Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
курсовая уголовка.doc
Скачиваний:
55
Добавлен:
24.03.2015
Размер:
191.49 Кб
Скачать

2. Общие положения по составам убийств, совершённых при смягчающих обстоятельствах

2.1 Убийство матерью новорожденного ребенка

Привилегированный тип (убийства со смягчающими обстоятельствами).

На основании составов преступлений можно выделить следующие виды: убийство матерью новорожденного ребенка во время или сразу же после родов; матерью новорожденного ребенка в условиях психотравмирующей ситуации; матерью новорожденного ребенка в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости; совершенное в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), вызванного: насилием, издевательством; тяжким оскорблением со стороны потерпевшего; иными противоправными или аморальными действиями потерпевшего; длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным либо аморальным поведением потерпевшего; двух или более лиц, совершенное в состоянии аффекта; совершенное при превышении пределов необходимой обороны; совершенное при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление.

Данные деяния отнесены к преступлениям небольшой и средней тяжести. Привилегированные составы обладают всеми характеристиками, относящимися к составу преступления, указанному в ст. 105 УК РФ. Вместе с тем они отличаются от этого преступления по объективной и субъективной сторонам состава. С объективной стороны они совершаются при наличии смягчающих обстоятельств (внешне существующих факторов), которые являются побудительной причиной совершения убийства. С субъективной - убийства совершаются умышленно (с прямым или косвенным умыслом) при наличии таких факультативных признаков субъективной стороны, как физиологический аффект либо психическое расстройство, не доходящее до невменяемости, или иное эмоциональное возбуждение, возникшее у виновного вследствие неправомерного поведения потерпевшего.

Отличие при характеристике субъективной стороны можно обнаружить и по мотивам совершения названных убийств, среди которых не может быть корыстных, хулиганских и некоторые других, указанных в ч. 2 ст. 105 УК РФ. При квалификации по ст. 106, 107, 108 УК РФ правоприменитель обязан анализировать все обстоятельства, смягчающие ответственность, относящиеся как к объективной, так и субъективной сторонам каждого состава преступления.

Только установление совокупности названных признаков позволяет правильно квалифицировать деяние. Имеются существенные отличия привилегированных составов от общего состава (ст. 105) и по субъекту преступления. Субъект по ст. 105 УК РФ общий, т.е. физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения деяния возраста 14 лет.

Субъекты по ст. 106, 107, 108 УК РФ - специальные, т.е. лица, которые кроме признаков, характерных для общего субъекта, обладают еще и специфическими признаками, свойственными каждому субъекту. Так, субъектом по ст. 106 УК РФ может быть только биологическая мать ребенка. Именно она должна привлекаться к уголовной ответственности как исполнитель преступления и отвечать по данной статье. Другие лица, участвовавшие в умышленном лишении жизни ребенка, в соответствии с ч. 4 ст. 34 УК РФ несут уголовную ответственность за рассматриваемое преступление в качестве его организаторов, подстрекателей либо пособников.

По ст. 107 УК РФ субъектом может считаться только то лицо, которое совершило убийство, находясь в состоянии физиологического аффекта. По ч. 1 ст. 108 - только лицо, осуществляющее предоставленное ему законом право на необходимую оборону, а по ч. 2 ст. 108 - участник задержания лица, совершившего преступление.

А.О. Чудиновских утверждает, что законодатель «предусматривает два вида обстоятельств, влияющих на квалификацию преступления и ответственность лица в зависимости от отрицательного поведения жертвы - состояние аффекта и превышение пределов необходимой обороны». В то же время анализ ст. 108 и 114 УК РФ приводит к несколько иному результату: следует говорить не о двух, а о трех видах обстоятельств, влияющих на типовую санкцию. Третьим обстоятельством является, на наш взгляд, превышение мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление.4

Рассмотрим каждый из привилегированных составов убийств более подробно.

В литературе убийство матерью своего новорожденного ребенка часто именуют детоубийством, что неточно; детоубийство - понятие более широкое (по субъекту, возрастным характеристикам потерпевшего и субъективной стороне). Данный состав преступления был выделен в самостоятельную статью УК в 1996 г.

Выделение преступления в отдельный состав было обусловлено криминологическими исследованиями причин его совершения и личности убийцы. По данным научных исследований ежегодно в России совершается до 300 таких детоубийств. Это преступление совершается в силу патологического состояния, временной психической аномалии у роженицы, на возникновение которого могут влиять как физиологические причины, так и внешние факторы (рождение ребенка вне брака и боязнь в связи с этим негативного отношения со стороны других людей, наступление беременности в результате изнасилования, развод с отцом ребенка во время беременности или его смерть, материальные затруднения и др.).

