Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Реферат.doc
Скачиваний:
21
Добавлен:
24.03.2015
Размер:
157.18 Кб
Скачать

3.Значение оружия в создании образа героев

Оружие, упомянутое в эпосе, несомненно, несет большую смысловую нагрузку, хотя бы по двум причинам:

  1. Оно показывает уровень вооружения у шумеров времен Гильгамеша.

  2. Оно служит одним из средств характеристики героев.

3.1 Уровень вооружения у шумеров времен Гильгамеша.

Несомненно, при изучении вооружения только героев, то есть персонажей изначально более сильных, чем простые смертные, мы можем получить несколько искаженную картину. Но при этом невозможно не отметить, что те многие поколения, создававшие и корректировавшие «Эпос…» основывались на реальных данных того времени, пусть даже несколько гиперболизируя их.

Основываясь на данных, которые мы нашли в «Эпосе о Гильгамеше», мы можем составить достаточно подробную картину и узнать, каков был уровень вооружения (а как вывод и уровень ремесел, например, кузнечного мастерства) времен Гильгамеша. Так, например, из эпоса мы почти ничего не знаем о коннице. Герои идут пешком - почему? С одной стороны, это, несомненная попытка подчеркнуть силу героев, способных пройти пешком огромное по тем временам расстояние от Урука до Ливанских лесов. С другой стороны, мы можем понять, что конницы просто не было – воевать на далекие расстояния они не ходили. Так же нельзя не заметить отсутствия какой-либо защитной одежды – ни щитов, ни какого-либо рода кольчуг не упоминается. Конечно, они герои – им не к чему защищать свое тело. Но не стоит забывать о том, что их противник не менее силен, чем они. Что это – уверенность в себе? Безрассудность? Давайте рассмотрим это поподробнее.

3.2 Оружие, как средство характеристики героев.

Рассматривая «Эпос о Гильгамеше», мы, конечно же, понимаем, что главные герои - необычные люди. Гильгамеш – правитель Урука, на две трети бог, наделенный огромной силой и энергией, Энкиду – герой, слепленный из глины богиней Аруру (древнейшей, дошумерской богиней-матерью, создательницей людей) по образу и подобию бога Ану (верховного бога неба), равный Гильгамешу по силе. Свято веря в избранность и необычность своих героев, неизвестные авторы «Эпоса» стараются подчеркнуть это во всем. Именно поэтому вес их топоров, секир, кинжалов непомерно велик. Обычный человек никогда не сможет вынести такой большой вес – порядка одной тонны. Конечно, можно предположить, что люди в то время были гораздо сильнее, крупнее, выносливее, чем современные люди – ведь всем известно, что в разные периоды исторического развития рост, продолжительность жизни людей различались. Но мы узнаем о внешности шумеров следующую информацию: шумеры были приземистыми и невысокими, в соотношении с современными людьми. Следовательно, маловероятно, что каждый шумерский воин мог пользоваться таким оружием. Более того, идти в полном боевом вооружении пешком до Ливанских лесов. На это даже у самого великолепного воина ушло бы столько сил, что, добравшись до Хумбабы, ему бы пришлось просить того о перерыве перед боем.

В этом случае мы не можем не отметить сходство со многими героями древних легенд и былин. Например, не может не вспомниться герой русских былин богатырь Святогор, отличающийся огромной физической силой. Вот что о нем написано в былине «Илья Муромец и Святогор»:

Он едет в поле, спотешается, Он бросает палицу булатную Выше лесушку стоячего, Ниже облаку да ходячего, Улетает эта палица Высоко да по поднебесью; Когда палица да вниз спускается, Он подхватывает да одной рукой.

Так же нельзя не заметить сходство с образом Гильгамеша и еще в одной детали:

А только не выходи драться С Святогором-богатырем - Его и земля на себе через силу носит;

- Советуют старцы Илье Муромцу. Тут нельзя не вспомнить строки из эпоса:

«Создал ты буйного сына, чья глава, как у тура, подъята,

Чье оружье в бою не имеет равных, —

Все его товарищи встают по барабану,

Отцам Гильгамеш сыновей не оставит!

Днем и ночью буйствует плотью:

По-моему, смысл этих фраз очень схож.

Таким образом, нельзя не отметить, что в эпосе использованы элементы сказки, прием гиперболизации, подчеркивающая избранность героев.

