Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Shpora_po_srednim_vekam.doc
Скачиваний:
63
Добавлен:
25.03.2015
Размер:
886.78 Кб
Скачать

27. Характеристика позднефеодального общества.

Расцвет феодализма и производительные силы в XIXIII вв. В X—XIII вв. феодальный строй утвердился в Западной Европе и переживал период взлета. Это потребовало нового арсенала ору­дий и средств труда, способов его организации. Город, с его то­варным производством, рынком, связями, углубленным разделе­нием труда, превратил товарно-денежные отношения в важней­ший фактор общественной жизни. Отныне они играют все более существенную роль.

Расчистки под пашни сопровождались вырубкой лесов и мели­оративными работами. Традиционные методы земледелия (подсечно-огневой, залеж­ный и переложный) сохранялись и Европе долго. Но с рубежа I и II тысячелетий все далее на север распространяется более совер­шенная система севооборота: двуполье (на юге оно применялось уже в начале VII в.) и трехполье (обычно по схеме: пар — озимые яровые). Новые системы полей стали одним из важнейших эле­ментов развития производительных сил, они способствовали ком­плексному использованию земли и восстановлению плодородия почвы. И хотя урожайность зерновых оставалась низкой, в сред­нем сам-три, общий объем продукции земледелия заметно возрос.

Расширилось разведение домашних животных, особенно лоша­дей, овец и птицы, а также собак; повысилась роль мясного ско­та. В наиболее развитых странах начали заниматься улучшением пород скота. В Англии, Испании, Италии, Нидерландах особен­но распространилось овцеводство.

Еще более заметный подъем наступил в ремесле, прежде всего городском, где складывается цеховая форма организации ремес­ленников. Из конопляной, льняной, шерстяной пряжи выраба­тывались ткани для одежды, парусина и мешковина, канаты. От испанских арабов европейцы с VIII в. получали хлопок. Через Византию Западная Европа заимствовала китайский шелк; в те­чение X—XII веков тутовое дерево и шелковичный червь попали в Андалусию, Италию, Францию. Развитие торговли и судоходст­ва позволило сукноделам Тосканы, и Фландрии с XIII в. получать шерсть-сырец из Англии и Испании. Кожевники и сапожники применяют восточные красители и дубильные вещества. С Кар­пат и из Средней Азии начали ввозить каменную соль.

В городе, замке и, что особенно важно, в деревне повысился спрос на изделия из металла: орудия труда и оружие, украшения и монеты. В горно-металлургическом производстве произошел качественный скачок. В XII—XIII вв. перешли к использованию глубинных залежей. В металлургии наряду с древесным стал приме­няться каменный уголь (в Англии и Франции с XI в.) и появились кирпичные стационарные домницы (с XII в.). Появились такие методы обработки металла, как сварка, термическая обработка, горячая и холодная ковка и штамповка, вытяжение, изгибание, протягивание, закрутка, шлифовка, чеканка, с XIII в. — строга­ние, сверление, обточка и полировка. В странах, обладающих зна­чительными запасами металлических руд, — Германии, Испании, Швеции, Англии — горно-металлургические промыслы выросли в особые, самостоятельные отрасли.

Подъем переживает и строительство. Возрастает число замков и более мелких укреплений, монастырей и храмов. Все более разнообразными становятся типы крестьянских жилищ. Города застраиваются многоэтажными каменными и кирпичными жилыми домами. С XI—XII вв. повсеместно внедряется обожженный кир­пич, появляется известковая штукатурка, облицовочный кафель и печные изразцы, черепица. Сооружается первый водопровод с элементами канализации (Труа, XII в.). В церквах и даже частных домах используют цветное стекло и витражи. Начинается произ­водство зеркал (Венеция).