Пункт «в» ч. 1 ст. 61 УК РФ относит совершение преступления в состоянии беременности к обстоятельствам, смягчающим наказание. Поэтому можно сделать вывод о том, что на образ действий только что родившей женщины накладывают свой отпечаток те недомогания, которые она испытывала во время беременности, и страдания, перенесенные при родах. В связи с этим может наступить такое психическое состояние, когда женщина не может в полной мере осознавать фактический характер и значение своих действий и руководить ими, но не оказывается при этом невменяемой. В силу этих причин состав ст. 106 УК РФ отнесен к числу убийств при наличии смягчающих обстоятельств, а равно к категории преступлений средней тяжести.

Если детоубийство может совершаться любым субъектом преступления и по любым мотивам, то по ст. 106 УК РФ привлекается только мать новорожденного ребенка при установлении ряда особенностей, относящихся к форме и виду ее вины, характеристике психики, а также к особенностям ребенка, ставшего жертвой убийств

Наличие этих сугубо индивидуальных признаков субъекта потерпевшего и обстоятельств совершения убийства позволило выделить из общего состава детоубийства привилегированный состав, зафиксированный в ст. 106 УК РФ.

Необходимо отметить, что в юридической литературе встречаются протестующие мнения по вопросу наличия данной нормы в УК РФ на том основании, что ссылки на болезненное состояние матерей, на стыд за рождение ребенка вне брака, на материальные трудности и т.п. якобы не могут служить оправданием убийства новорожденного.

Статья 106 УК РФ, по мнению этих исследователей, нарушает принцип равенства граждан перед законом. Более того, убийство матерью беззащитной жертвы является, по их мнению, «более грубым нарушением закона», чем обычное убийство.

Однако эти доводы, по мнению автора настоящей работы, не убедительны, так как «жестокость» матери в большинстве случаев является иллюзией жестокости по сравнению с другими умышленными убийствами.

Объектом преступления здесь, как и в ст. 105 УК, выступает жизнь (право на жизнь) потерпевшего, которым может быть только новорожденный ребенок. В общепринятом употреблении термин «новорожденный» означает, что ребенок только что или недавно родился, ребенок в возрасте до одного месяца. В уголовно-правовой литературе по этому вопросу высказываются различные суждения. Так, некоторые исследователи считают, что период новорожденности зависит не от сроков и не от обстоятельств убийства, а от развития самого ребенка. В обоснование своей позиции он со ссылкой на медицинскую литературу пишет, что «под периодом новорожденности понимается первый этап жизни ребенка после рождения, в течение которого происходит приспособление его организма к условиям внешней среды. Для этого периода характерна неустойчивость функций внутренних органов. Длительность периода новорожденного индивидуальна и колеблется в пределах нескольких недель, чаще всего трех-четырех недель. У доношенных младенцев этот период короче, чем у недоношенных».

С точки зрения Н.К. Семерневой, известное в педиатрии понятие «новорожденного», т.е. ребенка до одного месяца жизни, судя по конструкции статьи, неприменимо.

По мнению некоторых авторов, в основу определения этого срока должны быть положены критерии, которыми пользуется педиатрия. Например, Ф.Р. Сундурова пишет: «Законодательство особо оговаривает круг условий, при наличии которых применяется ст. 106 УК РФ. Первое из них относится к личности потерпевшего - им является новорожденный, под которым в педиатрии понимается ребенок в возрасте до четырех недель».

С объективной стороны ст. 106 УК РФ предусматривает три обстоятельства и временных периода, характеризующих данное преступление:

- убийство матерью новорожденного ребенка во время или сразу после родов;

убийство матерью новорожденного ребенка в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости;

- убийство новорожденного ребенка в условиях психотравмирующей ситуации.

Для вменения убийства при наличии первого из трех названных обстоятельств правоприменитель должен получить доказательства, что процесс родов уже начался. Если роды не начались, то любые насильственные действия по отношению к плоду, находящемуся еще во чреве матери, могут рассматриваться как попытка совершить криминальный аборт либо причинить тяжкий вред здоровью беременной женщине.

Учитывая, что новорожденный ребенок - это ребенок уже родившийся, возникает закономерный вопрос, как во время родов (а роды по общему признанию медицинской науки - это не одномоментный акт, а сложный и длительный процесс) можно совершить убийство «новорожденного». Теоретически это возможно, а практически весьма проблематично. В этом смысле прав Вижик Е.Е., когда пишет, что «нельзя отнять у ребенка жизнь до ее начала, т.е. когда ее еще нет».

