Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Антоха.docx
Скачиваний:
23
Добавлен:
25.03.2015
Размер:
78.81 Кб
Скачать

3.2. История пропаганды Средних веков и эпохи Реформации

Средневековье, особенно темные века (VI-VIII века) характерны, в первую очередь, распространением религиозной пропаганды. Это касается и мусульманства, и христианства. Обращение в веру не всегда осуществлялось мечом. Проповедь делала мусульманами и христианами тысячи людей. Проповедь же можно рассматривать как форму пропаганды, а проповедников - как пропагандистов. В этом ключе небезынтересны жизнеописания святых.

В частности, святой Аманд, живший, как предполагается, в VII веке, обратил в христианство население севера королевства Франков (современная Бельгия). Ему удалось основать несколько монастырей. Затем он неудачно пытался обратить население славянского Подунавья. После неудачи вернулся во Фландрию, где основал еще несколько монастырей. Интересно, что пропаганда христианства святым Амандом сопровождалась освобождением рабов. Также интересно то, что его считают покровителем виноделия и пивоварения. То есть, прибегая к аргументированию собственной позиции, проповедник, вероятно, не просто и не только использовал весь возможный арсенал убеждения добрым словом.

Для Древней Руси характерным примером пропагандистского воздействия на противника является анонсирование Святославом своих походов. Знаменитое "Иду на вы!" позволяло одновременно и посеять в противнике страх, и подчеркнуть собственное бесстрашие. Такой пример психологической войны как открытое объявление о намерениях является, пожалуй, довольно редко применяемым, но тем более эффектным.

Говоря о пропаганде в Средние Века, мы, конечно же, имеем в виду прежде всего религиозную пропаганду. Прекрасным примером столкновения двух противоборствующих лагерей, активно использовавших пропаганду, является конфликт папы Римского Григория VII и короля Генриха IV.

В целом же, эпоха феодализма характерна воздействием именно на религиозные чувства как собственных сограждан, так и чувства противника. Обвинив в ереси, отступничестве или схизме, можно было придать видимость легитимности любым действиям, вплоть до самых жестоких. В частности, именно религиозная пропаганда сделала возможным Крестовые походы.

Первый крестовый поход был организован в 1095 году по инициативе римского папы Урбана II с целью освобождения Гроба Господня, Иерусалима и Святой Земли от мусульман. Очевидно, что здесь, в первую очередь, папа упирает не на религиозные ценности, а на вполне материальную составляющую - действительно, бедная Франция, перенаселенная и пребывающая в невежестве, получила прекрасную цель - поправить свое финансовое положение за счет войны, освященной церковью. Практически сразу же к походу присоединилось и рыцарство других государств Западной и даже ряда стран (Польша) Восточной Европы. Взятие Иерусалима в июле 1099 года - одна из самых кровавых страниц истории Крестовых походов. Впрочем, все действия воинов Запада были заранее оправданы церковью. Таким образом, мы вновь видим, насколько мощным оружием была пропаганда в руках Римской церкви.

Дабы закончить тему крестовых походов, надо вспомнить, что свою поддержку находили не только войны с мусульманами. Точно так же Римская церковь поддерживала уничтожение еретиков. Крестовые походы также осуществлялись против "схизматиков" - так католики называли православных. В частности, Четвертый крестовый поход имел своей целью не мусульманские города Азии, а православный Константинополь, столицу Византии, которая и была благополучно взята и разграблена войсками крестоносцев. Русь также встретилась с крестовым походом - в 1240 году Тевтонский орден, ранее неоднократно совершавший нападения на новгородские земли и даже захвативший город Юрьев (Тарту), совершил крупномасштабное вторжение в псковские земли. В 1242 году тевтонцы были разбиты на Чудском озере Александром Невским.

Хочется отметить, что все эти мероприятия находили масштабную идеологическую и пропагандистскую поддержку со стороны Римской курии. По сути дела, Римский престол вполне возможно рассматривать как предшественника организованных систем пропаганды и манипулирования. По крайней мере, этим вопросам папа Римский уделял повышенное внимание. Забегая вперед, скажу, что, более того, именно сам термин "пропаганда" в официальном документе впервые был употреблен в 1622 году, когда указом римского папы был создан специальный журнал "Конгрегация пропаганды веры". Римской церковью довольно широко использовались контрпропагандистские приемы, такие как религиозная фальсификация (создание фальшивок), черная пропаганда в виде обличительных памфлетов и прочие инструменты пропаганды.