В ткачестве и сукноделии, горном деле и металлургии, стро­ительстве и других ремеслах создаются новые механизмы. Во Фландрии в 1131 г. появился первый ткацкий стан современного вида (но без механического двигателя). Огромную роль сыграло усовершенствование первой машины — водяной мельницы, где стало использоваться средне-, а затем верхнебойное наливное ко­лесо вместо нижнебойного, как ранее. Это позволило применять ее не только для обмолота зерна, но и во многих ведущих ремес­лах: при валянии сукон и изготовлении бумаги, обработке коноп­ляного волокна и кож, обогащении руды. К концу периода стали распространяться ветряные мельницы. Простые механизмы — во­роты, домкраты (в том числе винтовой), поршневые насосы и др. — используются в шахтах. Появляются ручные и ножные (педаль­ные) станки для токарных и точильных работ по металлу, пру­жинные приспособления (например, протез руки с движущимися пальцами для Фридриха Барбароссы, 1153 г.).

Совершенствуются сухопутные дороги, сооружаются первые су­доходные каналы. Изобретены колеса со спицами (вместо сплош­ных деревянных дисков). Расширилась практика дальнего плава­ния в открытом море, укрупнились и специализировались кораб­ли. В конце XIII в. появились первые морские карты — лоции (Генуя, 1270 г.), а на рубеже ХШ и XIV вв. — карты береговых линий — портуланы.

Общественные перемены и производительные силы в XIVXV вв. В XIV—XV вв. экологическая, демографическая и политическая ситуация были исключительно сложными. С конца XIII в. началось похолодание, стало ощущаться ухудшение почв в старопашенных районах. В середине XIV в. разразилась эпидемия «черной смерти», затем чума неоднократно повторялась. Эпидемии, большие войны и восстания, характерные для этого периода, породили кризис­ную ситуацию в сельском хозяйстве. Во многих странах наблюда­лись деколонизация культурных земель, забрасывание пашен, не­хватка рабочих рук, падение урожая и рент, повышение цен на продукты питания и сырье. Выход из аграрного кризиса был до­стигнут путем значительной хозяйственной перестройки: развития наиболее товарных сфер сельского хозяйства, новой организации землепользования и труда в поместьях, более интенсивного использования природных ресурсов, особенно промышленного значения. Перестройка сопровождалась значительным числом изо­бретений в области орудий труда, особенно механизмов, и — впе­рвые — заметными проявлениями роли науки. В течение XIV—XV веков появились кривошипные механизмы, зубчатые передачи, сверлильный станок (для расточки деревян­ных водопроводных труб), колесный домкрат, подъемный кран, землеройная машина (в том числе для прокладки и очистки кана­лов), огромные плющильные молоты. Эти механизмы, прочные, удобные и простые в употреблении, хотя не имели из-за отсутст­вия механических двигателей высокого коэффициента полезного действия, все же многократно превышали ручной труд по произ­водительности. Появился и первый автомат: механические часы. Собственно, колесные часы с боем были изобретены еще в XII в., через столетие были изготовлены первые часы с гиревым меха­низмом, еще через столетие — башенные часы (в Милане и анг­лийском аббатстве Гластонбери). В XV в. нюренбергский мастер П. Хенляйн сделал первые карманные часы.

Совершенствуются и ручные орудия труда. В прядении древнее веретено и стоячую прялку сменила самопрялка с колесом. Стандар­тизация технологии позволила унифицировать отделку тканей, в частности сукон (начало положила Италия). Появилась плотная и тонкая керамика — предшественница фарфора (Каррара, XV в.). Началась систематическая шлифовка драгоценных камней (Брюг­ге, 1456 г.), осваивается применение шлифовальных линз для очков (Нидерланды, XIV в.)'и алмаза для резки стекла (там же, конец XV в.).

В XIV в. уже строят домны (Лотарингия), позволяющие варить чугун. Расширяется применение цветных металлов и их сплавов (латунь и др.). Храмы увенчиваются огромными куполами. Появ­ляется цемент, стальные иглы, кареты и современная телега (XIV в.), водолазный колокол для подводных работ, первый гор­ный тоннель (для усовершенствования альпийского пути через Сен-Готардский перевал), канализация в нескольких городах. Шахты углубляются до 500 м. Появляется паром с бортовыми ко­лесами, который может идти по реке против течения (XIV в.).