Как уже указывалось в первой главе настоящего исследования, ребенок признается новорожденным тогда, когда он родился, а не тогда, когда начал приобретать формы внеутробного существования. Родившимся ребенок признается лишь в том случае, когда он полностью отделился от утробы матери и приобрел первые признаки жизни. Установление хотя бы одного из них свидетельствует, что ребенок родился живым, и это обстоятельство является исключительно важным для квалификации преступления.

Таким образом, неродившийся ребенок не может быть объектом убийства.

Зная истинный смысл и значение термина «новорожденный», можно заключить, что между этим понятием и понятием «во время родов» существуют явные противоречия, которых нельзя не заметить. Убийство может быть совершено сразу после родов, т.е. когда ребенок уже родился, сделал первый самостоятельный вдох, но еще полностью не отделился от тела матери. Как отмечают исследователи, словосочетание «сразу же после родов» означает: вслед, тут же, вскоре же; этот временной промежуток, во всяком случае, не может исчисляться часами, а тем более сутками.

При убийстве матерью новорожденного ребенка возможна ситуация, когда беременная женщина заранее, до родов готовилась к этому преступлению. В литературе было высказано мнение о возможности нахождения матери «в нормальном состоянии во время родов», и совершение убийства новорожденного ребенка в таком состоянии должно влечь для матери ответственность на общих основаниях, то есть не по ст. 106 УК РФ.

Д.С. Князев указывает, что момент возникновения умысла убить новорожденного ребенка на квалификацию убийства не влияет. Ответственность за убийство матерью своего новорожденного ребенка наступает и тогда, когда умысел этот возник еще до родов, а был осуществлен в период родового процесса или тотчас же после него. Да и в самой статье 106 УК РФ без каких-либо ограничений говорится об убийстве матерью новорожденного ребенка «во время или сразу же после родов». Поэтому представляется, что предварительная подготовка беременной женщины к убийству младенца не является основанием для неприменения к ней ст. 106 УК РФ.

При убийстве во время или сразу же после родов определенные отклонения в психофизическом состоянии роженицы, влияющие на возможности осознания ею своего поведения и принятия решения, презюмируются законодателем, и эта презумпция объявляется неопровержимой. Если в конкретном случае окажется, что роды не вызвали сколько-нибудь заметных психических расстройств, но тем не менее мать по каким-либо соображениям убила ребенка во время или сразу же после родов, то и тогда содеянное необходимо квалифицировать по ст. 106 УК РФ.

Неустойчивость психики, связанная с родами, по свидетельству медицинских работников, может продолжаться у роженицы и далее, в связи с чем законодатель выделяет в ст. 106 УК РФ убийство в условиях психотравмирующей ситуации, под которой принято считать неоднократное негативное воздействие на женщину со стороны других лиц. Оно может начаться еще до родовой деятельности или возникнуть в период родов и продолжаться после рождения ребенка. В качестве лиц, воздействующих на роженицу, могут быть близкие ей люди, родственники, медперсонал роддома и другие лица, которые своим негативным отношением к женщине-матери и ее ребенку создают у нее представление о безысходности ситуации, в которой она оказалась (отсутствие жилья, работы, чьей-либо помощи в воспитании ребенка и т.п.). Главное для правильной квалификации деяния - установить, что психотравмирующая ситуация каким-то образом касается новорожденного ребенка, который проявил или усугубил и без того трудную для матери жизненную обстановку. Разрешение своих проблем мать видит в умышленном лишении жизни новорожденного ребенка. Бесспорно, названная ситуация может возникнуть у матери и после достижения ребенком возраста одного месяца, но учитывая, что ее психика к этому времени пришла в норму, убийство ребенка под диспозицию ст. 106 УК РФ не подпадает и должно быть квалифицированно с учетом мотивов его совершения по ст. 105 УК РФ.5

Необходимо отметить, что психотравмирующая ситуация в составе убийства матерью новорожденного ребенка не может вызвать состояния аффекта, поскольку складывается не в связи с неправомерным или аморальным поведением потерпевшего.

Убийство в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости, происходит, когда у матери новорожденного ребенка налицо расстройство психики, т.е. она не может в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими (ч. 1 ст. 22 УК РФ). Это обстоятельство может быть вызвано самыми различными причинами.