Следующим этапом развития пропаганды стал период Реформации. Это страшная эпоха для Европы, так как весь континент сотрясали тогда религиозные войны. Параллельно с процессом Реформации происходил и другой процесс, важный для понимания и развития пропаганды в ту эпоху - это Ренессанс. Труды таких выдающихся авторов как Николо Макиавелли ("Государь"), а также Томаса Мора ("Утопия") и Томмазо Кампанеллы ("Город Солнца") необходимы для изучения каждого специалиста по пропаганде. Макиавелли в своем "Государе" дает наставления по организации и функционированию правильного правления - в том числе и по организации пропагандистской работы. Томас Мор и Кампанелла создали собственные образы будущего, которые позже легли в основу различных идеологий. Отмечу сразу, что цинизм Макиавелли является преувеличением. Его "Государь" по нынешним временам - легкомысленное наставление для действующих политиков, а не безнравственное руководство для жаждущих власти. Взять нынешние газетные публикации - большая часть из них окажется куда более циничной.

В эту же эпоху произошло широкомасштабное внедрение великого открытия, разительно изменившее облик пропаганды. Речь идет о печатном станке. Печатное дело существенно изменило облик пропаганды. От ораторского искусства теперь можно было переходить к печати сообщений и к более широкому их распространению.

Вторым великим изобретением, повлиявшим на пропаганду так же сильно, как и печатный станок, стало появление периодических изданий - газет. Само слово газета происходить от одноименного итальянского слова "газзетта" - мелкая монета. В Венеции XVI века газзетту платили за прочтение информационного листка, содержавшего новости торговли, события других городов и информацию из жизни высшего света. Первой газетой в современном смысле слова можно назвать вышедшую в мае 1631 года во Франции газету "La Gazette". Ее тираж составлял 1200 экземпляров, и распространялась она по всей Франции. Значение газеты было настолько велико, что материалы в нее писали лично король Франции Людовик XIII, а также кардинал Ришелье. В России также первые газеты (рукописные вестовые письма - "столбцы", названные позже "Куранты") появились в 1613 году. Газета в европейском смысле этого слова в России появилась в 1702 году при Петре Первом.

Таким образом эти два изобретения, книгопечатание и массовое распространение газет, внесли грандиозный вклад в искусство и науку пропаганды. Серьезное влияние на пропаганду оказали также идеологические изыскания времен Просвещения, то есть, конца XVII-XVIII веков. Современные идеологии, такие как либерализм, берут свою основу именно в эту эпоху. Демократические традиции, понимание политических свобод и прав человека точно так же коренятся в работах гениев времен эпохи Просвещения. То есть, пропагандисту, ежедневно имеющему дело с вопросами прав, свобод, вопросами столкновения идеологий, знать, "откуда ноги растут", необходимо. Точно так же важно, что именно из Просвещения к нам дошла довольно вредная в пропагандистской деятельности фраза Вольтера "Я не согласен ни с одним словом, которое Вы говорите, но готов умереть за Ваше право это говорить".

Пропагандисты, в том случае, если не согласны со словами, которые произносит оппонент, обычно прилагают максимум усилий для того, чтобы общество не воспринимало доводы противной стороны, а разделяло их точку зрения. Тут нет ничего общего с цензурой. Это всего лишь часть психологической войны, или, как говорят японцы, применительно к пропаганде - битвы идей - именно так они называют пропаганду. Собственно, касательно Вольтера все понятно - его судьба побросала так, что для него цензура стала главным врагом - за стихи и прозу Вольтера бросали в тюрьмы и изгоняли из Франции и Пруссии. Тем не менее, носить на руках этого философа в наше время было бы верхом цинизма: Вольтер, в частности, был резким противником народного образования и во многом поддерживал косную сословную систему.

В России, как и в остальном мире, происходило довольно бурное развитие печатного дела. Помимо этого существенную роль и влияние на элиту оказывали философские работы французов, в меньшей степени - англичан эпохи Просвещения. Собственные литературные труды, особенно второй половины XVIII столетия также крайне важны для понимания интеллектуальных процессов в российском обществе. Однако, касательно успехов пропаганды, мы не можем быть столь же оптимистичны.

Лишь в военном деле мы видим широкое распространение методов пропаганды на собственные полки. Появление талантливых полководцев, которые активно использовали навыки психологической войны для поднятия морального духа своих воинов.

В частности, речь идет об Александре Суворове. Вот типичные высказывания из его труда "Наука побеждать", помещенные в разделе "Разговор с солдатами их языком": "Береги пулю на три дня, а иногда и на целую кампанию, когда негде взять. Стреляй редко, да метко, штыком коли крепко. Пуля обмишулится, а штык не обмишулится. Пуля - дура, штык - молодец! Коли один раз! Бросай басурмана со штыка: мертв на штыке, царапает саблей шею. Сабля на шею - отскоча шаг, ударь опять! Коли другого, коли третьего! Богатырь заколет полдюжины, а я видал и больше". Очевидно, что тут Суворов подчеркивает необходимость наиболее простого общения с солдатом и внушения ему требований начальства на понятном языке. По тем временам всеобщего засилья французского, совет говорить на понятном русском языке является совсем нелишним.

