положения понимается использование возможности доступа к ЭВМ, возникшей в результате выполняемой работы (по трудовому, гражданско-правовому договору) или влияния по службе на лиц, имеющих такой доступ. В данном случае субъектом преступления не обязательно является должностное лицо.

Лицом, имеющим доступ к ЭВМ, является всякий, кто на законных основаниях работает на ней или обслуживает непосредственно ее работу (программисты, сотрудники, вводящие информацию в память ЭВМ, другие пользователи, а также сетевые администраторы, инженеры-электрики, ремонтники, специалисты по эксплуатации вычислительной техники и проч.). Лица, имеющие доступ в помещение, где расположена ЭВМ, не считаются имеющими доступ к ЭВМ, если они непосредственно не соприкасаются с компьютерной информацией или с устройством оборудования, например, таковы уборщицы, специалисты по кондиционированию помещений, разносчики расходных материалов, составители первичной документации на бумажных носителях и т.п.

На понятиях «группа лиц по предварительному сговору» и «организованная группа» я останавливаться не буду, замечу лишь, что необходимым условием квалификации деяния по ч. 2 ст. 272 УК в этих случаях является наличие признаков взаимной осведомленности и согласованности волеизъявлений соучастников.

В ноябре 1998 года Следственным управлением ГУВД Московской области было возбуждено уголовное дело по факту совершения неправомерного доступа к охраняемой законом компьютерной информации в кассовых аппаратах частного предприятия «4001» города Павловский Посад.

С июля по ноябрь 1998 года руководитель ЧП «4001» города Павловский Посад Московской области Турунин договорился с гр. Курдиной сокрыть часть доходов от налогообложения. Для этого они ежедневно, с 17 до 19 часов в торговых палатках ЧП 4001» подключали в гнезда двух контрольно-кассовых аппаратов АМС 100-Ф, являющихся разновидностью электронно-вычислительной машины, специально изготовленный самодельный прибор в виде микрокомпьютера, осуществляя доступ к компьютерной информации о проведенных через контрольно-кассовые аппараты финансовых операциях в течение текущей смены.

После подключения прибора к контрольно-кассовым аппаратам в буферной памяти контрольно-кассовых аппаратов уничтожалась вся информация о предшествующих финансовых операциях, в том числе информация о номере покупки и общей сумме выручки за текущую смену.

После проведения подобной манипуляции обе торговые точки ЧП «4001» продолжали свою работу, накапливая информацию в буферной памяти о производимых финансовых операциях до 21 часа, после чего в фискальную память контрольно-кассовых аппаратов заносились заниженные данные о сумме выручки за смену [8].

Приведенный пример иллюстрирует как раз тот случай, когда владельцами и носителя, и самой информации являлись преступники, однако в отношении информации законодательством был установлен особый режим ее использования и обязательного предоставления для формирования государственных информационных ресурсов (ст. 8 Закона [9]), который и был нарушен. Дело в том, что по действующему законодательству обнуление фискальной памяти ККМ возможно лишь по согласованию и с обязательным участием органов Госналогслужбы РФ[11], здесь этот порядок соблюден не был, поэтому имел место неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации.

Неправомерный доступ к компьютерной информации должен вменяться соответствующему лицу наряду с теми преступлениями, ради совершения которых такой доступ осуществлялся.

Квалификация содеянного по совокупности не должна производиться исключительно в тех случаях, когда предметом посягательства выступает сама по себе компьютерная информация. Так, уничтожение информации в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности РФ должно быть квалифицировано лишь по ст. 281 УК, выше приводился пример со ст. 183. Тайное хищение чужой компьютерной информации для неправомерного обладания ею не требует дополнительной квалификации по ст. 158 УК.

Неправомерный доступ к компьютерной информации осуществляется, как правило, по двум причинам: из "спортивного интереса", т.е. для проверки и демонстрации собственной квалификации или удовлетворения собственного любопытства (типичный пример – подмена веб-страниц на серверах Internet); в целях совершения другого преступления, например посягающего на собственность. Большое распространение в последнее время получило мошенничество с использованием ЭВМ, при котором деяние, предусмотренное ст. 272, является лишь подготовительным этапом; само же мошенничество будет окончено после того, как злоумышленник получит соответствующие материальные ценности путем обмана, конкретнее – путем утаивания сведений об отсутствии у него реальных прав на передаваемое имущество.

