
- •1.Феномен политики и политических коммуникаций
- •3. Политическое учение Платона
- •4. Аристотель о человеке и государстве
- •5. Политическое учение н. Макиавелли
- •6. Марксистское учение о политике и государстве
- •7. Социолого-политические взгляды м.Вебера
- •8. Развитие представлений о власти: от Платона до Вебера
- •9. Современные концепции власти. Патриархально-патерналистические концепции
- •10. Консерватизм
- •11. Либерализм как социально-политическая идеология.
- •33. Основные теоретические традиции описания международных политических коммуникаций: либерализм и неолиберализм
- •Вопрос 12. Социализм как социально-политическая идеология.
- •14. Воля.
- •Вопрос 15. Нация-государство: эволюция понятия в социально-политическом дискурсе.
- •16. Деспотия
- •17. Общение – общность
- •19. Открытое/закрытое общество.
- •Вопрос 20. Конституция: эволюция понятия в социально-политическом дискурсе.
- •21) Демократия: эволюция понятия в социально-политическом дискурсе.
- •24. Благо.
- •Вопрос 25. Интерес: эволюция понятия в социально-политическом дискурсе.
- •Вопрос 26. Полк: эволюция понятия в социально-политическом дискурсе.
- •27) Отечество: эволюция понятия в социально-политическом дискурсе
- •28. Республика.
- •29. Полис
- •30. Держава: эволюция понятия в социально-политическом дискурсе.
- •31. Полития
- •32. Основные теоретические традиции описания международных политических коммуникаций: реализм и неореализм.
- •34) Основные теоретические традиции описания международных политических коммуникаций: марксизм и неомарксизм.
19. Открытое/закрытое общество.
Первым примером открытого общества в начале человечества являлся возникающий род и введение общественно санкционированного обычая экзогамии (запрет брачных отношений между членами родственного (род, фратрия) или локального (например, община) коллектива, существовавший как в эпоху первобытнообщинного строя, так и в более позднее время), укреплению единства общины. Экзогамия проявилась также во взаимоотношениях с соседними общинами.
Моделью последующих двенадцати веков Древнего Рима становится двуединство «города и мира» (urbs et orbis terrerum), или — в чисто политическом плане — республики и империи, довольно замкнутой капитолийско-форумной демократии и вселенского проекта цивилизирования всего окружья земного.
Принципиально важный шаг в осмыслении идеи открытого/закрытого общества был сделан стоиками, различавшими преходящие и пространственно ограниченные полисы (они закрыты и в пространственном, и во временном плане) и безграничный космический полис, или космополис. Стоическая дихотомия полиса/космополиса была развита Блаженным Августином в его «Граде Божьем». Он различает град земной (временный) и Град Божий (вечный). Возникает разрыв между вечностью и беспредельностью, с одной стороны, и конечностью во времени и пространстве — с другой. Одним из важнейших моментов доктрины Блаженного Августина вообще и особенно важным для проблемы открытости /закрытости градов или людских сообществ является способ приобщения к тому или иному граду. Исходным моментом становится воля или желание того или иного человека, его выбор. Иными словами приобщение к тому или иному граду есть всегда акт индивидуальный, а само открытие градов друг другу осуществляется исключительно благодаря этим актам.
С воссоединением (фактически сферическим свертыванием, закрытием) мира после Великих географических открытий, с образованием суверенных (самозакрывшихся) территориальных государств, объединенных открытыми международными системами и атомизировавшихся (самозакрывшихся) индивидов, объединенных гражданскими обществами, и, особенно, с появлением электронной фактуры речи в начале XX в. (телеграф, телефон, радио и т.п.), что позволяло не только мыслить единство человечества, но и актуализовать его через непосредственное общение в режиме реального времени, возникла потребность заново повторить проделанную Блаженным Августином работу, и, может быть, внести некоторые дополнения и изменения.
Анри Бергсон в своей книге «Два источника морали и религии» (1932). Здесь, насколько мне известно, впервые появляются выражения «закрытое общество» и «открытое общество». Французский философ начинает с различения общества открытого и закрытого по природе. Первое включает все человечество и основано на законе любви, второе — замкнутые коллективы (обычно нации-государства) и основано на безразличии людей друг к другу и, как следствие, на агрессивной враждебности к чужим. закрытые общества существуют реально, а открытое общество оказывается всего лишь неким идеальным образованием. естественность и рациональность закрытых обществ. Открытая мораль, свойственная эвентуально грядущему открытому обществу, отрицает различия между своими и чужими. Открытое общество Бергсона тем самым становится утопическим провидением некоего глобального сверхтоталитаризма творческого порыва и всемирной морали-религии или, выражаясь более привычным языком, общечеловеческих ценностей.