Ну и еще одну известную цитату Суворова приведу для того, чтобы было понятно, к кому обращается Суворов, для кого он пишет: "Ученье свет, неученье - тьма. Дело мастера боится. И крестьянин коли не умеет сохой владеть, так хлеб не родится. За ученого трех неученых дают. Нам мало трех! Давай нам шесть! Нам мало шести, давай нам десять на одного! Всех побьем, повалим, в полон возьмем! В последнюю кампанию неприятель потерял счетных семьдесят пять тысяч, только что не сто тысяч. Он искусно и отчаянно дрался, а мы и одной полной тысячи не потеряли. Вот, братцы, воинское обучение! Господа офицеры - какой восторг!"

Важно, что здесь Суворов рассчитывает в своем труде отнюдь не на рядовых солдат, а именно на офицеров. То есть, передает свою военную мудрость именно офицерам, а не солдатам, как могло бы показаться изначально. Офицеры, в свою очередь, должны эти слова ретранслировать солдатам. Таким образом и строиться "Наука побеждать".

Как сильный прием психологической войны можно оценить и действия Суворова во время подавления Польского восстания 1794 года. Польский гарнизон, укрепившийся в Праге, был уничтожен русскими войсками. Всего погибло от 13 до 20 тысяч польских военных. Российские потери тоже были велики - порядка 600 убитых и 1000 раненых. Прага была занята довольно жестко - русские войска мстили за резню, которую поляки устроили в Варшаве гарнизону Российской Империи. После взятия Праги Суворов приказал не убирать трупы до тех пор, пока не пройдут переговоры с польскими делегатами, прибывшими из Варшавы. Послы Польши были устрашены видом ужасающего поражения, нанесенного гарнизону Праги силами Суворова, даже уступавшими по количеству полякам. Менее чем через неделю Варшава капитулировала. Показательная жестокость Суворова привела к снижению военных потерь русской армии до минимального уровня, устрашила противника и позволила взять без боя столицу восставших. Сразу после капитуляции Варшавы Суворов обернулся совсем иной стороной и тут же отпустил несколько тысяч пленных ополченцев и 500 польских офицеров.

Великая Французская Революция открыла для мира новый этап истории. Для пропаганды эта революция стала точно так же значимым этапом. 26 августа 1789 г. Учредительное собрание приняло "Декларацию прав человека и гражданина". Это документ колоссального значения, ведь до этого в Европе не было прецедентов провозглашения прав человека и гражданина на законодательном уровне. Подчеркивая равенство всех перед законом, неотъемлемых "естественных" прав человека и другие демократические идеи, Декларация стала краеугольным камнем всех современных демократий. Борьба Старого порядка и Революции только разгоралась, но, вооруженные Декларацией, революционеры легко завоевывали себе все больше и больше сторонников. В том числе и среди представителей правящих сословий - ведь, как мы раньше уже успели убедиться, пропаганда идей либерализма и демократии гуманистами эпохи Просвещения оказалась очень действенной, а велась она, в первую очередь, среди дворянства, духовенства и купечества.

Влияние деятелей просвещения отчетливо прослеживается и в еще одной довольно успешной пропагандистской акции революционеров. А именно: речь идет о введении французского республиканского календаря. Он начал действовать с 1793 года, а отменен был в 1806 году. Календарь знаменовал отказ от христианских традиций и подчеркивал "естественную религию", ассоциируемую с природой. Так, все месяцы носили связанный с природой характер - вандемьер (22 сентября 21 октября) - месяц сбора винограда; брюмер (по 20 ноября) - месяц туманов, фример (по 20 декабря) - месяц заморозков. Продвижение идеи революционного календаря было возложено на Конвент - действовала специальная комиссия под руководством Жильбера Рома. А истоком идеи естественной религии стали труды времен Просвещения, в частности, работы Жана-Жака Руссо и Вольтера. Календарь, на самом деле - крайне эффективное средство регулярной пропаганды и, что немаловажно - разрыва с традицией Старого порядка. Поэтому деятельность революционеров в пропагандистском плане следует признать крайне эффективной. Не зря Наполеон отказывается от революционного календаря, чтобы подчеркнуть преемственность своей Империи и империи старого времени.