Так, в ноябре 1999г. Гофман, Фидельман, Вознесенский были признаны судом виновными в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст. 159 УК РФ.

Гофман, изучив механизм проведения сделок по покупке товаров через Internet, проник в локальную сеть одного из американских виртуальных магазинов и скопировал оттуда все программное обеспечение, включая бухгалтерские программы и списки паролей. После этого, войдя в сеть, он становился дублером этого магазина и мог отслеживать все операции. Как только какой-нибудь покупатель совершал покупку, Гофману становился известен номер его кредитной карты. Используя скопированные программы, он списывал со счета покупателя деньги за покупку еще раз и переводил их на счета магазина. Затем от имени магазина он оформлял возврат. Деньги, однако, возвращались не их законному владельцу, а на счета, которые указывал похититель. В Москве деньги поступали на дебетовые карты и обналичивались Вознесенским и Фидельманом.

Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ

Статья 273 предусматривает ответственность за создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ, т.е. программ, заведомо приводящих к несанкционированному копированию, уничтожению, модификации, блокированию информации, нарушению работы ЭВМ, системы ЭВМ, их сети, а также внесение изменений в существующие программы, придающих им аналогичные опасные свойства.

Данный вид преступлений получил довольно широкое распространение в России, особенно с ростом числа российских пользователей Internet, значительная часть которых уже испытала на себе действия подобных программ. Достаточно сказать, что на момент написания этой работы, популярный антивирусный пакет «AVP» был способен распознать уже около 35 тыс. разновидностей вредоносных программ. Еженедельно этот список пополняется в среднем на 50-100 наименований, причем значительная часть вирусов рождается именно на просторах бывшего СССР. По степени возможного причинения вреда компьютерные вирусы варьируются от «почти безобидных», изредка дающих знать о себе какими-либо сообщениями с непристойным содержанием, до опасных, способных привести к полной потере информации на носителе и даже к выводу из строя аппаратной части ЭВМ. Однако вредоносность программ определяется не характером их деструктивных возможностей, а тем, что все действия производятся несанкционированно, т.е. без уведомления пользователя, скрытно от него. В этом основное отличие вредоносных программ от иных, которые также могут производить копирование, уничтожение, модификацию информации.

Понятие программы давалось мною выше при определении управляющей информации, однако в данном случае его нужно понимать несколько уже, т.к. не будут считаться программой подготовительные материалы (блок-схемы, логические алгоритмы) и аудиовизуальные отображения, порождаемые ею. Соответственно, созданной вредоносная программа будет считаться с того момента, когда последовательность команд станет пригодной для непосредственного выполнения без какого-либо предварительного преобразования. Так, для текстов, написанных на некоторых языках программирования (C++, Assembler) требуется их последующая компиляция, т.е. перевод в машинный код с помощью специальных программ; инструкции других языков (например, JavaScript, применяемого в веб-страницах) выполняются немедленно. Существует точка зрения, согласно которой созданием программы может считаться также запись ее текста на бумаге. Однако сам по себе текст не несет никакой, даже потенциальной опасности, пока не будет кем-либо переведен в машинный код (в противном случае, вредными можно признать ряд учебников по программированию), кроме того, написание программ с заданными свойствами без их тестирования и отладки под силу лишь узкому кругу специалистов.

Внесение изменений в существующие программы – не что иное, как модификация управляющей информации; большинство вирусов существует и размножается как раз в теле других программ. Выполнение несанкционированных операций может изначально быть заложено в алгоритме вполне работоспособной программы, предназначенной для решения определенных задач. Если подобная «ошибка» допущена умышленно, налицо создание вредоносной программы.

Так, в порядке выполнения своих служебных обязанностей, программист предприятия электрических и тепловых сетей (ПЭТС) Сиротин города Касимова создал программу, функциональной задачей которой являлось начисление расчетов за тепловую энергию по частному сектору, и через некоторое время был уволен с занимаемой должности.