Распространяется тряпичная бумага. Первые книги из нее дела­ли еще в XII в., королевские документы — в XIII в., тогда же стали штамповать (оттискивать) текст. В последней трети XV в., с изобретением книгопечатания, появилась современного вида кни­га. До конца XV в. в Европе отпечатали свыше 40 тыс. книг'.

Огромные сдвиги произошли в военном деле: появились чешуй­чатые доспехи, новые арбалеты и др. Но подлинную революцию совершило изобретение огнестрельного оружия, действие которого основано на использовании пороха. В Западную Европу порох принесли испанские арабы еще в конце VII в., он применялся для подрыва укреплений. В XII в. те же арабы изобрели личное огнестрельное оружие, которое распространилось в XIV в. В на­чале XIV в. впервые в массовом масштабе были использованы примитивные пушки (при осаде кастильцами арабского Гибрал­тара в 1308 г.). Затем их поставили на корабли, в следующем сто­летии сделали пушки из чугуна и поставили на подвижные лафе­ты, изобрели фитильный замок. Внедрение огнестрельного ору­жия совершенно изменило военное дело:, тактику боя, состав армий, их снаряжение, характер фортификаций. Начало падать значе­ние рыцарского войска, что подорвало военную роль рыцарства.

Изобретение способа солить рыбу (на которую был очень боль­шой спрос) необыкновенно расширило с XIV в. рыболовецкий и соляной промыслы, рыботорговлю, а также объем торгового фло­та и перевозок.

В мореплавании началось систематическое применение лоций (и возникает профессия лоцмана), совершенствуются якоря, рули и парусное оснащение. Компас и другие навигационные прибо­ры повсеместно внедряются в навигацию. Переворот в судострое­нии произвело появление каравеллы — многомачтового корабля со сложным и разнообразным снаряжением, способного совер­шать далекие океанские путешествия. Так, в XV в. была создана техническая основа Великих географических открытий.

В лабораториях производят сложные опыты по взаимодействию химических веществ, их возгонке и очищению. Заново открыва­ют рецепт мыла (утерянный в VI в.). К XV в. уже умели изготов­лять кислоты, соли, щелочи, аммиак, скипидар, олифу, эфирные масла, составлять краску для художников (в том числе масляную), стекловаров, кожевников и красильщиков тканей. Появление пер­вых механизмов — мельниц, часов, навигационных и оптических приборов, огнестрельного оружия — сопровождалось созданием руководств-трактатов для соответствующих ремесел и промыслов, трудов по механике.

Составляются обширные энциклопедии, отражающие сумму знаний тогдашнего мира. В ХГУ-^ вв. в Западной Европе зарождается наука, которая имела преимущественно экспе­риментальный характер и основывалась на опыте.

В передовых отраслях ремесла, где применялись механизмы, объединялись усилия многих людей и вкладывались значительные средства, возникли новые формы организации труда: паевые то­варищества (горно-металлургический промысел, книгопечатание), артель с подрядчиком (строительство), подчинение низших цехов высшим и раздаточная система, ранние мануфактуры (ткачество, сукноделие и др.). В этих ремеслах предпринимательство и незави­симые ремесленники уступают место наемным рабочим (см. гл. 8). В XIV—XV вв. увеличился вклад в материальную культуру ряда регионов, по разным причинам отстававших в предшествующий период (в частности, Португалии, Скандинавских стран). За счет регулярных торговых и прочих связей неизмеримо возросла переда­ча опыта. Материальная культура — быт, орудия, приемы и навы­ки, организация труда, оружие, украшение, одежда, книги и т.д. — все быстрее универсализируется, хотя этот процесс пока заметен лишь на уровне феодалов и бюргерства, мало захватывает крестьян. Особенности и итоги развития производительных сил до конца XV в. Эволюция производительных сил и эволюция всего фео­дального общества были взаимно обусловлены. Так, первый скачок в развитии производительных сил (VIII—IX вв.) произо­шел в ходе завершения в передовых странах феодализационных процессов; второй (XI—XII вв.) — со складыванием феодальных городов; третий (середина XIV—XV в.) — в результате внутренней перестройки феодальной общественной системы под воздействи­ем товарно-денежных отношений. Ускоренная эволюция произ­водительных сил к концу развитого феодализма стала основой для складывания в передовых странах элементов раннего капита­лизма и сама стимулировалась ими.