Похожая ситуация происходит и с луком, который берет с собой Гильгамеш. Аншанский лук выбран в этом эпизоде неслучайно – этот лук считался в те времена наиболее мощным и требовал от его обладателя большой физической силы при его использовании.

Но можно так же сказать, что оружие, которое берут с собой герои, подчеркивает и еще одну деталь: силу их противника. Так, например, образ Хумбабы хоть и размыт, но все же внушителен. Он – очень старый, сильный дух, хранитель кедрового леса, внушающий страх.

А Хумбаба - Шамаш наделил его силой, Адду наделил его отвагой, Чтоб кедровый лес оберегал он, Ему вверил Эллиль страхи людские. Хумбаба - ураган его голос, Уста его - пламя, смерть - дыханье!

То есть можно отметить, что та усердность, с которой герои готовятся к походу на Хумбабу - дабы прославиться в веках и показать свою силу - показывает не только определенную безрассудность и своеволие главных героев, но и обнаруживает их страх перед старым хранителем кедрового леса.

Возникает вопрос: почему я считаю, что герои поступают безрассудно? Ответ прост: ведь сначала герои решили пойти в поход, а уже потом придумали добычу ценной древесины как повод. Изначальную их цель легко назвать безрассудной: Энкиду жалуется на то, что «Вопли, друг мой, разрывают мне горло: без дела сижу, пропадает сила» и Гильгамеш предлагает ему идти биться против опасного духа, думая тем самым убить сразу трех зайцев:

  1. Развеять тоску своего любимого названного брата

  2. Совершить подвиг с целью прославиться в веках (Эгоистичная цель, не так ли? Особенно с учетом того, что он берет с собой в поход небольшой отряд, совершенно не заботясь о судьбах людей и их семей)

  3. И уже потом они добавляют к этому еще одну цель – добыть ценную древесину.

Придумав, наконец, куда им деть их «богатырскую силу», они собираются в поход. Но тут же возникает и другая мысль: почему, если они безрассудные, уверенные в себе герои, то они так тщательно готовятся к походу? Неужели это обусловлено страхом? Ведь, как мы уже заметили, Хумбаба очень силен. Даже Энкиду предлагает другу отказаться от идеи. Гильгамеш подбадривает его, но потом все же признается:

* Услыхал Гильгамеш советников слово,

* На друга он, смеясь, оглянулся:

* «Вот что теперь скажу тебе, друг мой, —

* Боюсь я его, страшусь я сильно:

* В кедровый лес пойду я с тобою,

* Чтоб там не бояться – убьем Хумбабу!»

Определенно, страх есть. Но в то же время мы понимаем: страх может помочь им в этой ситуации. Ведь если ты чего-то опасаешься, то ты будешь стараться сделать все, что бы защититься, что бы все прошло успешно. Именно поэтому герои изготавливают оружие себе под стать, готовятся к бою. Примечательно, что несмотря на то, что авторы пытаются почти обожествить главных героев мы все равно замечаем за ними ряд человеческих качеств. Героям обычно не присущи страхи. Они всегда смелы и готовы умереть. Например, Гектор – герой «Илиады». Рассмотрим, что он говорит своей жене Андромахе:

Если б вдали оставался, как трус, уклоняясь от боя.

Да и мой дух не позволит: давно уже я научился

Доблестным быть неизменно и вместе с передними биться,

Славу большую отцу и себе самому добывая.

Знаю и сам хорошо, - и сердцем, и духом я знаю:

День придет, - и погибнет священная Троя. Погибнет

Вместе с нею Приам и народ копьеносца Приама.

Мы замечаем, что герой готов биться до конца, даже зная о том, что Троя обречена, город погибнет. И в месте с ним погибнет и он, Гектор. Но он готов умереть. Конечно, можно сказать, что у Гектора нет выхода – он защищает свой дом и поэтому будет биться до последнего. Но в тоже время смелость, готовность к самопожертвованию свойственна многим героям.

Так же нельзя не отметить следующую деталь: рассматривая цифры, которые касались оружия, изготовленного для героев, мы замечаем определенную особенность: топоры - главное, самое сильное оружие против Хумбабы, весили по три таланта. "Топоры они отлили в три таланта". Вроде бы, что тут такого? Но сразу же вспоминается глубокая символика числа три. У этого числа множество сакральных смыслов. Какой именно здесь? Скорее всего защитный - герои отправляются в опасный путь, им необходимы любые способы защиты. Поэтому даже амулет Нинсун, который она надевает на шею Энкиду, пригодится.