26 февраля 1999 года контролер ПЭТС Маломужева, обязанностью которой был ввод в компьютер квитанций и начисление расчетов, придя на работу попыталась запустить данную программу. При этом она произвела операции строго по инструкции, разработанной тем же Сиротиным.

При попытке выполнения пунктов меню, относящихся к генерации отчетов и закрытию месяца, на экране компьютера появлялась рамка, внутри которой имелась надпись, что по вопросам эксплуатации программы следует обращаться к Сиротину И.А. по указанному адресу и телефону. Программист Сиротин пояснил, что созданная им программа принадлежит ему и согласился разблокировать ее за 17-20 тысяч рублей.

По данному факту было возбуждено уголовное дело по признакам ч.1 ст. 273 УК РФ, поскольку, согласно закону Российской Федерации «О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных», имущественные права на программы для ЭВМ или базы данных, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или по заданию работодателя, принадлежат работодателю [8].

Состав, предусмотренный частью первой – формальный. Кроме создания, деяние может выразиться в использовании либо распространении вредоносной программы. Под использованием программы понимаются любые действия, связанные с функционированием программы в соответствии с ее назначением, например, запуск на исполнение, произведенный самим субъектом с целью использования ее особых свойств. Распространение вируса может производиться либо путем распространения машинных носителей его содержащих (дискет, компакт-дисков), т.е. возмездной или безвозмездной их передачи другим лицам, оставления в общественных местах, либо способами, не связанными с оборотом носителей. В последнем случае распространение происходит посредством сетей ЭВМ: злоумышленник рассылает зараженные файлы по конкретным адресам, предоставляет доступ к вредоносным программам неопределенному кругу лиц, активизирует программу и создает условия для ее самораспространения.

Флягин, используя свой домашний персональный компьютер «Packard Bell» 486-СХ-ЗЗ, модем «US-Robotics» и телефон, зарегистрированный на Екатеринбургской ПС, а также установленную им специализированную компьютерную программу «Maxi'mus 3.00» (BBS -Bulletin Board Sistem - электронную доску объявлений), обеспечивающую работу компьютера с удаленными пользователями через обычную телефонную сеть без подключения к Internet, распространял программы для ЭВМ, заведомо приводящие к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети путем предоставления доступа к ним неопределенному кругу лиц.

Сами же «вирусы» он переписывал с помощью сети Internet с одного из серверов в Бразилии.

Преступление, предусмотренное частью 1 ст. 273, может быть совершено только умышленно, с сознанием того, что использование или распространение вредоносных программ заведомо должно привести к нарушению неприкосновенности информации.

Часть 2 статьи 273 в качестве квалифицирующего признака указывает причинение по неосторожности тяжких последствий. К тяжким последствиям надо относить гибель людей, причинение тяжкого вреда их здоровью, дезорганизацию систем жизнеобеспечения городов, оборонных систем, систем энергетики, навигации, приведшую к возникновению аварий, катастроф; безвозвратное уничтожение особо ценной информации.

Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети

Еще один состав Уголовного кодекса защищает интерес владельца вычислительной системы относительно ее правильной эксплуатации. Статья 274 направлена на охрану порядка хранения и обработки компьютерной информации, пользователями, имеющими к ней доступ. Субъект этого преступления специальный – лицо, имеющее доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети – характеризовался выше.

Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, их систем и сетей состоит в несоблюдении правил режима их работы, предусмотренных должностными инструкциями, правилами внутреннего распорядка, а также правил обращения с компьютерной информацией, установленных собственником информации либо законом или иным нормативным актом[12]. Подобными правилами на лицо может возлагаться обязанность строгого соблюдения инструкций, прилагающихся в бумажном или электронном виде к конкретным программным продуктам. В любом случае при привлечении субъекта к ответственности приходится обращаться к характеристике нарушенных требований, прав и обязанностей, которыми было наделено лицо. Отсутствие обязанности совершить требуемое действие (воздержаться от его совершения) либо наличие такой обязанности, но отсутствие у лица реальной возможности его совершить исключает уголовную ответственность. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ может быть осуществлено путем, как активного действия, например, использование служебных аппаратных и программных средств в личных целях, так и бездействия, например, непроведение обязательного резервного копирования базы данных.