Необходимо выделить Арнольда Дж.Тойнби и Карла Поппера.Они предложили две интерпретации бергсоновской проблематики.
Тойнби говорит о том, что изучение закрытых миров и цивилизаций позволяет обратиться к открытой реальности Истории, которая есть пространство свободы, неисчерпаемое и недоступное для окончательного познания.
Поппер упрекает Тойнби в историцизме, т.е. приписывании истории окончательного смысла и цели, что совершенно не вытекает из приводимой мысли, ибо обретение смысла и свободы, а это — условия приобщения к братству людей, человечеству, возможно только за счет духовного выхода за сковывающие рамки замкнутой цивилизации. В результате оказывается, что общество единообразной морали как раз и является закрытым. Принципиальное неприятие и непонимание Поппером Тойнби коренятся в установке, объединяющей эмпиризм и редукционизм. открытое общество как таковое (августиновский град Божий, тойнбианское единство Человечества) отбрасываются из-за их эмпирической недостоверности и интуитивной умозрительности, их несовершенные по определению отблески в повседневной реальности, естественно приобретающие характер утопий, объявляются закрытыми обществами, а земные сообщества, отказывающиеся от духовного оправдания, которое было бы выше повседневности, объявляются открытыми. Для Поппера критерием открытости является освобождение, ускользание от конкретных эмпирических форм подобной духовности в нескованную этими формами, а тем самым открытую политию повседневности, град земной par excellence. Он направляет стрелы своей критики против догматического утопизма и попыток его силового утверждения в Повседневности. С тем, что построить царствие божие на земле невозможно, а пытаться сделать это — опасно и разрушительно. даже самые, казалось бы, идеалистические и человечные утопии выворачиваются в свою противоположность и замыкаются в виде репрессивных и бесчеловечных режимов. Попперовская редукция сделала оппозицию открытого/закрытого общества довольно простой и дала возможность разработки на этой основе различных методик вполне технологичного и даже инструментального анализа конкретных политий.
Людвиг фон Берталанфи создал теорию открытых систем. Принцип предельно прост: открытая система осуществляет взаимодействие или обмены по каким-либо параметрам со своей средой, закрытая система таких обменов не осуществляет. В практическом отношении Берталанфи разделил реально существующие в нашем мире системы на открытые и закрытые по тому признаку, осуществляется ли между ними и средой обмен веществом. Закрытая система оказывается аномальным состоянием, которое естественно присуще открытой системе. Каждая открытая система может в ходе своего развития закрыться. И наоборот — каждая закрытая система потенциально является открытой. Вопрос только в том, что и как высвободит эту потенцию.
Выходит, что открытое общество Поппера по мере своего совершенствования, «очищения», упрощения (любопытно, что и Бергсон связывал становление открытого общества с упрощением — «человечеству необходимо упрощать свое существование с такой же одержимостью, с какой оно занималось его усложнением»), по мере отказа от табу и мечтаний, от своей биологичности и «зверскости», по мере сокрушения всех внешних и внутренних врагов — любителей все усложнять и «философствовать» — оказывается перед перспективой радикального «закрытия».
А ЭТО АДЕКВАТНО И ПО ДЕЛУ!!!
Формально Закрытое Общество — государственная идеология и её институты остаются, но общество в большинстве своём равнодушно к официальным идеям или даже не принимает их. (Обычно быстро теряет контроль над системой, образуется хаос.)
Фактически Закрытое Общество — имеет место система, когда большинство членов общества охотно принимают те ценности, которые им предназначены, обычно это тоталитарное общество. (Восхищение и любовь к власти, с другой стороны — страх.)
Открытое Общество — здесь человеку предоставляется возможность самому выбирать мировоззренческие,нравственныеценности. Отсутствует государственная идеология, а на уровне конституции закрепляются принципы духовной свободы.
Формально Открытое Общество — человек не использует свою духовную свободудолжным образом или проявляет равнодушие к задачам мировоззренческого выбора, или добровольно выбирает для себя определенные внешним образом данные ему ценности, воспринимая их в качестве истины, то есть оказывается носителем закрытого сознания.
Фактически Открытое Общество — человек реально использует ту духовную свободу, которую ему предоставляют. То есть он сам пытается найти основные ценности.
Закрытое общество склонно к специализации, а открытое — к творчеству.
В открытом обществе каждый участник ответственен за свою жизнь и заботится преимущественно о себе, при этом в обществе уважается право на частную собственность и личное достоинство. В закрытом обществе «святой долг» — заботиться о других, а частная собственность — дело сомнительное (предосудительное) или даже преступное, недостойное.
Функционирование и развитие социальной системы обязательно предполагает сменяемость поколений людей и, следовательно, социальное наследование — члены общества передают от поколения к поколению знания и культуру.