Расстройство может существовать у женщины до рождения ребенка либо развиться (обостриться) после родов, быть временным или хроническим; для квалификации по ст. 106 УК РФ важно, чтобы состояние психического расстройства совпадало во времени с периодом новорожденности ребенка.

На практике это обычно различного рода послеродовые психозы (например, возбуждение, бред, депрессия).

Наличие психотравмирующей ситуации или психического расстройства устанавливается психиатром, который дает заключение по этому поводу.

Преступление, предусмотренное ст. 106 УК РФ, может быть совершено как путем действия, так и бездействия. Причем убийство во время родов или сразу же после них совершается только путем действия (например, удушение, нанесение удара по голове ребенка), а в более поздний период - и путем бездействия (например, некормление, оставление ребенка без помощи).

При этом убийство матерью новорожденного ребенка путем бездействия следует отличать от оставления в опасности (ст. 125 УК РФ) по направленности умысла виновной. Если исходя из обстоятельств дела будет установлено, что виновная, оставляя без помощи новорожденного, обоснованно рассчитывала на то, что его жизнь будет спасена иными лицами, ответственность по ст. 106 УК РФ исключается.

С субъективной стороны убийство, предусмотренное ст. 106 УК РФ, может совершаться как с прямым, так и с косвенным умыслом, мотивы могут быть различными, но все они должны быть связаны с особым эмоциональным состоянием роженицы, влияющим на принятие решения о лишении жизни младенца.

Субъектом преступления является достигшая шестнадцатилетнего возраста биологическая мать ребенка (субъект специальный). Следовательно, убийство новорожденного ребенка его небиологической (юридической - при суррогатном материнстве) матерью, даже при обстоятельствах, указанных в ст. 106 УК РФ, должно квалифицироваться по соответствующей части ст. 105 УК РФ. Убийство новорожденного ребенка, совершенное женщиной в возрасте от четырнадцати до пятнадцати лет, ответственности по действующему уголовному законодательству не влечет, поскольку ст. 106 УК РФ является специальной по отношению к ст. 105 УК РФ нормой, содержащей привилегированный состав преступления.

Во многих случаях мать является единственным субъектом преступления, однако данное преступление может быть совершено и в соучастии. Квалификация действий всех лиц в этом случае зависит от формы и вида соучастия. Так, в сложном соучастии, где исполнителем убийства была мать (специальный субъект), все остальные участники могут выступать только в качестве организаторов, подстрекателей либо пособников.

Квалификация их действий должна быть дана со ссылкой на соответствующую часть ст. 33 и ст. 106 (ч. 4 ст. 34 УК).

Вместе с тем объективную сторону преступления, названного в ст. 106 УК РФ, могут выполнить и соисполнители, которые, действуя согласованно, непосредственно участвуют в лишении жизни ребенка (один держит, второй наносит смертельные травмы, либо по договоренности с целью избавления от ребенка мать новорожденного и ее сожитель - отец ребенка - выставляют коляску с новорожденным на балкон при низкой температуре воздуха и оставляют там на несколько часов, в результате ребенок умирает от переохлаждения организма).

Действия матери ребенка в этом случае при наличии всех других условий, названных в законе, следует квалифицировать по ст. 106 УК РФ, а соисполнителя, не являющегося специальным субъектом, не обладающего теми обязательными признаками, которые названы в ст. 106 УК РФ, - по ст. 105 УК РФ с учетом особенностей мотивов поведения.

Сложнее обстоит дело с квалификацией, если иные соучастники не являются соисполнителями, а выступают в роли организаторов, подстрекателей или пособников. Представляется, что и в этих случаях положения, предусмотренные ч. 4 ст. 34 УК РФ, неприменимы, так как обстоятельства, смягчающие ответственность и указанные в ст. 106 УК РФ, носят строго личный характер и относятся только к матери новорожденного ребенка. Поэтому остальные виновные несут ответственность по соответствующей части ст. 33 и п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ.

Затруднения на практике могут возникать также при квалификации убийства матерью при родах не одного, а двух и более детей. Квалификации содеянного по п. «а» ч. 2 ст. 105 УК не логична, так как ее санкция слишком отличается от санкции ст. 106 УК. Представляется, что аналогично следует ставить вопрос и о квалификации повторного убийства новорожденного ребенка. В то же время, очевидно, что оба эти обстоятельства существенно отягчают вину матери. В связи с чем представляется, что ст. 106 УК РФ следовало бы дополнить частью второй и предусмотреть в ней более жесткое наказание за убийство матерью новорожденного ребенка при наличии указанных отягчающих признаков, а также при наличии заранее обдуманного умысла на убийство.