В качестве обязательного признака статья 274, как и статья 272, предусматривает наступление общественно-опасных последствий: во-первых, нарушение специальных правил должно повлечь уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом компьютерной информации, во-вторых, уничтожение, блокирование или модификация информации должны причинить существенный вред. Перечень последствий, по сравнению со статьей 272, здесь несколько сужен и направлен, в основном, на охрану возможности извлекать полезные свойства информации, поэтому не будет являться преступлением, например, нарушение правил эксплуатации ЭВМ, повлекшее копирование информации.

Не являются преступлением, предусмотренным статьей 274, умышленные действия, повлекшие уничтожение, блокирование информации путем нарушения целостности ЭВМ или их сетей (хищение отдельных компонентов, повреждение или уничтожение оборудования) – в этом случае деяния должны квалифицироваться по соответствующим статьям главы 21 УК РФ.

Вред в результате модификации, блокирования, уничтожения информации может выразиться в расходах, которые потерпевшие вынуждены будут нести из-за невозможности использовать информацию, в расходах на ее восстановление, во временной дезорганизации работы предприятия и проч. Что касается существенности вреда, причиненного названными деяниями, то это оценочное понятие, которое в каждом конкретном случае зависит от многих обстоятельств: содержания информации и степени ее повреждения, имущественного положения и организационных возможностей собственника или владельца информационных ресурсов.

С субъективной стороны деяние может характеризоваться виной как в форме умысла (чаще – косвенного), так и в форме неосторожности. Иная ситуация предусмотрена частью второй статьи 274: здесь тяжкие последствия в результате нарушения специальных правил причиняются исключительно по неосторожности, в противном случае деяние следует квалифицировать по фактически наступившим последствиям. По части второй должны квалифицироваться, например, действия специалиста по обслуживанию системы управления транспортом, установившего инфицированную программу без антивирусной проверки, повлекшие серьезную транспортную аварию.

Необходимо проводить различия между деяниями, предусмотренными частью 2 статьи 272 и статьей 274. При неправомерном доступе может происходить нарушение специальных правил, установленных собственником или законом, однако правила эти касаются именно порядка доступа. Лицо, имеющее доступ к отдельным ресурсам, выходит за рамки предоставленных ему полномочий, осуществляет доступ к информации, в отношении которой специального разрешения у него нет. Субъект же преступления по статье 274 в силу своего служебного положения либо разрешения владельца информационной системы уже имеет доступ к ЭВМ, а соответственно и к охраняемой законом информации, т.е. обладает реальной возможностью знакомиться и распоряжаться ею; в этом случае происходит нарушение норм, регламентирующих порядок обработки информации и обеспечивающих ее сохранность.

* * *

Подводя некоторые итоги, нужно отметить, что количество уголовных дел, возбужденных по статьям 272-274 УК РФ, относительно невелико. Однако объясняется это не отсутствием фактов правонарушений, в чем автор мог убедиться на личном опыте, а их высокой латентностью. Определенные преграды создают и сами потерпевшие, т.к. многие коммерческие структуры не заинтересованы в разглашении сведений, которые поставят под сомнение надежность их информационных систем. Сложность компьютерной техники, неоднозначность квалификации, а также трудность сбора доказательственной информации тормозят пока формирование судебной практики по статьям главы 28 УК.

Хотя предусмотренные составы компьютерных преступлений не охватывают полностью всех видов возможных компьютерных посягательств, в целом они вполне работоспособны и уже сейчас выполняют свою роль. Больным вопросом остается на сегодняшний день защита авторских прав на программы и базы данных. Тем не менее, позитивность произошедших перемен в нашем законодательстве очевидна.

Использованная литература

1. Курушин В.Д., Минаев В.А. Компьютерные преступления и информационная безопасность — М.: Новый Юрист, 1998

2. Мелик Э. Компьютерные преступления — М., 1998

3. Наумов В. Отечественное законодательство в борьбе с компьютерными преступлениями — М.: 1997

4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева — М.: НОРМА – ИНФРА * М, 2000

5. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А.В. Наумов — М.: Юристъ, 1999

6. Кочои С., Савельев Д. Ответственность за неправомерный доступ к компьютерной информации // "Ро