Важнейшим стимулом развития производительных сил явился обмен материальным опытом и его распространение из центров на периферию.

Развитие производительных сил в V—XV вв. отличалось значи­тельной неравномерностью по регионам, периодам, сферам. Не­сомненно, что в целом оно ускорялось. При этом первоначально данный процесс много быстрее происходил в странах с античной основой — в Италии, Византии, а затем, с XI—XII вв., — во Фран­ции, Англии, Германии, Фландрии. В составе производительных сил наибольшим динамизмом отличались орудия металлообраба­тывающих ремесел, технически более сложных и имевших более емкий рынок, а также оружие.

Неразрывное взаимодействие существовало между отдельными сферами производительных сил и элементами внутри каждой. Медленно уменьшалась прямая зависимость от природы. Напри­мер, с развитием коммуникаций появилась возможность получать привозное сырье, продукты питания, предметы быта. Сужение возможностей природной среды сопровождалось расширением вторичной среды. Рост народонаселения стимулировал освоение природных ресурсов и разделение труда; благоприятная природ­ная и общественная ситуация, в свою очередь, способствовала увеличению рождаемости. Низкая агротехника обрекала на под-сечно-огневой способ культивации земли, а это консервировало общинно-родовые формы труда и собственности. Переход 1с регулярной системе полей способствовал развитию соседской об­щины; он подорвал большую семью, а вместе с ней и универсаль­ное мелкое домохозяйство.

Одновременно происходило обратное воздействие на материаль­ные основы жизни различных общественных институтов и явле­ний. Классическая феодальная вотчина (с доменом, где трудились наделенные землей зависимые крестьяне) на первых этапах интен­сифицировала сельское хозяйство, способствовала разделению и кооперации труда в деревне, но по мере развития товарно-денеж­ных отношений она стала их тормозом, что привело передовые страны к •необходимости начиная с конца XIII в. сменить формы поместного строя. Монастыри сыграли выдающуюся роль в разви­тии многих ремесел, письменности, книжного дела, в разведении новых культурных растений и пород скота. Нужды армии стиму­лировали военные ремесла, аристократии — ювелирное дело, тор­говых домов — делопроизводство, дипломатии — почтовые сооб­щения и т.д. Революционизирующим общество фактором был об­мен продуктами деятельности. Собственно, торговля являлась одним из моментов производства; ее роль, как и всего развития товарно-денежных отношений, в истории средневековья стала особенно очевидной со II тысячелетия. Проводниками и центрами торговых связей служили города, крупные купеческие компании.

В раннее и развитое средневековье природные факторы до из­вестного предела доминировали над технической оснащенностью общества, а непосредственный опыт — над научным обобщением. Постепенно, с возрастающей активностью осваивалась природная среда, развивался вторичный ландшафт и в то же время появились некоторые необратимые изменения среды (резкое уменьшение ле­сов, болот и связанной с ними фауны). Возросла численность на­селения, произошли важные для материальной культуры процессы территориальных перемещений, этнического и социального син­теза. Возникла сложная социальная и профессиональная диффе­ренциация населения, множество новых занятий и специальнос­тей. Развивались формы организации труда, новые общности.

В конце V в. в Западной Европе господствовала ручная техника. А к концу XV в. уже возник сложный технический арсенал: пер­вые крупные механизмы, огнестрельное оружие, новые типы ко­раблей. Конечно, не все новшества получили быстрое и широкое распространение. Но к началу XVI в. прогресс в развитии произ­водительных сил сделал возможным появление ростков капита­листического способа производства.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]