Касательно пропаганды во время Революции, важно упомянуть, что именно при Директории было создано "Бюро по контролю над общественным мнением". Во главе этого института стоял Жозеф Фуше - министр Полиции. Развивая традиции королевской Франции, Фуше распустил широкую сеть осведомителей - то есть, создал аппарат мониторинга настроений общества. Он же организовал досье как на подозрительных французов, так и на ЛОМов. Наконец, как пишет преподаватель информатики МГПАЛТК Алехнович Д.В, через подчиненные в 1800 г. печать и издательства "Бюро по контролю за общественным мнением" активно влиял на умонастроения в своей стране и за рубежом, создавая в газетах или заказных и хорошо оплачиваемых полицией брошюрках образ процветающей под скипетром династии Бонапартов Франции. В 1808 г. в Париже во время тильзитского "союза" Франции и России Ж. Фуше откровенно изложил "молодому другу" царя графу В.П. Кочубею наполеоновскую программу воздействия на умы. "Людьми и государствами отныне (после Французской революции) нельзя управлять по-старому...", ибо "общественное мнение существует, и это просвещенное мнение. Это не то, что в прежние времена. Пренебрегать обществом нельзя".

Наполеон Бонапарт, будучи талантливым военачальником, уделял существенное внимание пропаганде в армии. Он сразу же после первых побед начал распространять прокламации не только среди солдат, но и шире - среди всего гражданского населения Франции. Через год он издает газету "Le Courrier de l'Arme d'Italie", вскоре переименованную в "La France vue de l'Arme d'Italie", а затем выходит и журнал "de Bonaparte et des hommes vertueux".

Интересно, что из названий этих периодических изданий следует уже само изменение и сообщения пропаганды, и объекта пропаганды и, главное, субъекта пропаганды. Первая газета "Курьер Итальянской Армии", как следует из названия, посвящена проблемам собственно армии, находившейся под руководством Наполеона. Уже через полгода его газета получает иное название "Франция глазами Итальянской Армии". Тут уже все гораздо шире - целью, объектом становится вся Франция. И именно на нее транслирует свои сообщения итальянская армия. Наконец, журнал звучит вовсе небывало "Журнал Бонапарта и смелых мужчин". Тут главный субъект пропаганды - уже сам Наполеон. Собственно, с 1798 года так будет всегда. В пропаганде Наполеона главным субъектом пропаганды будет он сам, а объектом станет весь народ Франции. И он понимал, насколько велика ценность газет. Известно, например, суждение Наполеона о роли газет: "Четыре газеты смогут причинить врагу больше зла, чем стотысячная армия".

Параллельно с изданием газеты, Бонапарт организует в армии типографию. И с тех пор типографии будут созданы при всех армиях Наполеона. Они будет передвигаться вместе с войсками, печатать полевую прессу, и, главное - бюллетени. Новая форма пропаганды в войсках - бюллетени - по сути, аналогична листовкам. Бюллетени Великой Армии - это донесения о событиях и действиях армии. Первый бюллетень появился в 1805 году. Он был печатный, с вензелем Наполеона и содержал короткий текст - перечень городов, взятых войсками Франции в Австрии. Также бюллетень сопровождали иллюстрации. Простота содержания позволяла понять его даже неграмотным солдатам, которых в то время в армии было большинство. Поэтому бюллетени зачитывали перед строем армии сержанты. В руки солдатам их не отдавали, поскольку, как только что было сказано, солдаты были в массе неграмотными и бюллетень употребили бы не по назначению.

Важно, что бюллетени после окончательной правки перепечатывались в виде плакатов и расклеивались по всей Франции и даже во всех союзных или оккупированных странах. В 1811 году бюллетени были изданы отдельной книгой. Содержимое их редко соответствовало действительности. Наполеон писал в них то, что считал важным, и то, что считал, нужно знать солдатам.

Важными средствами пропаганды Наполеон считал не только печатное слово, но и визуальную пропаганду. Так, пропагандистским средством стало изобразительное искусство. Серии портретов Наполеона были повсюду. Портреты наполеоновских маршалов точно так же присутствовали повсюду.

Не менее важным пропагандистским методом воздействия на население Наполеон считал парады. Именно при нем регулярно стали проводиться смотры гвардейцев в Тюильри в Париже (каждое воскресенье).

Наиболее интересно посмотреть на пропагандистскую подготовку Наполеона к кампании в России. В ведомстве Фуше была состряпана брошюрка с текстом фальшивого завещания Петра Великого. По сути, она ничуть не отличается от фашистской брошюры "Унтерменш" - недочеловек. В ней точно так же русские объявлялись дикарями и варварами. Автором брошюры был поляк Сокольницкий, иммигрировавший во Францию после неудачного польского восстания, а литобработку осуществлял Мишель Лезюр - публицист. Брошюра носила название "О возрастании русского могущества от его возникновения до начала XIX столетия". В ней Петру Первому приписывались планы захваты Индии, а главной идеей стало то, что Россия вскоре высадит свирепые орды, которые завоюют "Италию, Испанию и Францию; часть жителей они истребят, другую уведут в неволю для заселения сибирских пустынь". Поэтому вся Европа должна объединиться и нанести превентивный удар. Наполеон, таким образом, выглядит спасителем Европейской цивилизации.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]