Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Ответы на вопросы my

.pdf
Скачиваний:
10
Добавлен:
27.03.2015
Размер:
353.19 Кб
Скачать

31. Техника как предмет философской рефлексии.

Философия техники — исследование первопричин техники. Она исследует природу техники и социальные эффекты, связанные с ней. Основоположником этого раздела философии является Эрнст Капп, написавший «Основные направления философии техники» (1877).

Греческое «техне» - «искусство», «мастерство», «учение». Понятие техники встречается уже у Платона, Аристотеля в связи с анализом искусственных орудий труда. Техника создается. Произведенный человеком объект часто называеют артефактом. Техника есть совокупность артефактов. История становления современного человека связана с усложнением и развитием ыеномена техники. Далеко не сразу техника достигла своих нынешних высот. В индустриально обществе техника выступает как искуссное ремесло. Технические умения передаются от мастера к ученику, в рамках ремесленно - цеховой организации. Эти умения, навыки, знания, являющиеся достоянием замкнутого круга лиц, чаще всего не получают высокой общественной оценки. Ситуация изменяется координальным образом в Новое время, когда общество начинает функционировать на машинной основе. Место мастера занимает инженер, наиболее компетентный в техническом отношении специалист. В отличие от техника, деятельность которого ограничивается обеспечением нормального функционирования технических устройств, инженер изобретает, использует научные методы, всесторонне развивает техническую парадигму.

На этапе ручного труда, техника имела в основном инструментальное значение; технические инструменты продолжали, расширяли возможность естественных органов человека, увеличивали его мощь. На этапе машинизации техника становится самостоятельной силой. Техника, как бы отделяется от человека, но человек вынужден находиться рядом с ней. Теперь не только машина является продолжением человека, но и человек становится придатком машины, он дополняет ее возможности. На третьем этапе развития техники, в результате комплексного развития автоматизации и превращения техники в технологию, человек выступает ее (техники) организатором, творцом и контролером. На первый план выходят уже не физические возможности человека, а сила его интеллекта, реализуемая посредством технологии.

Основные проблемы философии техники:

различие естественного и искуственного. Технические объекты как правило имеют физико-фимическую природу. Развитие биотехнологий показало, что артефакты могут иметь также биологическую природу. Рассматриваемые в качестве химических, физических

ибиологических явлений техника не отличается от природных явлений, но они представляют собой результат опредмечивания человеческой деятельности.

Отношение науки и техники.

Оценка техники. Технические проекты должны быть разумными, полезнами, безвредными для человека.

Наука и техника Наука и техника, какими мы их знаем сегодня, взаимосвязаны, так как обе опираются на

экспериментальные процессы, а также потому, что они направлены на исследование структур физических процессов при помощи количественных, математических теорий, подтвержденных эмпирическими испытаниями.

Но это не всегда было так.

Например, в новое время различали три ступени олтношений науки и техники:

1) Техника, наука и общество в начале Нового времени фактически еще оторваны друг от друга, и верной считается мысль о “чистом любопытстве” как характеристике науки, и мысль о пользе — как характеристике техники.

2) Со временем и в ходе индустриализации техники последнюю сперва рассматривают в качестве техники воспроизводства, а затем как нечто, руководимое наукой.

3) Наконец, в некоторых отношениях обе эти области начинают рассматриваться как неразличимые.

Сказанное требует разъяснения Техника никоим образом не является применением естественнонаучного знания и что,

напротив, техника составляет сущность науки, все же до сих пор твердо держится представление о технике как сфере применения науки, и их отношение понимается на этой основе.

Наука Нового времени не имеет никакого отношения к технике и не опосредствовалась техническими устройствами. В действительности же в это время имеет место скорее кооперация между техниками-ремесленниками (ювелиры, создатели разных приборов) и начинающейся аппаратной эмпирической наукой Нового времени. Можно прямо исходить из того, что профессиональное сословие ученых Нового времени было сплавом техниковремесленников и антиаристотелевских теоретиков.

Что вследствие этого наука должна была получить новый узаконенный статус, разумелось само собой, однако для этого не годились ни средневеково-христианское узаконение науки как служанки теологии, ни взятый из техники принцип полезности: первое уже не годилось, второе было еще преждевременным. Напрашивавшийся тип легитимации был таковым, что делал как раз своим принципом cunositas *(любопытство), свободный как от функций служанки, так и от принципа полезности: теоретическое любопытство стало легитимирующей идеологической инстанцией. И это имело вполне положительный функциональный смысл. Собственно, только так можно было предоставить развивающейся науке то свободное пространство, в котором она могла достичь той степени зрелости, которая делала ее приложимой. Техника в этот период сохраняет свой узаконенный статус полезности.

До самого конца XVIII века не было попыток теоретического проникновения в сущность техники, и первая попытка в этом направлении — “Руководство по технологии” Бекманна — являет собой скорее некую классификацию, чем обобщающую теорию.

С началом индустриализации наступает еще одна последовательная фаза изменений отношения науки и техники. Индустриальная техника нашего времени, которая, по верной оценке исследователей XIX века, является первоначально техникой внедрения машин, отличается тем, что ремесленнические способности и умения отдельных людей, определявших цеховую систему, шаг за шагом становятся излишними. С введением приводных агрегатов, не зависящих от индивида, трансмиссии и станков, то есть со становлением крупной машинной индустрии, требуемые знания для обслуживания рабочей машины становятся все меньшими и все более унифицированными. Вследствие этого процессы изготовления в принципе могут разлагаться на свои составные части, и все виды обслуживания рабочей машины становятся массовыми и элементарными.

Если говорить о науке, то рука об руку с этим процессом идет столь же последовательно, шаг за шагом онаучивание техники. Сама наука, как это формулируют ученые, становится непосредственной производительной силой. И все это означает, с одной стороны, лишь научно оптимизирующую сциентификацию. С другой же стороны, с точки зрения содержательной, различные сферы технического знания, возрасли вплоть до уровня вузовских дисциплин и приобрели статус технических наук. Однако теперь техническим наукам — artes mechanicae (механическим искусствам) удалось то, что было достигнуто их ближайшими родственниками, гуманитарными науками, за столетие до этого,— сделать шаг от “простого учения об умениях” (ars) к науке (“scientia”) Сегодня уже все высшие технические школы возведены в ранг технических университетов. И об онаучивании техники и о технизации науки можно всерьез говорить только со времени последнего столетия.