С одной стороны, можно уже подходить к логическому завершению - выводу, своеобразному финалу, послесловию работы. Все было бы гораздо проще, если бы я, еще раз перечитав текст, не подумала бы: а как же Хумбаба и его оружие, которое, стоит отметить, было скорее символическим (т.е. служило символом, на не было просто оружием, как в случае с Гильгамешем и Энкиду), нежели реальным. Конечно же, вспоминаются семь "одежд" или "лучей" Хумбабы. Первые упоминания о них мы видим в речи Шамаша, обращенные, к двум молодым героям:

Поспеши, подступи к нему, чтоб в лес не ушел он,

Не вошел бы в заросли, от вас бы не скрылся!

Он еще не надел свои семь одеяний ужасных,

Одно он надел, а шесть еще сняты”.

Что такое эти одеяния? ответ дать сложно, те более что потом их так же начинают называть "лучи":

Когда подойдем мы убить Хумбабу,

* Лучи сиянья в смятенье исчезнут,

* Лучи сиянья исчезнут, свет затмится!”

* Энкиду ему вещает, Гильгамешу:

* “Друг мой, птичку поймай, — не уйдут и цыплята!

* Лучи сиянья потом поищем,

* Как цыплята в траве, они разбегутся.

* Самого срази, — а прислужников позже”.

Так же нельзя не вспомнить, что в борьбе с "одеяниями - лучами" героям помогал Шамаш - он послал им в восемь ветров, которые помогли одолеть чудище. Но как ветры, пусть даже их восемь, и пусть даже они посланы богом, помогали одолеть Хумбабу и его "лучи"? На первый взгляд здесь больше вопросов, чем ответов. Но истина как всегда находится на поверхности. Достаточно лишь прийти к простой мысли, что Хумбаба - кедр, самый древний кедр в этом лесу. Именно поэтому его дух - хранитель леса (а детали про "поражение в затылок" являются приписками более поздних авторов, уверенных в том, что Хумбаба если не человек, то существо с человеческой внешностью). Тогда можно понять, что "лучи-одеяния" - это скорее всего ветки Хумбабы - кедра. И тогда многие детали сразу становятся понятными: именно поэтому восемь ветров, посланных Шамашем, действительно помогают. Именно поэтому легко объясняются следующие строчки:

* Его друг, Энкиду, его в грудь ударил;

* На третьем ударе пал он,

* Замерли его буйные члены,

* Сразили они наземь стража, Хумбабу, —

* На два поприща вокруг застонали кедры:

* С ним вместе убил Энкиду леса и кедры.

* Сразил Энкиду стража леса,

* Чье слово чтили Ливан и Сариа,

* Покой объял высокие горы,

* Покой объял лесистые вершины.

* Он сразил защитников кедра —

* Разбитые лучи Хумбабы.

* Когда их всех семерых убил он,

* Боевую сеть и кинжал в семь талантов, —

* Груз в восемь талантов, — снял с его тела,

* Жилище Ануннаков тайное открыл он.

* Гильгамеш деревья рубит, Энкиду пни корчует.

* Энкиду ему вещает, Гильгамешу:

* “Друг мой, Гильгамеш! Мы кедр убили, —

* Повесь боевой топор на пояс,

Нельзя не отметить, что здесь неизвестные авторы, весьма ловко и интересно описывают то, как герои рубят дерево и ломают ветки.

И вот уже вроде опять все понятно, как вдруг мы замечаем следующее:

"* Боевую сеть и кинжал в семь талантов, —*

груз в восемь талантов, — снял с его тела,".

Что это за оружие? Что за боевая сеть? Была ли она чем-то мистическим, наподобие сети, спетенной Гермесом и в которую попались его неверная жена Афродита и Арес, или это боевая сеть, от которой потом произошли боевые сети гладиаторов? Не думаю, что удастся найти ответ на этот вопрос. Но в тоже время, непонтно, зачем Хумбабе - древнему, мистическому духу-дереву, у которого были смертоносные "лучи" простое, почти "человеческое" оружие (если, конечено, не брать в расчет уже привычный большой вес). Мне кажется, что ответ прост: поскольку произведение дорабатывалось, менялось в течении многих лет мы можем предположить, что эта небольшая деталь (нельзя не заметить, что сеть и кинжал в отличае от "лучей" мы встречаем в тексте всего один раз) скорее всего была приписана позднее неизвестным (-ными), которые не слишком разобрались в значении как образа Хумабабы, так и эпоса в целом.